Смекни!
smekni.com

Смысл свободы как одной из общечеловеческих и национальных ценностей (стр. 22 из 25)

Иное, кантовское понимание свободы, долга, воли позволяет выделить в них непреходящее нравственное значение. Бессмысленно принуждать к чему-то человека, сознательно выполняющего долг, имеющего мотивацию, на основе которой строится самодисциплина. Такой человек свободен. Свободны и его воля, и выбор того или ино­го поступка.

И вот перед нами две разные, противостоящие друг другу пара­дигмы воспитания (или можно сказать по-другому, в общем контекс­те — философии образования):

- одна предполагает реализацию ценностей свободы, сознательно­го выбора ребёнка, уважения его личности, признания его экзистен­циального равенства со взрослым и другими людьми (равенство сто­рон общения и общего дела);

- другая признаёт доминантами авторитет взрослого и «целенаправленное воздействие» на ребёнка в структуре взаимных отноше­ний, где ребёнок выступает в роли «ведомого», а взрослый как руко­водитель, ведущий, что допускает принуждение и давление на ребён­ка в тех случаях, когда он делает выбор иной, чем видится взрослому. Здесь только взрослый определяет содержание и формы образова­ния, он лучше знает, что нужно ребёнку, поэтому может и не учиты­вать его интересы.

Было бы упрощением свести всё различие позиций к противопо­ставлению авторитарной и демократической модели образования. В реальности всё сложнее: эти модели могут сосуществовать в деятель­ности одного и того же педагога или родителя, в одной и той же шко­ле. Эти модели складываются как сосуществующие направления в динамике образования в одной стране в одно и то же историческое вре­мя. Каждая из них имеет при этом свои особенности развёртывания во времени на разных этапах культурного развития. И было бы, наверное, наивно полагать, что какая-то из них возь­мёт верх в обозримом будущем (хотя субъективно мы желали бы рас­тущего укрепления позиций педагогики свободы). Ведь всегда среди педагогов и родителей найдется хотя бы один, кто уверен, что хороший учитель — это тот, кто не даст поблажки ученикам, «не идёт у них па поводу»; кто строг с детьми, не распускает их, не позволяет лишнего, заставляет делать что «надо», а не что «хочется», и дети у него как «шёлковые». Всегда найдётся родитель, который воспитывает затре­щинами и всегда готов просто так запретить подростку делать то, что тот хочет. Всегда найдётся взрослый, который скажет ребёнку: «Не­чего своевольничать, делай, что тебе сказали, и закрой рот». И всё потому, что реальное воспитание и обучение всегда движется между ними полюсами: свободой и несвободой.

Педагогика свободы требует от взрослого большего терпения и мастерства, больших знаний и нравственных сил, большей любви и унижения к личности ребёнка, большей заботы и искренней поддерж­им всех сигналов внутреннего роста.

Педагогика воздействия и принуждения проще: здесь надо вы­держивать свой характер, показать превосходство, где надо — употребить власть и даже прикрикнуть, не дать сесть на шею, подключить коллектив, провести нужные мероприятия и при каждом случае учить окружающих жить.

В невозможности преодолеть пропасть между этими двумя обли­ками педагогики, двумя альтернативными моделями образования — ею основное фундаментальное противоречие. Нет, это — именно противоречие, которое необходимо на­учиться преодолевать, если мы хотим сделать образование адекват­ным демократическому обществу.

Другое фундаментальное противоречие вызвано двойственной позицией ребёнка в отношении к образованию, школе и учителю. С одной стороны, ребёнка тянет к образованию как узнаванию нового и интересного, он скучает по школьным друзьям, если долго их не видит, он любит некоторых из учителей (тех, с которыми у него наладилось нормальное, нравственное общение). С другой стороны, он явно тяготится общим обучением, бесконечными заданиями, в которых не ви­дит смысла, стандартными ответами у доски, плохими отметками, ок­риками учителя. Он ненавидит школу (даже заболевает, когда его принуждают ходить в неё регулярно), он ненавидит многих из учите­лей, вплоть до того, что в мыслях желает им зла. Отсюда — начала асоциального поведения, в котором виноваты не только семья и дурная социальная среда, но и принуждающая школа.

Преодоление трудностей возможно лишь в случае признания свободы основной ценностью, причем в трех ее аспектах – «свободы личности ребенка», «свободы учительского труда» и «свободы школы как основного элемента педагогического сообщества, ибо все они неразрывно взаимосвязаны.


