Другим критерием разделения понятий является деление на абстрактные и конкретные. Вторые ближе к рассудку, так как имеют свое основание в реальном мире. Это такие понятия, которые мы всегда мыслим, говоря об идеях Платона - идеи лошади, стола, авторучки и так далее. Абстрактные понятия не имеют коррелятов в реальном мире, а выводятся исключительно из других понятий. Таких понятий великое множество. и только деление их на категории отняло бы значительное время. Каждый сам сможет привести примеры абстрактных понятий - мощность, доброта, страх и т. д.
Признав наличие понятий, Шопенгауэр вводит способность суждения - понимание отношений между понятиями. Кроме того, он определяет знание, как наличие во власти человеческого духа таких суждений, которые находят себе достаточную основу познания в чем либо вне себя самих. Иначе говоря, знание - есть закрепление в понятиях разума того, что познано иным путем. В качестве противоположности знания как оформившегося понятия Шопенгауэр противопоставляет чувство - нечто, данное в рассудочном познании, но не оформившееся как понятие. Именно чувствам он приписывает основную роль в формировании характера индивида. Здесь чувства не могут быть выражены словами, так как слова есть орудия понятий, а чувства гораздо шире, глубже, искренней и, как правило, истинней. Чувственный мир человека приближает его к животным в том, что касается познания реальной действительности. Но при суждении - оперировании абстрактными понятиями - человек также обращается к чувствам, и во многом благодаря им познает истину, так как чувственное познание первично по отношению к разуму. Именно поэтому Шопенгауэр посвящает несколько глав обсуждению вопроса превосходства искусств над точными науками, так как последние используют преимущественно абстрактные понятия для своего развития, в то время, как первые оперируют чувствами. Наглядность всегда имеет преимущество перед логикой. Именно это утверждение приводит Шопенгауэра к критике геометрии. Он утверждает, что человеку для познания свойств геометрических фигур гораздо проще взглянуть на нее, чем строить у себя в уме сложные умозаключения.
В качестве крайней вершины развития, которой может достичь человек, Шопенгауэр указывает максимальное развитие практического разума - перевод всех познанных идей в категорию абстрактных истин. Именно такое развитие разума дает человеку возможность всестороннего обзора жизни в ее целом. То есть человек будет иметь достаточно материала для познания в себе самом, а не во внешнем мире, что приведет к уменьшению влияния внешнего мира на суждение и сознание человека, что приведет к душевному спокойствию - идеалу стоического мудреца, каким его видит Шопенгауэр.
Итак, мы подошли к самой интересной, опасной и захватывающей части доклада. Перед тем, как сделать короткий и неутешительный вывод, я попробую вкратце повторить описанные шаги размышления. Мир есть воля. Сущность этой воли есть стремление. Воля дана нам лишь в своих проявлениях и непознаваема нами, так как все возможные формы познания относятся лишь к проявлению воли, а не к ней самой (к примеру, мы так же не можем познать неведомое нам животное по одному его следу на снегу). Проявления воли - ,объективации, выстраиваются по ступеням, начиная с самых нижних "сил природы" и ко все более высоким. На одной из ступеней объективации возникает познание и, следом за ним, мир как представление. Где представление - способ существования познания, подразумевающий синтез субъекта и объекта. На самой высокой ступени объективации стоит разум - способ познания, присущий только человеку. Особенностью разума является возможность подчинять себе более низкие степени объективации воли, познавая их. То есть воля достигает в разуме возможности познать самое себя. Это заключение понадобится Шопенгауэру позднее, при выводе этических правил... А теперь зададим вопрос - зачем живет человек?
Попробуем ответить на этот вопрос с позиции философии Шопенгауэра. Человек есть ступень объективации воли и как тело и как разум. Но говорить о цели существования ступени объективации воли бессмысленно, как бессмысленно спрашивать, зачем деревья качаются, и зачем падает камень. Дозволен здесь только вопрос "почему", приводящий нас к причинной связи человека и воли. То есть, мы должны были бы задать вопрос "зачем воля стремится?". Но и этот вопрос некорректен, так как несет в себе оттенок формы познания (причина, время, пространство), а формы познания не присущи воле. Я даже устал это повторять. Объяснение может показаться запутанным, но Шопенгауэр позаимствовал у Спинозы замечательный пример о мыслящем камне. Проведя аналогию между пущенным камнем и человеком, мы можем только догадываться о целях руки, нас запустившей, но никогда их не узнаем. Так же и человек. Он живет только потому, что его живет жизнь, и ни цели, ни исходной посылки мы никогда не узнаем. А раз так, то мы можем сколько угодно придумывать любые цели для жизни, оправдывать их какими угодно мотивами. Все они одинаково безосновательны для существования человека. Говорю теперь совсем просто - смысла в человеческой жизни нет и быть не может.
