Смекни!
smekni.com

"Глобальная деревня" Маклюена. Роль и место в философии ХХ в. (стр. 1 из 3)

“Глобальная деревня” Маклюена. Роль и место в философии ХХ в.


ПЛАН

Введение.................................................................................................................. 3

1. Информационная цивилизация как “Глобальная деревня”. 5

1.1 Место идей Маклюэна в философии, социологии и культуре ХХв. 5

1.2. Трехступенчатая модель всемирной истории................. 7

1.3. Особенности компьютерной демократии.......................... 13

2.Особенности взглядов Маклюэна и их значение для философии ХХв. 15

Заключение........................................................................................................... 20

Источники:........................................................................................................... 22


Введение

Все, кого интересуют проблемы "электронной" культуры и современных массмедиа, разумеется, наслышаны о "галактике Гутенберга" и "глобальной деревне", а также не раз сталкивались с лозунгом "The medium is the message", который каждый понимает по-своему. Журнал Wired назвал канадского философа и культуролога Маршалла Маклюэна (1911-1980) святым электронной культуры. В 60-х, начале 70-х годов имя Маклюэна в сознании среднего американского обывателя стояло едва ли не в одном ряду с Христом, Фрейдом и Марксом. Его книги переведены на все европейские языки и изданы огромными тиражами.

Слова Маклюэна о том, что "вначале мы формируем технологии, а потом они формируют нас" сейчас как нельзя актуальны. В свое время ученый отметил выход в большую жизнь "поколений, с телевизором своей матери всосавших все времена и пространства мира через рекламу". А ныне в большую жизнь выходят мальчики и девочки, всосавшие все времена и пространства с компьютером. Что ж, Маклюэн предвидел и это. Еще в середине ХХ века он предсказал Большое слияние руки с кнопкой, телевизора с глазом, компьютера с телом, человека с Сетью. Он возвестил приход Новой реальности, где есть web-серфинг, кликанье, мгновенная ответная реакция, ощущение себя доступной и досягаемой частью трудноуловимого целого. Ведь "мир, "обвязанный" электричеством, не больше деревни".

Данная работа выполнена с целью максимально подробно раскрыть основные идеи Маклюэна в контексте философии ХХв. Для чего все исследование было разбито на две основные части.

Первая часть преследует цель наиболее полного изложения учения Маклюэна, а также содержит ряд сведений о популярности его идей и высказываний.

Вторая часть содержит оценочные и критические замечания, позволяющие оценить вклад канадского социолога, культуролога и философа в современные представления об информационном обществе.

1. Информационная цивилизация как “Глобальная деревня”.

1.1 Место идей Маклюэна в философии, социологии и культуре ХХв.

Оксфордский энциклопедический словарь насчитывает 346 ссылок на Маклюэна. Его афоризм - "средство коммуникации - это сообщение" (the medium is the message) произносится всем миром как мантра. Любопытно, что сам Маклюэн позже придумал и иной вариант фразы - "средство коммуникации - это массаж" и назвал так одну из своих книг (The Medium is the Massage). По его мнению, средства коммуникации "оглаживают, массируют человека, исподволь, незаметно меняя законы восприятия". Несмотря на то что фразы Маклюэна у всех на слуху, мало кто на Западе читал его книги. Четко излагать мысли на бумаге не входило в число его талантов.

Маршалл Маклюэн (1911 - 1980) является одной из наиболее ярких - если не самой яркой - фигур интеллектуальной жизни США 60-70-х годов. Среди множества работ, принадлежащих его перу, могут быть выделены такие наиболее известные, как Галактика Гутенберга" ("The Gutenberg Galaxy", 1962), "Понимая медиа: продолжения человека" ("Understanding Media: The Extensions of Man", 1964), "Медиум - это Послание" ("The Medium is the Message", 1967), "Война и мир в глобальной деревне" ("War and Peace in the Global Village", 1968). В них Маклюэном наиболее полноценным образом были представлены его философские воззрения, изложена собственная культурологическая концепция и развита теория коммуникационных технологий, являющихся основополагающими для становления и развития современного массового общества. Репутации первопроходца и классика в области теории массовых коммуникаций при жизни Маклюэна сопутствовала и его широчайшая известность в качестве популярнейшего персонажа американской массовой культуры, в эти десятилетия буквально не сходившего с экранов телевизоров и страниц периодических изданий, прославившегося своими мудрыми и остроумными изречениями "пророка из Торонто". На поддержание этого имиджа работало также и графическое оформление его книг, разительно отличавшихся по облику, благодаря усилиям лучших графиков, фотографов и художников того времени, от сухих и невзрачных научных работ. Редко упоминаемой является также религиозная направленность творчества Маклюэна: будучи католиком по убеждению (принял католичество в 1937 г.), он полагал, что масс-медиа являются Посланием, ниспосланным человеку свыше и поддающимся разгадке лишь по мере их развития.

