Смекни!
smekni.com

Логика античного времени (стр. 3 из 5)

5. Гераклит

Диалектическая проблематика, заключавшаяся в искании общего, рождается в недрах материалистической теории. Эта наивно-материалистически поставленная проблема с самого начала уже потребовала диалектики. Поставив проблему сущности и предприняв известную попытку решения её, милетские философы тем самым уже бросили искру в будущий костёр мышления. Мысль начинает брезжить в поисках понятийного осмысления действительности.

Логическим результатом этого явилась философия Гераклита, которую можно причислить к школе ионийских философов, т. к. в ней на более высоком уровне получают своё логическое подтверждение отдельные робкие подходы к объективной диалектике.

В отличие от философов милетской школы и пифагорейцев, Гераклит открыто пренебрегает занятиями математикой и естествознанием. С характерной для него загадочной иронией Гераклит утверждает, что ширина Солнца равна человеческой ступне. Мудрость – это не коллекция сведений о явлениях природы, а знание закона, который правит миром. «Многознание уму не научает...» – говорит Гераклит .

Его учение – это первая в истории человечества философия в чистом виде, без всяких примесей в те времена еще очень примитивных опытных знаний о природе. Возможно, поэтому она вызывает искреннее восхищение и двадцать пять столетий спустя: великий немецкий философ-диалектик Георг Гегель утверждал, что нет ни одного положения Гераклита, которое он не принял бы в свою «Логику».

Первое начало Природы Гераклит именует «Logos». У этого слова имеется множество разных значений, основные среди которых – «разумная речь», «истина», «закон». Демократическое устройство греческого полиса прочно связало эти значения в человеческом мышлении: все общественные дела решаются здесь общим собранием граждан полиса, а главным инструментом власти становится слово. Разумное, истинное слово – Логос – превращается в закон. Не удивительно, что верховный закон мироздания у Гераклита зовется «Логосом» (хотя, вообще говоря, Гераклита никак нельзя отнести к сторонникам демократического строя).

Его Логос – это не вещество или материал, из которого сделаны вещи, как вода или воздух у милетцев, а вечный закон, которому следует всё существующее, так сказать, Речь, с которой Природа обращается к отдельным вещам и управляет ими. Иногда Гераклит именует Логос «Разумом, который правит Вселенной», иногда «Богом» или даже «Зевсом», однако его Логос не имеет ничего общего с богами общепринятых религий: Логос не существует отдельно от вещей, его частица пребывает во всякой вещи. Этот Логос, в сущности, не что иное, как закон природы, в том смысле, в каком этим выражением в наши дни пользуются ученые.

6. Демокрит как основатель античной логики

Выдающийся мыслитель древности Демокрит (460-370 гг. до н. э.). Будучи последователем атомистики Левкиппа, Демокрит на ее основе создал всеобъемлющую философскую систему, которая заключала в себе учение о бытии, космологию, космогонию, теорию познания, логику, этику, политику, эстетику и ряд специальных областей научного знания: математику, физику, биологию, медицину, антропологию, психологию, филологию, теорию музыки, педагогику. Был одним из основателей античной логики, о чем свидетельствует его работа в трех книгах «О логике», или «Канон». Хотя до нас дошли лишь незначительные отрывки этой работы, она, конечно, имела влияние на дальнейшее развитие логической науки. Есть основания предположить, что некоторые логические идеи Демокрита были заимствованы Аристотелем. По крайней мере он был знаком с творчеством Демокрита, поскольку отмечал, что тот первым стал оперировать логическими понятиями и определениями.

По Демокриту, ощущения - источник и фундамент разумного познания. Ощущение - затемненный ум; ум - просветленное чувство. Чувство и разум выступают в нем как противоположности и вместе с тем как единство. В чувственном восприятии и в мышлении Демокрит видит отражение подлинной реальности, существующей объективно вне нашего сознания. Демокрит был создателем первой системы логики в Древней Греции.

Демокрит учил, что критериями истины являются:

1) «совершенное чувство», то есть чувственное восприятие, осуществляемое в условиях научной проверке его,

2) «совершенный ум», то есть разум, вооруженный научным методом и управляемое правильными принципами исследования,

3) чувственная практика. Это учение о трех критериях истинного познания, затем развил Навсифан в своем произведении «Треножник» (самый заголовок этого произведения указывает на то, что истина опирается на три основания: ощущение, мышление и практику) и затем ученик Навсифана Эпикур в своей канонику.

Это учение о трех критериях истинного познания затем развил демокритовец Навсифан в своем сочинении "Треножник" (самое заглавие этого сочинения указывает на то, что истина опирается на три основания: ощущение, мышление и практику) и затем ученик Навсифана Эпикур в своей канонике.

