Смекни!
smekni.com

Теории общественного договора (стр. 1 из 6)

Содержание

Введение

Глава 1. Томас Гоббс и теория общественного договора

Глава 2. Ж.-Ж. Руссо и его теория общественного договора

Глава 3. Джон Локк и теория общественного договора

Заключение

Список литературы

Введение

В XVII - XVIII вв. в Европе были заложены основы нового видения человека и общества, становления и развития их жизненных сил. В этот период возникли предпосылки социально-исторического и духовно-культурного прозрения, осмысления происходящего с человеком и обществом.

Во время постепенного и длительного умирания феодализма, первых буржуазных революций и раннего капитализма в Европе по-новому встали вопросы о том, что же такое общество, по каким законам оно возникает и развивается. Отвечая на них, мыслители той поры активно использовали идеи предшественников об обществе как аналоге государства и создали учение об общественном договоре, призванное раскрыть суть общества.

Томас Гоббс был типичным представителем механистического мышления. Даже духовную жизнь людей он сводит к движениям и усилиям, рассматривая их как сложные механизмы, определяемые внешними воздействиями. Как впоследствии сетовали основоположники диалектического материализма, у Гоббса «физическое движение приносится в жертву механическому или математическому движению; геометрия провозглашается главной наукой»[1]. Качественное разнообразие природы Гоббс сводил к восприятию механического различия вещей. Мысли он выводил из ощущений и сводил переработку идей к сравнению, сочетанию и разделению. Гоббс подобно средневековым номиналистам писал о способности «имен» служить знаками общих идей. Конечно, он начисто отрицал теорию врожденных идей Декарта.

Как мыслитель, Гоббс проявил смелость утверждением материализма не только в общей философии. Он распространил его и на социальную сферу, где потеснил своей теорией общественного договора традиционно теологический подход. Впоследствии эта теория стала общей основой для многих, даже резко расходящихся, взглядов. Гоббс считал, что известное выражение древнеримского поэта Плавта «человек человеку – волк» было изначальной сутью межлюдских отношений. Общественный договор стал вынужденной мерой для того, чтобы избежать войны всех против всех. Такой договор предопределил появление государства.

Другим представителем материалистической традиции в Англии XVII столетия был Джон Локк. Единственным источником идей он провозгласил опыт, не только внешний, но и внутренний - деятельность души. Идеи опыта - лишь материал для знания, которое вырабатывается рассудком путем сравнения, сочетания и отвлечения (абстракции); эти же операции вновь становятся предметом рефлексии, деятельности души. Рождающееся знание проходит через восприятие соответствия или несоответствия двух идей друг другу. Именно такое умозрительное знание достоверно. Простое опытное знание лишь вероятно.

Как всякий серьезный философ, Локк не считал внешний мир буквально таким, каким он нам дается в ощущениях. Но он принципиально полагал, что достаточно знать лишь то, что важно для нашего практического поведения. Еще со времен Демокрита мыслители рассматривали качества вещей по степени их субъективности и объективности. Однако Локк строго разделил качества на первичные, или объективные, и вторичные, субъективные. К первичным относились фигура, объем, плотность, проявления движения и т. д.; ко вторичным - запах, вкус, цвет, звук.

Чуть позже, в XVIII веке, в той же Англии философ Беркли счел, что нет смысла выделять первичные качества, ибо они также являются продуктом человеческих ощущений. А потому реальный, предметный мир - фикция. Так заявил себя абсолютный идеализм. Другой английский философ - Дэвид Юм, ведущий представитель философского скептицизма Нового времени, считал вопрос о том, существует ли объективный мир или нет, неразрешимым. Локк же не разделял позиций агностицизма.

В социальной жизни он был целеустремленным реалистом и практиком большого масштаба, политиком, правоведом, экономистом, автором конституции Северной Каролины. Локк был первой ласточкой эпохи Просвещения (XVIII век), эпохи, верившей в прогресс и силу знания.

На рубеже XVII - XVIII столетий протекало творчество яркого немецкого ученого и философа Лейбница. Если Локк был сенсуалистом-эмпириком и, соответственно, признавал ведущую роль в познании ощущений и чувств, то Лейбниц к словам английского коллеги: «Нет ничего в интеллекте, чего бы не было в чувствах», прямо добавил: «Кроме самого интеллекта». Поэтому он не разделял мнения Локка об уме, как о чистой доске, запечатлевающей чувственные воздействия мира.

Источником знаний является душа и разум, где декартовские врожденные идеи заключены, подобно «прожилкам камня в глыбе мрамора». Блестящий рационалист, он дополнил логическую науку законом достаточного основания и заложил основы математической логики.

