Смекни!
smekni.com

"Капитал" Карла Маркса - трактат, изменивший мир (стр. 1 из 4)

Министерство образования Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Уральский государственный Лесотехнический университет

Реферат

"Капитал" Карла Маркса – трактат, изменивший мир

Исполнитель:

студентка 2 курса

группа ИЭФ-28

Прожерина Елизавета

Научный руководитель:

Березина А.В.

Екатеринбург 2010


Оглавление

Введение

Глава 1. Философские идеи в основе труда экономиста

1.1 Предпосылки для возникновения марксистской философии

1.2 Труд "Капитал" как образчик диалектического материализма

1.3 Значение труд "Капитал" и теорий Маркса для развития философии

Заключение

Список литературы


Введение

Современная философия предлагает нам разнообразие течений и теорий, от упорядоченного материализма до сложного постмодернизма, от тяготеющего к идеальному экзистенциализма до стремящегося проникнуть в глубины сознания психоанализа, и каждый вправе решить, какой философской концепции он будет поддерживаться. В конце концов, можно не придерживаться никакой и попросту не ставить перед собой философские вопросы. Однако ещё не так давно, в прошлом веке, в нашей стране все поголовно должны были отдавать предпочтение вполне конкретному течению – марксизму, а точнее, его побочной форме, ленинизму. И на протяжении долгих лет философская мысль в Советском Союзе буквально топталась на месте, поскольку не имела права выйти за рамки теории диалектического материализма. Причиной возникновения такой ситуации исследует и определяет отечественная история, часть из них обусловлена состоянием экономики, политики, международных отношений. Но самим явлением марксизма, самим рождением синтеза диалектики и крайнего материализма мы обязаны, по сути дела, человеку, который имел весьма опосредованное отношение к судьбе Российского государства. Он был экономистом, журналистом, исследователем, организатором революционных движений в европейских странах. А ещё - в первую очередь – философом. Его звали Карл Маркс.

Не в пример тому, что было несколько десятков лет назад, сегодня марксизм не занимает господствующее положение в отечественной философии. Но законы диалектики, который исследовались Гегелем, Марксом, Энгельсом, признаны всеобщими, действительными для нашего бытия. Их действие прослеживается во многих науках, не только в философии, и Маркс был первым, кто доказал, что эти законы действуют и в экономике. Этому посвящён его монументальный многотомный труд "Капитал", из которого наиболее широко известен и читаем первый том, единственный, вышедший при жизни Маркса. Глубокий анализ механизмов капиталистических отношений, данный в этом трактате, представляется нам актуальным и по сей день, ведь сегодня практически все развитые страны мира живут при капитализме. Не столь уж устарело и философское значение работы Маркса, ведь сегодня существует такое вполне устойчивое и многообразное направление философской мысли, как неомарксизм.

Цель данного реферата – определить степень и качество влияния экономического труда Карла Маркса "Капитал" на историю философии.

В ходе работы над рефератом мной были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть предпосылки, создавшие условия для возникновения и массового распространения такого направления, как диалектический материализм.

2. Проанализировать связь экономического труда "Капитал" с философским течением диалектического материализма.

3. Сформировать собственное представление о значении создания труда "Капитал" для философии, обоснованное историческими фактами.

Благодаря широкому распространению марксизма-ленинизма в Советском Союзе, учебники и очерки по философии, выпущенные в 60-80-хх годах ХХ века, неизменно посвящают возникновению и развитию марксизма, а также деятельности самого Маркса немало обширных параграфов. Однако нельзя говорить об абсолютной объективности этих сведений, так как они поданы в преувеличенно торжественной, восхваляющей манере. Информация, предлагаемая в более новых пособиях, довольно сжата, но более содержательна. Немало интересных статей на тему марксизма, биографии Маркса и его научной деятельности можно обнаружить в сети Internet.

Данный реферат содержит только одну главу, вмещающую в себя три параграфа. В первом приводится обзор предпосылок для возникновения марксизма, рассматривается процесс формирования философских взглядов Карла Маркса. Во втором анализируется связь экономического трактата "Капитал" с течением диалектического материализма, также созданным Марксом, доказывается отражение в содержании "Капитала" трёх основных законов диалектики. И в третьем параграфе оценивается значение труда "Капитал" и изложенных в нём теорий Маркса для мировой философии и некоторых других наук, а также для судьбы нашего государства.


Глава 1. Философские идеи в основе труда экономиста

1.1 Предпосылки для возникновения марксистской философии

Марксистская философия возникла в середине XIX века и оставалась влиятельным течением в мировой философской мысли до 90-х годов ХХ века. Ее основоположниками явились немецкие мыслители Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). По своей сути она является философией диалектического материализма, с присущими ей особыми принципами объяснения и понимания бытия мира, человеческой истории и их развития. Как мы видели из предыдущих лекций, развитие философской мысли и выражается в изменении принципов философствования. Необходимо отметить, что марксистская философия подвергла радикальному пересмотру сложившиеся традиции и принципы в Европейской философии к середине XIX века. Не было ни одного течения в философии, которое не подвергалось бы критике основоположниками диалектического материализма, инкриминируя им общий "грех" – с их точки зрения они были или недостаточно научными, или ненаучными вовсе.

В марксистской философии сформулирован исходный принцип понимания задачи новой философии, который во многом определили ее черты: прежние "философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его". В своей философии они видели орудие революционного, радикального изменения мира. Но прежде чем изменять мир, его необходимо объяснить и познать. Поэтому они вырабатывают адекватные этой задаче теоретические принципы своей философии, то есть марксистской философии. Они считают, что основным вопросом философии является вопрос о соотношении материи и сознания, бытия и мышления. Те философы, которые признают первичность материи, природы, бытия, как мы знаем, являются материалистами. Марксистская философия исповедует принцип материализма, хотя новый материализм отличается от предыдущих форм материализма, например, материализма французских философов или антропологического материализма Л. Фейербаха. Любая форма материализма исходит в объяснении бытия мира из самого мира, основанием которого является природа, которой ничто не предшествует, которая не творится никем. Философия диалектического материализма не только исповедует этот философский постулат, но признает и обосновывает саморазвитие природы и вне нас существующего мира по своим естественным, а не сверхъестественным законам. В отличие от предыдущих форм материализма, которые признавали объективные формы движения материи, природы преимущественно с точки зрения механицизма, который соответствовал естественнонаучным представлениям XVIII – начала XIX веков, в марксистской философии утверждается принцип диалектики, развития объективного мира, его качественного и направленного изменения. Необходимо подчеркнуть, что на формирование марксистской философии оказали влияние материализм Л. Фейербаха и учение Г. Гегеля о развитии и саморазвитии, которое он создал в рамках своей объективно- идеалистической философии. Как признавали сами родоначальники марксистской философии, философия Л. Фейербаха и Гегеля послужили теоретической предпосылкой формирования диалектико-материалистической теории бытия и развития мира, как природного, так и общественного. Они придали материализму, как принципу объяснения мира, диалектический характер, а диалектике Гегеля, преобразовав ее, придали материалистический характер.

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв.

В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.

Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:

1. предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. – Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);

2. бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);

3. крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;