Произведение Демокрита «О логике» был направлен против софистов, отрицавших существование объективной истины. Полемизируя с Протагором, он Обертае против него его же собственное положение: если, как учит Протагор, истинное все то, что кому-либо представляется, то истинно и отрицание протагоривського положения, а именно - если кто-нибудь считает, что все истинно, то и эта мысль тоже будет истинной (поскольку истинной объявляется всякая мысль), и таким образом положения, все истинно, оказывается ошибочным.

Демокрит был творцом первой системы логики в Древней Греции. Он написал специальный трактат "О логике", или "Канон", в трех книгах. К сожалению, от этого сочинения дошли до нас лишь незначительные отрывки. Как сообщает Аристотель, из философов - "физиков" впервые Демокрит стал оперировать логическими понятиями и определениями. Сочинение Демокрита "О логике" было направлено против софистов, отрицавших существование объективной истины. Полемизируя с Протагором, он обращает против него его же собственное положение: если, как учит Протагор, истинно все то, что кому-либо представляется, то истинно и отрицание протаго-ровского положения, а именно - если кто-нибудь полагает, что не все истинно, то и это мнение тоже будет истинным (поскольку истинным объявляется всякое мнение), и таким образом положение, что все истинно, оказывается ложным. Этот демокритовский прием опровержения учения Протагора повторяет Платон в диалоге "Теэтет" Полемизируя с Протагором, Демокрит доказывает, что истина -одна для всех людей, что она объективна. Опровергая учение Протагора, что все истинно, Демокрит равным образом опровергает и учение софиста Ксениада, согласно которому все ложно Демокрит и здесь применяет тот же прием Перигролт]. Он это положение также обращает против самого себя: если все ложно, то ложно и то, что все ложно

Демокрит строит логику на эмпирической основе. Он один из создателей индуктивной логики, которая дальнейшее развитие получила в эпикурейской школе. Демокрит, с одной стороны, выступал против "аподейктики" (т. е. против односторонности дедуктивного метода, свойственного рационализму) и, с другой стороны, против "эпидейктики" (скептицизма софистов, их показного знания, прикрывавшего красноречием неверие в истину). По свидетельству Секста Эмпирика (VIII, 327), в своих "Канонах" Демокрит решительно высказался против аподиктическою доказательства. Демокрит считает, что только на основе тщательного наблюдения фактов можно строить научные теории .Но эмпирические тенденции в логике и научной методологии не делают его "ползучим" эмпириком. Его девиз: от опыта и через опыт к отражаемой последним объективной реальности. Научный метод Демокрита заключается в сведении сложного к простому, в разложении сложного на части, в отыскивании самых простых, далее неделимых элементов и в последующем объяснении всего сложного как суммы составляющих его элементов. Задача научного знания, по Демокриту, состоит в том, чтобы открыть простейшие элементы и из разнообразных способов их соединения вывести все сложные вещества и явления. Применяя этот метод к самой логике, Демокрит устанавливает первичные элементы мышления Таковыми являются единичные данные чувственного восприятия, из соединения которых возникают простейшие суждения, состоящие из двух элементов-субъекта и предиката; далее следуют более сложные образования, состоящие из сочетания суждений то, что субъект суждения Демокрит называет "именем", а предикат - "глаголом", говорит о тесной связи мышления и языка в логике Демокрита по-видимому, Демокрит ставил вопрос об отношении между словом и обозначаемым им понятием По крайней мере известно, что он обратил внимание на следующие случаи, в которых отсутствует строгий параллелизм между словом и понятием: 1) когда одним и тем же словом обозначаются совершенно разные вещи; 2) когда одна и та же вещь обозначается различными словами; 3) случаи перемены имен и 4) когда вещь не имеет имени и приходится для ее обозначения пользоваться описанием. К Демокриту восходит понимание суждения как связи субъекта и предиката, как соединения или разделения их в соответствии с тем, соединены или разделены вещи в самой действительности.

Историческое значение логики Демокрита заключается прежде всего в том, что она положила начало особому направлению в логике,, которое после него было представлена эпикурейской школой, создавшей обширную литературу по этой отрасли знания. Демокритовско-эпикурейское направление в логике является по своим основным положениям предвосхищением логики Ф. Бэкона. Отдельные логические учения Демокрита были восприняты Аристотелем: можно отметить отдельные заимствования из Демокрита в сочинениях Аристотеля "Категории", "Первая Аналитика", "Метафизика" и "Топика" Но ввиду скудости дошедших до нас сведений о логике Демокрита нельзя составить полного представления о влиянии его логических учений на Аристотеля. Платон в ряде своих диалогов приводит в целях полемики логические взгляды Демокрита без упоминания имени последнего. Система логики Демокрита была материалистической Она была учением об отражении объективной действительности в познании человека (поэтому она была включена Трасиллом в список физических сочинений Демокрита). Как таковая она противостоит идеалистической сократо-галатоновокой логике.