Информация и коммуникация, являясь подразделением понятия культура в современном обществе, удовлетворяют потребности общества в духовном общении. В современном обществе они представляют собой средства прямого информирования населения печатными изданиями (книги, газеты, журналы), вещанием (радио, кино, телевидение, интернет). Характеризуется публичностью, их формы существования подвергаются критике, и на самом деле средства массовой информации производят свой товар, который выгодно продается на рынке.
Информация – это сообщение, с помощью которого общество приобретает новое знание и меняет свое поведение или отношение. Коммуникация — вид духовного общения путем обмена идеями, взглядами и оценками.
Что касается стихийных средств передачи информации, одним из самых распространенных являются слухи. «Они возникают по причине недостаточности информации или недоверия к имеющимся источникам информации. Виды слухов:
- абсолютно недостоверные;
- недостоверные;
- недостоверные слухи с элементами правдоподобия;
- правдоподобные слухи;
- достоверные слухи с элементами неправдоподобия».[13]
Помимо СМИ, людям необходимо непосредственное духовное общение между собой (дома, в театре, в аудитории, по переписке и другое).
Также существует еще одна область духовного производства в сфере культуры – это воспитание и образование человека. Первую осуществляют семья, друзья и знакомые, то есть те люди, которые окружают человека, находятся с ним рядом. По мере взросления человека «воспитывают» государственные учреждения, органы правопорядка, а также средства массовой информации. Нравственное и эстетическое воспитание, формирование мировоззрения осуществляются искусством и учебными религиозными учреждениями. В обществе существует развитая система образования, включающая в себя детские дошкольные учреждения, разнообразные виды школьного обучения (домашнее, монастыри, колледжи, пансионаты, интернаты), высшие учебные заведения.
Также можно сказать и про Искусство. Оно также входит в понятие культура и до сих пор имеет определенную ценность в обществе.
Искусство – это творение профессионалов (художников, музыкантов, поэтов), то есть специалистов в области эстетического. К его функциям относятся:
- познавательная (произведения искусства являются ценным источником информации);
- воспитательная (воздействие на идейное и нравственное в человеке);
- эстетическая (искусство доставляет удовольствие и наслаждение, вызывает определенные эмоции, прививает чувство прекрасного).
Из общей массы видов, ученые выделяют два основных: архитектура (создание зданий и сооружений) и живопись. Произведения последнего вида представляют собой отображение жизни на определенной поверхности с помощью цвета, звука, форм. Результат, как правило, является образным, наглядным, отражает реальную жизнь, хотя и состоит из вымышленных событий, предметов. То, что в процессе создания субъект может использовать свою фантазию, отличает искусство от научного познания.
Так, можно выделить функции культуры, как института духовного производства:
- «познавательная;
- информативная, то есть это накопление и трансляция социального опыта от одного поколения к другому, внутри одной страны в пределах жизни одного поколения, от одного народа к другому;
- коммуникативная (общение благодаря знаковым системам, естественным и искусственным языкам, которые предоставляет культура);
- нормативная (регулирование поведения);
- цивилизационная, гуманистическая».[14]
Третий институт духовного производства формирует у людей абстрактное мышление, способности отделить особое и не важное в окружающем мире.
«Для общества религия выступает как мощное средство сплочения людей, поскольку общие верования придают высший смысл их деятельности. В социальном плане религия реализуется как особый общественный институт – церковь».[15]
Церковь, как и то, что ее создало (религия), являются третьим из основных институтов в структуре духовного производства.
Она, сама по себе является религиозной организацией развитой религиозной общины - объединения последователей определенной религии и возникших на этой основе общности верований и обрядов. Ее обслуживают профессиональные священнослужители.
Религиозными организациями могут быть также «секты – объединения верующих, порвавших с той или иной официальной церковью, изменивших основы ее вероучения и культа или противопоставивших себя господствующему религиозному течению».[16]
Для многих людей религия играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняющих устройство мира и определяющих место человека в нем. Она и сейчас очень важна для общества, так как может способствовать объединению наций, образованию единых государств. Это тоже своего рода культура, а древние религии несут в себе важнейшие традиции народа.
