Контрольная работа №6
Тема: «Гносеология – философское учение о познании»
Задание 1.
Абстракция – отвлеченное понятие, теоретическое обобщение опыта.
Агностицизм – учение о реальности недоступных познанию вещей.
Восприятие – целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения.
Герменевтика – направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания.
Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления.
Гносеология – философская теория познания.
Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним.
Глупость – умственная ограниченность, неспособность к здравому рассуждению; неумный поступок; неумное высказывание, неумная мысль без проверки.
Знание – результаты познания, научные сведения.
Незнание – область преимущественно рационального планирования познавательной деятельности.
Интуиция – это непосредственное неосознанно полученное знание.
Иррационализм – философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т.п.
Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Категория – общее понятия, отражающее наиболее существенные связи и отношения реальной действительности и познания.
Критерий истины – объективность: конечная обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей.
Метод – способ познания.
Методология – учение о методах.
Моделирование – метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности.
Наблюдение – целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающиеся в основном на данные органов чувств.
Наука – выработка и теоретическая систематизация знания.
Объект – то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира.
Субъект – познающий и действующий человек, существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания.
Парадигма – совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию.
Парадокс – это неожиданное высказывание, апория – это затруднение, недоумение, трудноразрешимая задача.
Понимание – постижение смысла того или иного явления, его места в мире, его функции в системе целого.
Предметная область – множество объектов, рассматриваемых в пределах данного контекста.
Представление – это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека и потом восстанавливаются по сохранившимся в мозгу связям.
Рационализм – направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.
Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
Редукция – переход, сведение сложного к простому.
Сенсуализм – философское направление, признающее ощущения, восприятия единственным источником познания.
Скептицизм теория – философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности.
Факт – явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства отношения.
Эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.
Эмпирический – 1. Прил. к «эмпиризм», свойственный эмпиризму.
2. Прил. к «эмпирия», опытный, данный в опыте.
Эмпиризм – философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающее значение понятий, теоретических обобщений при изучении отдельных фактов, явлений.
Эпистема – структура, существенно обусловливающая возможность определенных взглядов, концепций, научных теорий и собственно наук в тот или иной исторический период.
Эпистемология – то же, что теория познания.
Задание второе
Познавательный процесс как единство чувственного и абстрактно мысленного (сочинение)
1. Процесс познания как движение мысли от «живого созерцания» к абстрактному мышлению и от него к практике.
В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени: чувственное отражение действительности и рациональное отражение. Затем, когда все больше прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что ступенями (или уровнями, этапами) познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное – это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое.
С нашей точки зрения, такое представление более адекватно реальной структуре познавательной деятельности, однако оно нуждается в дальнейшей конкретизации и терминологическом уточнении. При таком подходе не замечается еще один, причем исходный уровень познания – «живое созерцание»; этот этап познания оказывается не выделенным из эмпирического. Между тем живое созерцание имеет место при обыденном и художественном познании, в то время как эмпирический уровень характерен только для особого вида познавательной деятельности - научного познания. Да и научное познание невозможно без опоры на живое созерцание.
Живое созерцание – это скорее не познавательная способность, а результат реализации этих способностей или сам процесс познания указанной стороны объектов [7].
Процесс познания во всех своих существенных моментах связан с практикой.
Практика – это основа формирования и развития познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания [1].
Таким образом, познавательное и практическое взаимосвязаны, друг без друга не существуют.
2. «Живое созерцание», или чувственное познание, его особенности, формы и роль в процессе познания
Чувственное познание (или «живое созерцание») осуществляется посредством органов чувств – зрения, слуха, осязания и др., которые у человека есть «продукты всемирной истории», а не только биологической эволюции.
Кроме того, у человека имеются возможности для значительного расширения диапазона чувствительности. Во-первых, это изготовление и применение приборов, позволяющих воспринимать рентгеновские лучи, магнитные поля и пр., т.е. то, что в повседневной практике не требуется воспринимать и что не характеризует его уже только как биологическое существо. Во-вторых, это мышление, мыслительная деятельность человека, обладающая по сути дела, неограниченными возможностями для познания объективной действительности. Мысль стала направлять органы чувств на отражение таких сторон, которые в других ситуациях не могли стать объектом отражения.
Будучи моментом чувственно-предметной деятельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех формах: ощущения, восприятие, представление.
Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные (играющие наиболее важную роль), слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные. В зависимости от других оснований выделяют ощущения тактильные (ощущения прикосновения), температурные, болевые, вибрационные, ощущения равновесия, ускорения и др. Ощущения, как правило, выступают в качестве компонента более сложного образа – восприятия.
Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех сторон, синтез данных отдельных ощущений [7]. При этом восприятие не сводится к суме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Среди последних наиболее важными считаются предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.
Следует иметь в виду, что восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта, от его прошлого опыта: при восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Кроме того, содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей и мотивами его деятельности. Из видов восприятий чаще всего выделяют восприятие пространства, времени и движения.
Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относят образы памяти , образы воображения и др. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных, случайных.
Для живого созерцания в целом характерно отражение внешнего мира в наглядной форме, наличие непосредственной связи человека с реальной действительностью, отражение преимущественно внешних сторон и связей, начало постижения внутренних зависимостей на основе первоначального обобщения чувственных данных.
В заключение отметим, что роль чувственного отражения действительности в обеспечении всего человеческого познания очень значительна:
-органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним предметным миром;
- без органов чувств человек не способен вообще ни к познанию, ни к мышлению;