Вот к такому выводу приходит Шопенгауэр в своей философской работе "Мир как воля и представление". Необходимо отметить, конечно, что здесь речь идет о человеке, как о высшей форме существования, а не о его животном начале, смысл существования которого ясен и раскрывается Шопенгауэром во всей своей правде - это только стремление продолжить род. Стремление продолжить стремление. Но к отдельному индивидууму с его эгоистическим внутренним я (а это тоже ступень объективации воли), этот смысл существования никакого отношения не имеет. Теперь каждый вправе сделать для себя вывод - кто я (тварь дрожащая, или имею право...): животное или человек. Если я живу только рассудком и всем, что ниже него, то моей целью останется воспроизведение себе подобных. Если же я смею назвать себя человеком, то смысла в моей жизни нет.
Путь
Всем, кто внимательно ознакомился хотя бы с предыдущей главой, будет понятно, как же тяжело мне будет излагать далее.
Высшая степень познания сущего по Шопенгауэру состоит в осознании бесцельности человеческого существования. Освященный этим знанием индивид перестает стремиться, а становится просто пассивным наблюдателем текущей вокруг него жизни. Не правда ли, очень похоже на просветление у буддистов. Что ж, это еще раз демонстрирует нам, откуда растут корни шопенгауэрской философии. Восточная философия была мало популярна в Европе в 19 веке и за распространение идей буддизма и вед Шопенгауэру следует сказать огромное спасибо. Может именно благодаря ему многие европейцы стали мечтать о нирване. Но в одночасье нирваны не достичь, и философ, стремясь объяснить это читателю, сооружает-таки этическую надстройку над своей системой, вступая при этом в противоречие со своей же философией. При прочтении "Мира как воли и представления" с должным вниманием, несмотря на обилие уклонов и зигзагов, основная идея вырисовывается достаточно ясно до тех пор, пока Шопенгауэр не пытается ввести этику в четвертой книге. И, хотя философ постоянно настаивает на том, что отвечает на вопрос "что", но основным вопросом читателя будет "ну и что теперь делать?". И так как жизнь есть движение, то даже к осознанию бессмысленности движения надо двигаться.
Шопенгауэр, поэтому, разворачивает свои мысли в двух направлениях. В "Мире..." он продолжает теоретически рассуждать о поведении разума, как высшей ступени познания, а в "Афоризмах житейской мудрости", отступая от своих принципов, о чем честно предупреждает еще во введении, приводит систематизированный "учебник жизни".
"Афоризмы житейской мудрости" начинаются, да и пропитаны насквозь одной главной идеей, вынесенной в эпиграф цитатой из Шамфора: "Счастье есть вещь нелегкая. Его очень трудно найти внутри себя и невозможно найти в другом месте". Подобные цитаты из самых разнообразных источников приводятся довольно часто, подчеркивая образованность автора... Книгу свою Шопенгауэр открывает классификацией благ человеческой жизни. Говоря о благах, нельзя не отметить, что определения их постоянно вызывали споры среди философов, Шопенгауэр дал простое и изящное определение - благо есть то, к чему в данный момент стремится воля. Здесь важно отметить, что именно в данный момент, так как через мгновение мотив превращается в квиетив, и то что было благом, начинает отталкивать. Блага же людские Шопенгауэр делит на три категории: что есть индивид, что он имеет и чем представляется. Ключевым понятием (выведенным еще в "О свободе воли") философ считает неспособность индивида изменить что-либо по своему усмотрению. Воля предполагается несвободной. Поэтому за подлинные блага Шопенгауэр принимает те, что относятся к первой категории - что человек есть сам по себе. Именно эти блага всегда получают приоритет: здоровье перед богатством, душевный покой перед мнением окружающих и так далее. Поэтому приветствуется всякое жертвование внешними благами (второй и третьей категориями) перед благами внутренними. "Афоризмы... " носят в большей мере этический характер, чем "Мир...", поэтому в первом труде мы обнаруживаем именно упор на освобождение от общественных благ, а во втором нам рисуется картина уже полного освобождения от всякого рода стремлений. Прочитав "Афоризмы...", рука сама тянется поставить "блага" в кавычки, так как Шопенгауэр очень четко и едко показывает всю подноготную тех "жизненных достижений", которые так манят к себе человека в жизни вообще и в обществе в частности. Слава, честь, богатство, семья - все это ничто перед внутренним наполнением индивида. Много раз автор повторяет мысль, что человек, которому достаточно внутреннего богатства, не будет искать его извне, а духовно бедный человек, напротив будет стремиться к внешнему удовольствию всякого рода, в то время как внутри он останется таким же несчастным.