Можно выделить несколько основных элементов любой религии: вера (религиозные чувства, эмоции), учение (принципы, идеи, понятия, используемые только в данной религии) и религиозный культ (совокупность действий, которые совершают верующие для поклонения богам, то есть обряды, молитвы, проповеди).
Также религия имеет свои функции:
- компенсаторная (освобождение от социальных конфликтов: равенство перед Богом, разобщенность заменяется «братством во Христе», смертный оказывается бессмертным, мир зла и несправедливости заменяется «Царством Небесным»). Она проявляется в покаянии и молитве, после совершения которых наступает состояние облегчения (удовлетворенности, радости, успокоенности);
- регулятивная (религиозно-нравственные идеи, культовая деятельность и религиозные организации выступают в качестве регуляторов поведения людей);
- интегративная, то есть объединяет верующих;
- коммуникативная (расширение возможностей общения между людьми).
Политика, право, мораль и нравственность не являются видами духовного производства, так как последние не являются результатом творческой деятельности человека, а политика и право не являются чем-то духовным.
«Политические отношения складываются по поводу власти, а отношения власти – господства и подчинения – это в конечном итоге тоже материальные отношения»[17], складывающийся в ходе практической деятельности.
«Семейные же отношения переплетены с экономическими, моральными, правовыми отношениями и отношениями по детопроизводству»[18], что их можно отнести только к материальным.
«Важность для общества основных исторических форм духовной деятельности подтверждается тем, что они развиваются и совершенствуются, преимущественно, профессионалами в стенах специализированных институтов культуры, таких как научно-исследовательский институт и университет, церковь, театр и т. д. Чтобы добиться успеха в этих областях, нужно обладать обширными специальными знаниями и навыками, как минимум в пределах высшего образования (специализированная духовная деятельность)».[19]
Но чтобы использовать другие необходимые человеку области духовной жизни (язык, народные обычаи и традиции, мода, этикет и другое), не нужны специальные знания, так как это связано с культурой труда, быта, досуга, семейного и личного общения.
Роль идеологии в духовном производстве
«Идеология – это совокупность правовых, политических, нравственных, эстетических и других идей и теорий, ценностей и норм, идеалов и директив действия, отражающих экономические отношения общества с позиций определенного общественного класса. Она способствует закреплению или устранению существующих общественных отношений».[20]
Содержанием идеологии являются острые, актуальные, назревшие и требующие разрешения противоречия общественного развития. Сущность состоит в выражении интересов определенной социальной группы: класса, этнической группы.
«Общие положения она заимствует или получает извне, из сферы политического управления общественными процессами. Идеология создается, как правило, профессионалами своего дела, людьми хорошо подготовленными как теоретически, так и практически».[21]
Она сплачивает людей, разделяющих основные положения идеологии, определяет их мотивацию к конкретным делам и поступкам.
Особую роль в обществе играет общенациональная и государственная идеологии (иерархическая структура ценностей, которая усиленно распространяется в обществе пропагандой, навязывается всем гражданам государства). Государственная идеология может существовать, только если огромные массы людей едины и сознательно или неосознанно доверяют своей государственной власти, руководствуясь идеологическими оценками в своей жизни.
«Идеологизированность» – один из двух главных признаков духовного производства. Вторым является институализация, выступающая организованной формой производства и распределения духовных ценностей. Она не исключает, а органически взаимодействует с такой формой, как духовная самодеятельность людей, составляющая основу творческого потенциала духовного производства».[22]
Иногда в идеологии каких-либо классов скрываются их настоящие интересы, так как они расходятся с интересами прогрессивного развития общества. «Создается идеология, цель которой заключается в том, чтобы нарисовать заведомо ложную картину происходящих в обществе процессов, расстановки социально‑классовых сил, исказить цели их деятельности и т. д. Другими словами, происходит сознательная мистификация действительности, появляются один за другим социальные мифы, а то и множество таковых, чтобы затемнить сознание масс и в этих условиях реализовать интересы тех сил, которым служит данная идеология».[23]