Приложение 2

Методические материалы к семинару

1 этап.

Предлагается 2 варианта проведения «разогрева» для первого этапа, цель которого установить приоритетные ценности, которые необходимо формировать у школьников.

1 вариант рекомендуется в группах, с невысокой степенью активности, которым достаточно вставить пропущенное слово в высказывания знаменитых деятелей:

«Ответственность»

«Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем …за все несчастья земли и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни» (Ромен Роллан).

«Нельзя человеку во всем полагаться на других и скрывать свою усталость или свою … за несовершенство общественных норм» (П.И.Новгородцев).

«Сохранить свободу можно лишь там, где она осознанна и где ощущается … за нее» (Карл Ясперс).

«Свобода»

«Человек – раб потому, что … трудна, рабство же легко» (Н.А.Бердяев).

«Мужество солдата хорошо только в соединении с лучшими мирными добродетелями, дисциплина хороша только в соединении с высшим чувством …» (Вильгельм Гумбольдт).

«… есть для общественного организма то же, что здоровье для индивидуума. Если человек теряет свое здоровье, ничто на свете ему не в радость; если общество теряет …, то оно томится и не знает счастья» (Г.Болингброк).

«Когда я могу делать то, что хочу, это значит, что я …; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости» (Вольтер) (свободен).

«Делать то, что доставляет удовольствие, - значит быть …» (Вольтер).

«Излишек … приводит к анархии, слишком же строгие путы приводят к деспотии» (Сунь Ятсен).

«Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия при царях, насколько … лучше рабства» (Демокрит).

«Выбор»

«Человек имеет свободу …, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» (Фома Аквинский).

«Для дурного … нет извинений» (А.Э.Шефтсбери).

«… между двумя возможностями никогда от нас не зависит: мы постоянно необходимости, мы ее вечные рабы» (Де Сад).

«Пессимист, оказавшись перед …из двух зол, выбирает оба» (Оскар Уайльд).

Ведущий может провести занятие по данному варианту в игровой форме. Участники по группам, могут стараться найти как можно больше слов, которые могли бы заменить пропуск. При этом чтобы выражение имело определенный смысл. Такая форма работы может использоваться как определенный игровой «разогрев» и мотивировать дальнейшую активность.

2 вариант. В ходе мозгового штурма или дискуссии могут быть выделены 3-4 наиболее важные ценности. Из них могут быть свобода, ответственность, выбор, хотя участники могут назвать и другие

Далее группы уже непосредственно обсуждают, что они видят главным в образовании.

2. этап.

Для данного этапа необходима соответствующая теоретическая подготовка, предполагающая знание основных достижений и проблем в работах педагогов – сторонников теории свободного образования.

3. этап.

В промежутке между 2 и третьим этапом можно устроить небольшую паузу, в ходе которой группы обменяются вопросами к стихотворениям, отразившим проблемы свободы в России.

Поэты о свободе.

В.Хлебников (1885- 922) Стихотворение 1917 г.

Свобода приходит нагая,

Бросая на сердце цветы,

И мы, с нею в ногу шагая,

Беседуем с небом на ты.

Мы, воины, строго ударим

Рукой по суровым щитам:

Да будет народ государем

Всегда, навсегда, здесь и там!

Пусть девы споют у оконца,

Меж песен о древнем походе,

О верноподданном Солнца –

Самодержавном народе.

Вопросы: Как поэт понимает свободу? О каком виде свободе по классификации Бердяева, на ваш взгляд, идет речь? Почему? Что такое самодержавный народ в вашем понимании? Почему люди выбирают свободу?

К.Рылеев. Фрагмент из поэмы "Наливайко" (1824-1825)

Известно мне: погибель ждет

Того, кто первый восстает

На утеснителей народа, -

Судьба меня уж обрекла.

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

Погибну я за край родной,-

Я это чувствую и знаю...

И радостно, отец святой,

Свой жребий я благословляю!

Вопросы:

Согласны ли вы с утверждением, что первые борцы за свободу погибают?

Можно ли получить свободу без жертв? Какими могут быть жертвы за свободу?

А.С.Пушкин.

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды;

Рукою чистой и безвинной

В порабощенные бразды

Бросал живительное семя

Но потерял я только время,

Благие мысли и труды...

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

Вопросы:

Как поэт оценивает перспективы борьбы за свободу?

В какой исторический период могло возникнуть такое размышление о свободе?

Какие факты могут опровергнуть или подтвердить позицию автора?