Уже было оказано о том, что главная цель Ницше – переоценка всех ценностей. С кем сражается Ницше? Он выбрал себе достойных противников. Это Будда, Платон, Иисус и их последователи. Общим для них, по мнению Ницше, является отвращение, презрение жизни, ко всему земному. Для Будды мир есть поток вечного становления, изменения, движения. В нем нет покоя. Отсутствие покоя есть беспокойство, тождественное страданию. Избавиться от страдания можно одним способом - остановить поток, успокоитьдвижение; Буддийские мудрецы знают, как это сделать: не оценивать, не хотеть, не созидать. Успокоив свое сознание, человекдостигает желанного состояния нирваны. В основе такого отношения к миру лежит безусловная оценка неизменности, покоя, устойчивости как блага; высшего, желательного состояния, а изменения и движения - как зла, состояния низшего и нежелательного.
Та же отрицательная оценка становления, движения, изменения, свойственного всему материальному, содержится в философии Платона. Но для Платона материальный мир - это еще, не весь мир. Материальный мир - бытие неподлинное, «неистинное». За ним скрывается истинное, вечное и неизменное бытие - мир идеальный. Мудрый знает о его существовании и знает, как его достичь: надо очиститься от грязи материального, держать в чистоте свою бессмертную душу. Эти идеи позднее воспримет христианство.
Ницше считает, что обе эти точки зрения необходимо преодолеть. Они не отражают свойства самого бытия. Такое отношение к миру порождает слабая, усталая воля. Будда, Платон, Иисус и их последователи - враги нового духа. Это достойные враги. К ним подобает относиться с ненавистью и уважением. Ненависть к ним вызвана тем, что они пытались заковать жизнь в оковы, убивали жизнь, убивали самое ценное в ней. А что в жизни самое ценное? Сильная воля, стремящаяся к господству, самопреодолению, изменению, творчеству. Это неразрывно связано с разрушением, злостью и кровью. Будда и Иисус своей проповедью ненасилия, сострадания, любви к ближнему устанавливают господство слабых над сильными, больных над здоровыми, что противоречит самой жизни, где должны торжествовать сила и здоровье.
Новая мораль не знает, что такое сострадание и «любовь к ближнему». Человек должен стать сильным или умереть. Здоровое тело и сильная воля - источник радости. Они порождают свободный дух, для которого не существует внешних запретов, внешней морали. Для него нет Бога, он сам становится для себя Богом. Новый человек - это не животное, отбросившее мораль и живущее инстинктами. Но и не монах, убивающий жизнь и живущий потусторонним. Новый человек - сочетание силы и благородства. В нем тело и дух не находятся в борьбе и противоречии. Это сочетание высокого духа и здорового, сильного тела. Для сильного тела главная радость - радость борьбы и побед. То же для сильного духа. Он презирает слабость в трусость и порожденную ими ложь. Сильный дух - искренний и правдивый. Он ищет только достойных противников, которых можно уважать. Победа для него не самоцель. Важнее сам процесс, сама жизнь как игра и проявление внутренних сил. Именно избыток силы, здоровья, творческой мощи и радости - главный источник жизненных проявлений для нового, совершенного человека.
У Ницше Заратустра - танцующий мудрец. Он часто выплескивает свою радость и жизненную силу в танце. Сочетание силы и легкости должно быть в новом человеке.
Ницше соглашается с тем, что мир есть процесс становления, вечный поток изменений. Нет ничего бессмертного, вечного, неизменного. Нет Бога. Но это не значит, что жизнь обесценилась, превратилась в низость, зло и страдание. Страдает слабая и больная воля, слабое и больное тело. Для здорового и сального тела не нужен внешний источник радости. Оно само для себя радость и высшее проявление жизни.
Ницше действительно переоценивает ценности. Он, естественно, отбрасывает то, что считает благом толпа: мелкие жизненные удовольствия, добытые хитростью, расчетом и обманом. Он отбрасывает также ценности, созданные мудрыми. Они либо создавали ложное представление о потустороннем, о Боге и бессмертной душе, унижая и обесценивая жизнь, либо просто считали жизнь злом и страданием.
Что же такое новые ценности, что утверждает Ницше? Во-первых, он говорит о том, что не может быть всеобщего блага, блага для всех. Ценится то, что редко встречается. Люди изначально не равны, поэтому благо у каждого свое. Бог умер.
Во-вторых, если ставить достойную цель и пытаться создавать новые ценности, то это - новый человек. Человек преодолевающий собственную слабость, все самое недостойное, низкое, болезненное в себе и других. Новый человек — это здоровое, сильное, прекрасное тело и свободный дух. Он творец и созидатель нового, разрушитель старого. Жизнь есть игра, творчество, созидание, но, одновременно, разрушение, зло и страдание. В ней есть все: благо и зло. Тем она и прекрасна.
