Реферат
Тема: «Сущность учений Будды и Конфуция»
Содержание
Вступление....................................................................................................... 3
1. Сущность учений Будды............................................................................. 4
1.1 Четыре благородных истины Будды........................................................ 5
1.2 Десять цепей, приковывающих к существованию................................... 5
1.3 Правила аскетики...................................................................................... 6
1.4 Отношение к земной жизни....................................................................... 7
1.5 Концепция бесконечности перерождений................................................ 8
2. Сущность учений Конфуция....................................................................... 9
2.1 Учение о человеке...................................................................................... 9
2.2 Учение об обществе................................................................................. 12
2.3 Учение о государстве.............................................................................. 14
Заключение.................................................................................................... 17
Список использованной литературы............................................................ 18
Вступление
В настоящем реферате я постарался осветить основные учения Будды и Конфуция, а также определить их основные принципы.
Учение Будды проникнуто мыслью, общей всем индусам и не чуждой всем людям в известные моменты душевного состояния, о ничтожестве жизни и о том, что человечество обречено на страдания. Будда только развил эту идею более глубоко и приложил ее ко всему, что имело какую бы то ни было форму существования. Все его учение сосредоточивается преимущественно на этом одном чувстве ничтожества жизни и стремления освободиться от нее, — с ней он является на проповедь своего учения и с ней и умирает.
Предметом первостепенной важности у Конфуция считается человеческое общество, и, как его составная часть, конкретный живой человек. Впервые в истории культуры была создана реальная модель идеального человека, оказавшая огромное воздействие на форму национального характера и духовной жизни китайской нации. В противоречие предыдущим ему восточным учениям Конфуций высказал мысль о том, что главное в жизни, то есть то, к чему должен стремиться человек, не замыкается на достижении личной гармонии с природой, а включает в себя прежде всего достижение гармонии с самим собой и гармонии с обществом.
1. Сущность учений Будды
Свое учение Будда, разделил на три части: теорию или догматику, нравственность или аскетику и практику или созерцание. По своей сущности учение Будды являлось собственно логическим выводом из учения браминов и выделившейся из брахманства философии Санкхьи.
Все внимание основатель буддизма сосредоточил на освобождении от страдания, которым преисполнен мир. В своих проповедях Будда критикует как брахманизм (пристрастие к богатой и обеспеченной жизни), так и джайнизм (аскетизм). Будда ратует за средний путь.
Будда, придя к убеждению, что всякое бытие есть страдание, учил, что для уничтожения страдания должно уничтожить самое бытие, разрушить его до основания, «погасить в нирване».
Слово «нирвана» происходит от глагола «нирва» — задувать, тушить (огонь) – и означает в качестве прилагательного «исчезнувший», «умерший», «прекратившийся», а в качестве существительного – «исчезновение», «прекращение существования», «удовлетворение», «вечный покой» и, наконец, «нирвана как спасение от перерождений». Нирвана – это мокша (избавление, освобождение от чего-либо, избежание опасности, окончательное спасение души), которая достигается еще при жизни. Нирвану видит лишь «праведный ученик, идущий по правильному пути с чистым разумом, с возвышенностью и прямотой, не имеющий препятствий, свободный от чувственных наслаждений…» К нирване должен стремиться всякий, кто хочет освободиться от мира страданий; к ней должны быть направлены все помыслы человека – она вожделенная цель для всех людей.
1.1 Четыре благородных истины Будды
Но каким же образом можно было достигнуть этого состояния совершеннейшего покоя? Познанием четырех высоких истин, открытых Буддой и лежавших в основании его учения.
Первая истина: жизнь есть страдание: «рождение – страдание, старость – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание, разлука с приятным – страдание, неполучение чего-либо желаемого — страдание». Буддизм видел лишь темную сторону жизни, радость бытия была ему не знакома.
Вторая «благородная истина» говорит о происхождении страдания. Будда видит корень страдания в жажде жизни, в «жажде наслаждения, в жажде существования, жажде гибели», приводящей ко все новым рождениям.
Третья истина: страдание имеет причину, а раз так, то возможно прекращение страдания, возможно «полное бесследное уничтожение этой жажды, отказ от нее, отбрасывание, освобождение, оставление ее».
