Смекни!
smekni.com

Славянофилы и западники (стр. 3 из 6)

Причины духовной нищеты народа и экономической отсталости страны Чаадаев видел в «выпадении» ее из всеобщей истории, сопровождавшемся религиозным и национально-культурным партикуляризмом. Эта проблема стала предметом философско-религиозной рефлексии в его «Философических письмах». Ее решение мыслитель попытался найти в провиденциализме, позже названном М.О. Гершензоном «социальным мистицизмом». Смысл истории, согласно его концептуальной схеме, определяется «божественной волей», властвующей в веках и ведущей человеческий род к его конечной цели. Провидение, однако, не лишает человека свободы выбора целей и средств, ставя его тем самым в ситуацию ответственности. И чем явственнее обозначается провиденциальный смысл истории, тем выше ответственность человека за ее исход.

Таким образом, хотя в основе исторического бытия мира, согласно Чаадаеву, лежит Провидение, субъектом истории выступает все человечество или отдельный народ, как его персонифицированная часть. В этом смысле нет народов исторических и неисторических, но есть народы, уразумевшие и неуразумевшие. Чаадаев, как бы возвращаясь к идее Одоевского о преимуществах «свежего народа», сформулировал ее как идею о преимуществах отставших народов, к которым относил Россию.

Таким образом, Чаадаеву русская историософия обязана постановкой проблем, ставших сквозными в последующие десятилетия ее развития. «И многое из того, что передумали, перечувствовали, что создали, что высказали благороднейшие умы эпохи, - Белинский, Грановский, Герцен, Аксаков, Киреевский, Хомяков, потом Самарин и др., - писал Д.Н. Овсянико-Куликовский, - было как бы «ответом» на вопрос, поднятый Чаадаевым. Словно в опровержение пессимизма Чаадаева явилось поколение замечательных деятелей, умственная и моральная жизнь которых положила начало дальнейшему развитию».

В целом славянофилов и западников объединяло чувство недовольства утвердившимися в России политическими и социальными условиями. Их объединяло стремление в поиске путей, которые могли бы исправить неверное, на их взгляд, положение вещей.


2. Нигилисты и народники. Взгляды Д.И. Писарева, П.Л. Лаврова,

Н.К. Михайловского и др.

В 70-х годах XIX в. на основе своеобразного мировоззрения оформилось общественно-политическое движение, именуемое народничеством. Тысячи юношей и девушек отправились в деревню для установления контактов с простым народом. Побудительной силой этого движения выступала двойная задача: разделить тяготы жизни и участь народа, а также учить народ культуре, просветить его светом цивилизации и тем самым подготовить почву для грядущей революции. В этом смысле народничество является синонимом демократизма, гуманизма и влечения к народу. Главными идеологами движения были М.А. Бакунин (1814–1876), П.Л. Лавров (1823–1900), П.Н. Ткачев (1844-1886) и Н.К. Михайловский (1842-1904).

Сторонники Бакунина делали ставку на крестьянский бунт в надежде, что он перейдет во всенародную революцию. Итогом ее должна была стать республика на основах анархизма.

Идеология Лаврова исходила из того, что народная революций в России неосуществима без длительной предварительной «раскачки», без выработки социального и политического мировоззрения народных масс. Главное в его взглядах отводилось мирной просветительской деятельности среди широких слоев народа.

Последователи Ткачева перспективу народной революции считали нереальной. Они не видели необходимости тратить время на «раскачивание» народа и надеялись путем осуществления политического заговора совершить политический переворот. Все это должно произойти во имя народа и на его благо, но без участия народа.

П.Л. Лавров – один из первых в России распространителей позитивизма. Он отвергал метафизику во всех ее формах, но под влиянием Ланге склонялся к материализму, как к «рабочему методу». Сознание – продукт биологических процессов и влияния среды. Единственным методом, обладающим научными достоинствами, он считал метод детерминизма. Лавров – сторонник «практической философии». Признавая неразрешимость метафизических проблем даже с помощью детерминистского подхода, он полагал, тем не менее, что человек имеет право на собственный, субъективный нравственный идеал, и что в своих поступках он нравственно обязан следовать этому идеалу. Лаврову принадлежит идея «критически мыслящей личности», которая оказала сильное влияние на умы современников. Философской основой народнической идеологии стало его сочинение «Исторические письма». В этой работе он развивает мысль об «уплате долга народу» и призывает к служению народу. Пропагандируемый им аграрный социализм носит ярко выраженный этический характер.