Учение непонятого и непризнанного философа в первые годы ХХ века стало быстро входить в моду. Это сознательно муссировалось в газетах всей Европы. Хваткая и оборотистая сестра покойного мыслителя, автор многотомной, во многом фальсифицированной биографии брата, наладила выпуск его сочинений массовыми тиражами (одновременно печаталось несколько собраний сочинений Ницше).
Мода на Ницше (точнее на хлесткие цитаты из его работ типа «белокурой бестии») была также в существенной степени обусловлена выходом в 1906 г. его скандально знаменитой книги «Воля к власти», подготовленной к изданию сестрой писателя. Элизабет Ферстер-Ницше тенденциозно скомпоновала черновые фрагменты и наброски брата в виде связного произведения. Долгое время отдельные специалисты вообще полагали, что «Воля к власти» не принадлежит перу Ницше, а представляет собой фальшивку, сработанную его сестрой. Лишь в 1956 г. К. Шлехта на основе огромной текстологической работы в архиве издал последнее произведение философа, восстановив хронологический порядок фрагментов.
О «Воля к власти», изданной Э. Ферстер-Ницше, хорошо сказал выдающийся философ, вдумчивый интерпретатор Ницше М.Хайдеггер: «Все опубликованное в этой «книге» - действительно записи Ницше, и тем не менее он так никогда не думал». Уточним, что здесь в первую очередь идет речь о нечестных истолкователях.
Поверхностная мода на Ницше сослужила философу плохую службу. Совершенно незаслуженно в массовом сознании он в течение десятилетий представал как милитарист, антисемит и славянофоб... Туман лжи и инсинуаций рассеивается, сквозь жирную копоть (как на старой иконе) просвечивает печальный лик философа, сказавшего о своем творчестве (до творчества): «По сути дела, это музыка, случайно записанная не нотами, а словами».
Ницше был первым мыслителем, ощутившим и воплотившим в своих книгах безмерный кризис западного мира, западного духа, западной культуры: религии, философии, морали, права, политики, социальной жизни, науки, искусства - прежде всего идеи непрерывного прогресса (выношенной Ф.Бэконом, Декартом, Тюрго, Кондорсе, Гегелем и другими философами). «Базельский затворник», лично глубоко переживший кровь и смятение франко-германской войны и Парижской коммуны, первый уловил призрачные эманации грядущих общественных катаклизмов, мировых войн, вселенских революций, крушений могущественных империй, переделов мира и т.д.
Мировое значение Ницше как мыслителя определяется именно тем, что он первым среди европейских философов указал и поставил «роковые» вопросы нигилизма, выразив их в необычайно яркой поэтической форме, пользуясь приемами и средствами художественного мышления. Диагност Ницше поставил смертельный диагноз в книге «Веселая наука»: «Европа – тяжелая больная, которая должна молиться на свою неизлечимость и вечные страдания, принимающие разные формы...». Катастрофическое предчувствие истории двух ближайших столетий (XX и XXI веков) как возрастания нигилизма во всемирном масштабе, тотальной переоценки всех ценностей, беспримерного изменения ментальности человечества заставляло философа бить в набат, призывая к трезвости и мудрости.
«Ах, если бы вы знали, как недалеко, как близко уже то время, когда будет иначе!» - восклицал Ницше в книге «По ту сторону добра и зла». Работу «К генеалогии морали» венчает афоризм: грядет «великая драма в ста актах, зарезервированная на ближайшие два века Европы, ужаснейшая, сомнительнейшая и, возможно, наиболее чреватая надеждами из всех драм». Приведем и хрестоматийно известное пророчество философа: «Все на нашем пути скользко и опасно, и при этом лед, который нас еще держит, стал таким тонким; мы все чувствуем теплое и грозящее дыхание оттепели – там, где мы еще ступаем, скоро нельзя будет проходить никому!»
По убеждению Ницше, европейские культура и цивилизация уже стоят на краю бездонной пропасти, в затылок им дышат Небытие и Ничто; казавшийся незыблемым, как скала, фундамент (религиозный, нравственный, социальный, научный) Европы рассыпается в песок. Больной мыслитель объявляет в своих книгах тотальную войну (не на жизнь, а на смерть) вековой неправде. Увы, наивными выглядели попытки Ницше непосредственно повлиять на «большую» политику, изменить словом судьбы Германии и Европы. Он послал несколько своих книг, сопроводив их письмами, германскому императору и Бисмарку (Вильгельм промолчал, канцлер ответил вежливым письмом... и все...). Одинокий мыслитель продолжил свою одинокую войну за изменение мира на бумаге...
Закончилось двадцатое столетие и наступило двадцать первое; подведение итогов, осмысление его значения в духовной истории человечества становится актуальной и насущной задачей. Ницше, выронивший перо из ослабевшей руки более ста лет назад, был и остается одним из главных авторов сценария фильма-катастрофы под заглавием «XX век».