Личность Маклюэна как философа стала популярной в контексте действий самих СМК. Благодаря этому он приобрел репутацию не только исследователя поп- культуры, пускай на редкость противоречивого и запутанного. Одновременно он оказался в ореоле славы ее героя. Философ не ограничивал себя одними только научными исследованиями сухого академического плана, но и разрабатывал новые приемы и принципы оформления книги, разрабатывал синтетические виды искусства (в которых совместимы средства разных видов передачи культурной информации), придумывал любопытные афоризмы. Маклюэн выступил также и как концептуальный вождь приверженцев хепенинга и, в какой-то степени,"инвайронментал арт" - искусства.Эти экспериментальные творческие акты проводились людьми, вдохновившимися идеями его работ о наступившей благодаря современным СМК всеобщей вовлеченности и взаимосвязанности[10].

1.2. Трехступенчатая модель всемирной истории

В коротком реферате невозможно охватить все аспекты творчества Маклюэна, поэтому остановимся лишь на некоторых их них, а именно на тех, которые позволяют объяснить актуальность взглядов Маклюэна для той эпохи, которую ему уже не суждено было увидеть, но которую он тем не менее сумел предсказать - эпохи глобальной коммуникации на основе компьютерных (дигитальных) технологий.

Канадский социолог рассматривал социально-исторический процесс с точки зрения развития средств массовой коммуникации: периодизацию социального процесса можно рассматривать не только с точки зрения развития производственных отношений в материальном производстве, но и с точки зрения развития отношений, связей (коммуникации) в духовном производстве. Так, Маклюэн рассматривал следующую периодизацию социально- исторического процесса: "устное", "рукописное", "книгопечатное" общество, "электронная эра"[2].

В общих чертах схема развития цивилизации по Маклюэну выглядит так:

Если для Маркса не было другого двигателя истории, кроме классовой борьбы, то Маклюэн разглядел иной "движок": смену технологий, которую, в свою очередь, вызывает смена способа коммуникации. Канадскому ученому, вероятно, одному из первых пришло в голову, что тип общества в значительной мере определяется господствующим в нем типом коммуникации, а человеческое восприятие - скоростью передачи этой информации. Из российских ученых такую же типизацию разрабатывал Ю.М. Лотман [9].

До изобретения письменности человека окружала только устная речь. Мир, царивший за порогом тесной "аудиовселенной", можно было познать лишь интуитивно, поэтому

1-ю эпоху всемирной истории представлял человек слушающий. Это эпоха племенного индиви­да с преобладанием устной речи в качестве коммуникации в аку­стическом (доалфавитном) мире (мифологическое сознание).

Изобретение алфавита переключило центр восприятия со слуха на зрение - человечество вступило в механистическую эпоху, продолжающуюся по сей день. По Маклюэну, детонатором "взрыва технологий" стало гусиное перо, а эпицентром взрыва можно считать изобретение печатного станка Гутенбергом.

Таким образом, 2-ю эпоху создал человек смотрящий. Это эпоха типографского (пе­чатный станок И. Гутенберга) или индустриального индивида с преобладанием печатного слова над устной речью в коммуни­кации. В данную эпоху изобретение алфавита означало переход к новой эре. Воспринимаемая глазом строка приступила к но­вой организации жизни людей, так как он стал думать логически и последовательно (рационалистическое сознание).

С тех пор начались процессы фрагментации общества и отчуждения человека: печатное слово позволило познавать мир индивидуально, вне коллективного сознания общины. А кроме того, книга стала первым стандартно воспроизводимым товаром, то есть первым продуктом массового производства.

И, наконец, в XX веке произошел новый переворот, связанный с электричеством: "Электрическая цепь сокрушила время и пространство, погрузив каждого из нас в океан забот других людей. Она заново восстановила всеобщий диалог в глобальном масштабе. И главной вестью, которую она принесла людям, стала весть о Всеобщем Изменении".

Человек слушающий и смотрящий представляет 3-ю эпоху — эпоху инфор­мационного индивида в условиях победы электронной (аудио­визуальной) коммуникации, повышающей интеллектуальные способности и творческий характер личности (синтез мифорационалистического сознания).

Г. Маклюэн считал, что электронная революция перекраива­ет жизнь. В начальной стадии электронная технология (косми­ческая связь, портативная видеозапись и г. п.) выполняла роль социальной терапии. Она создала новый этап социального общения, в котором выравниваются искажения и диспропорции, вызванные географией и экономикой, содействуя росту взаимо­понимания между различными слоями общества и народами. На более высоких стадиях электронная революция выступила в качестве первопричины крупных социальных перемен (СМИ дик­туют культуру). Информационная технология, соединенная с аудиовизуальными средствами, создает целый мир поведенчес­ких моделей, которые постоянно, ежедневно на работе и в быту окружают человека и программируют его деятельность во все возрастающем масштабе.