Н.К. Михайловский – наиболее зрелый идеолог народничества. Не будучи философом-профессионалом, он обладал тонким философским чутьем, прежде всего, в вопросах социального характера, его сочинения тяготеют к социальной философии. Философские взгляды Михайловского можно оценить как просвещенный позитивизм. В принципе он был против революции и выступал за постепенный прогресс. Михайловский руководствовался «субъективным методом», основу которого составляло признание за человеком права на нравственную оценку общественных явлений.

Народничество существовало как бы в активной и теоретической формах. Будучи своеобразной реакцией, на изменение характера социального и экономического развития России в середине XIX в., оно не выполнило взятых на себя задач. Тем не менее, влияние мировоззрения народников долгое время сказывалось в общественно-политической жизни России. Последняя четверть XIX в. ознаменована важным событием – проникновением идей марксизма в российское общественное сознание. Распространение марксизма вначале проходило под знаком критики идеологии народничества. Вынужденные пересматривать свои взгляды народники переходили на другие философские позиции.

В 60-е годы на волне отрицания существующего порядка среди студенческой молодежи распространилась идеология нигилизма, получившее название «нигилизм» (от латинского «nihil» - ничто, этимологически восходящее к понятию «nihilum», что означает «ни единой малости», «ни волоска»), возводящее отрицание в собственно цель и вербовавшее своих сторонников по принципу неприятия существующей действительности.

В публицистическом смысле понятие нигилизм употребил Н.И. Надеждин в статье «Сонмище нигилистов» в журнале «Вестник Европы» в 1829 году. С помощью публицистического жанра Надеждин попытался отразить новые литературные и философские тенденции своего времени.

В дальнейшем, как известно, идеи нигилизма развиваются Д.И. Писаревым, Н.Г. Чернышевским, И.С. Тургеневым и др., но преимущественно в литературе, хотя с определенным философским подтекстом.

Идеологом нигилизма в России был Д.И. Писарев. Этот «коновод нигилистов» сформулировал принципы «ultimatum» своего времени. «Аристократизм» духа его критики подвергал абсолютному отрицанию любую «постепенность», любое «приспособленчество», «соглашательство»: никакого «революционного слова» – только «дело» – вот альфа и омега революции как формы общечеловеческой солидарности.

Не все, кого называли нигилистами, стояли на позиции тотального отрицания. Как и всякое значительное социальное явление, нигилизм не был однороден. Для одних он был высокой миссией высвобождения сознания от иллюзий, формированием трезвого взгляда на мир, утверждением новых идеалов, для других - отрицанием как таковым. Современники мучительно пытались определить суть и границы этого явления.

Нигилисты отвергали идеалистическую философию, религию, деспотизм во всех его проявлениях. Требовали свободу личности, равноправия женщины, проповедовали «разумный эгоизм», утилитаризм, придавали большое значение естественным наукам и опытному знанию. Они считали, что мораль старого общества препятствует развитию личности, поэтому цель была определена как «расчистка места» и создание нового человека.

Понятие «нигилизм» напрямую связывалось современниками с понятиями «аморализм» и «атеизм». Нигилизм - это не только умонастроение, но и манера поведения, определенное отношение к обществу.

Нигилизм – это явление, связанное с переоценкой высших ценностей, именно тех ценностей, которые только и наполняют смыслом все действия и стремления людей.

Автор трактата «Европейский нигилизм» М. Хайдеггер связывал нигилизм со смертью христианского Бога, когда этот «христианский Бог» утрачивает власть над предназначением человека. Интересно, что нигилизм на русской земле также имеет религиозные корни. Мысль о смерти Бога лежит в основе всякого обоснования нигилизма в России.

В 90-х гг. XIXв. в России возникает идейно-политическое течение, получившее название “легальный марксизм”. Его сторонники печатались в разрешенных правительством органах печати. Нередко они использовали в своей критике идеологии народничества положения марксисткой философии. Видными представителями “легального марксизма” были П.Б. Струве (1870–1944), Н.А. Бердяев (1874-1948), С.Н. Булгаков (1871-1944), М.И. Туган-Барановский (1865–1919). Большинство из них вскоре окончательно порвало с марксизмом и, более того, встало на путь его беспощадной критики. Философской основой «легального марксизма» выступало неокантианство. Исходя из противопоставления естествознания и обществознания, его сторонники отстаивали тезис о непознаваемости социальных явлений. «Легальные марксисты» приходят к представлению о независимости научного знания от объективной реальности, об отделении науки от практики. В результате переоценки марксистской философии «легальные марксисты» пришли к тому, что учение о классовой борьбе, о социалистической революции, о диктатуре пролетариата ложно в своей основе. Оно не поддается научному доказательству. Учение же о научном социализме – не более чем лжерелигия. Итогом творчества большинства, как уже сказано, представителей «легального марксизма» стал поворот к идеализму.