Лейбниц - автор оригинальной онтологической теории. Начав с механического материализма, он нашел объяснение мира в «одухотворенных атомах» - монадах. По признанию Ленина, это позволило Лейбницу обосновать неразрывность материи и движения. Монадология воссоздает единый, полный жизни, развивающийся мир, направляемый предустановленной гармонией от высшей монады - абсолюта, Бога.

Просветительская философия в радикальной форме заявила себя через французский материализм XVIII века, которому предшествовал деизм Вольтера (ввел термин «просвещение») и Руссо, убежденность, что Бог - творец, но не правитель саморазвивающегося мира. Вольтер противопоставлял официальному католическому христианству «естественную религию», тождественную морали и ее «золотому правилу»: «Поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой». Жан-Жак Руссо первым выступил с критикой цивилизации, основанной на насилии и обмане, как источниках частной собственности и неравенства, с призывом «назад к природе». Кризис социального самосознания набирал силу.

Не случайно французский просветительский материализм проложил дорогу к революциям. Он находился под влиянием английского материализма XVII века (критика Локком «врожденных идей» Декарта, понимание роли опыта), но был последовательным, атеистическим, антирелигиозным. Его основные положения: природа, преобразующаяся движением материи, - «причина всего»; идеи - следствие воздействия на органы чувств; путь познания - опыт и размышление.

Основоположниками теории общественного договора можно назвать Г.Гроция, Б. Спинозу, А. Радищева, Т. Гоббса, Дж. Локка, П. Гольбаха, Ж. -Ж. Руссо.

Но в данной работе мы не будем рассматривать все возможные теории общественного договора, и рассмотрим только несколько - Дж. Локка, Т.Гоббса и Ж.-Ж. Руссо.

Цель данной работы – изучить теорию общественного договора и ее интерпретация различными философами (Дж. Локк, Т.Гоббс и Ж.-Ж. Руссо).

Задачи:

- изучение теории общественного договора, предложенной Томасом Гоббсом;

- изучение трудов Ж.-Ж. Руссо и его теории;

- изучение теории общественного договора, предложенной Джоном Локком.

Глава 1. Томас Гоббс и теория общественного договора

Томас Гоббс (1588—1679) — английский философ, некоторое время проработавший в качестве секретаря у Ф. Бэкона.

Гоббс разработал философскую концепцию, в которой можно выделить два основных направления исследования: естественную философию, изучающую природные законы, и гражданскую философию, изучающую так называемые искусственные тела, то есть человеческое общество. Гоббс был первым, кто наиболее полно разработал антропоморфную модель общества, основанную на сравнении общества и человека.

Кроме того, он разработал концепцию общественного договора, на основе которой впоследствии было развито понятие гражданского общества. Естественное состояние человечества — война всех против всех. Неправильно было бы думать, будто человек от рождения стремится к сотрудничеству. Человек представляет собой крайне эгоистичное существо, которое стремится к почестям и богатству; поскольку блага не могут быть поделены поровну, соперничество и конкуренция должны быть единственными формами взаимодействия в рамках общества. Чтобы избежать постоянной борьбы и угрозы для жизни, люди решили заключить общественный договор, в результате чего и появилось гражданское общество. Оно основано на законах, и благодаря этому может защищать права гражданина (например, право собственности). По Гоббсу, гражданское общество предполагает отказ человека от части своей свободы в пользу защищенности, которую обеспечивает государство при помощи таких учреждений, как суд, армия, полиция, правительство[2].

Гоббс выделял три типа правления:

- демократию,

- аристократию,

- монархию.

В книге «Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.) он представляет общество как:

- государство;

- «смертного бога Левиафана»;

- материальную субстанцию, «искусственное тело», состоящее из более мелких тел – людей, которые одновременно суть и искусственные тела (в качестве граждан общества-государства) и естественные (как организмы, представители живого мира).

В связи с этим Т. Гоббс различает естественное, то есть догосударственное состояние людей и искусственное. В естественном состоянии люди равны друг другу в физическом и умственном отношениях, имеют равные желания, способности и права к захвату одних и тех же вещей. Поэтому естественное состояние людей – это война «всех против всех», право каждого делать все для самосохранения (вплоть до убийства другого человека).

Такое состояние никому не желательно, так как грозит взаимоуничтожением. Ради установления всеобщего мира и порядка люди вынуждены идти на взаимное ограничение своих естественных прав, то есть заключение своеобразного договора, гарантирующего взаимную безопасность, мир и порядок. О реальности этого договора свидетельствуют нормы нравственности, традиции, обычаи, а также право. Результатом этого общественного договора является переход людей в искусственное состояние гражданства, превращение в социальное существо, образование общества. «Общественный договор, - пишет Т. Гоббса, - больше, чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал каждому другому человеку: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему право управлять собой при условии, что ты таким же образом передашь ему твое право и будешь санкционировать все его действия»[3].