Четвертая «благородная истина» говорит о «пути», ведущем к освобождению от страдания. Это высокий «восьмеричный путь». Этот путь предусматривает соблюдение следующих принципов: 1) правильное видение; 2) правильное мышление; 3) правильная речь; 4) правильное действие; 5) правильный образ жизни; 6) правильное умение; 7) правильное внимание; 8) правильное сосредоточение.
1.2 Десять цепей, приковывающих к существованию
Кроме познания этих четырех истин, люди для достижения нирваны должны освободиться от следующих «десяти цепей», приковывающих к существованию:
От заблуждения, что «я» - индивидуальность или душа неизменны;
От сомнения в том, что существует путь к освобождению от перерождений;
От убеждения в том, что разные религиозные обряды – молитвы, жертвы, почитание религий и прочие обряды и церемонии – ведут к спасению;
От чувственных страстей и желаний;
От ненависти и недоброжелательства к своим близким;
От любви к земной жизни;
От желания будущей жизни на небе;
От гордости;
От высокомерия;
От неведения.
Познавший четыре истины спасения и освободившийся от «десяти цепей», по учению Будды, мог достигнуть последней степени нравственного совершенства, совершенства Будды и вместе с тем нирваны.
1.3 Правила аскетики
Будда ввел мягкий аскетизм, выражавшийся, главным образом, в соблюдении нравственной чистоты.
Будда установил правила аскетики, которые необходимы для достижения возрождения:
Охранять жизнь всякого живого существа и не причинять ему никакого зла;
Уважать чужую собственность;
Быть целомудренным, правдивым, воздержанным в питье и еде (Будда запрещает пить спиртные напитки и советует принимать пищу в определенное время дня и, по возможности, раз в день) ;
Удаляться от всех светских удовольствий и развлечений;
Воздерживаться от всякого рода украшений, мазей и т. п.
От своих учеников Будда, кроме исполнения этих правил, требовал еще соблюдения двух следующих:
спать на жестком и низком ложе и воздерживаться от мясной пищи;
жить в добровольной бедности.
1.4 Отношение к земной жизни
Будда придавал большое значение личности человека, его воле – всякий человек, ведя справедливую и строгую жизнь и исполняя нравственные правила, данные Буддой, мог надеяться достигнуть со временем избавления от страданий. В одном из изречений Будда советует дорожить формой благородного человека, в которой только и возможно освобождение от переселений и которая достается в удел существу редко, через тысячелетия.
Будда, ясно осознавал, что не все люди способны отрешиться от мира и достигнуть нирваны, попытался дать им нравственные правила, стремящиеся сделать более сносными невзгоды обыденной жизни, и внушить людям живое и искреннее сострадание к их ближним и тем смягчить, по крайней мере, их горести и печали.
Будда учил, что каждый человек, стремясь уменьшить тяжесть неизбежного зла для себя, должен стараться и для себе подобных и вообще для всех одушевленных существ; что люди должны быть кроткими, снисходительными, сострадательными и делать все, что возможно, для облегчения участи других ввиду своего собственного благополучия; советовал не предаваться скорби о своих собственных бедах, но заботиться о других людях. Он говорил, что следует быть щедрыми, давать милостыню и творить дела милосердия, доставлять пропитание бедным, заботиться о больных.
Одна древняя надпись гласит: «Воздерживайся от всякого зла, твори добро, обуздывай свои мысли», — в этих немногих словах, можно сказать, заключается весь смысл учения Будды о нравственности или аскетике
1.5 Концепция бесконечности перерождений
Буддийское представление о бытии как страдании усугубляется тем, что Будда принимает концепцию бесконечности перерождений (сансара). Смерть в буддизме, таким образом, не кара, не трагедия и не освобождение, а переход к новой жизни и поэтому – к новым страданиям.
Он положительно отказывался решать некоторые метафизические вопросы, например, откуда произошел мир и жизнь существа, есть ли начало мира или нет и т. д.
Будда преследовал только одну цель – цель спасения человечества путем его нравственного улучшения.
2. Сущность учений Конфуция
Учение Конфуция можно разделить на три тесно взаимосвязанные условные части, объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве. Первое и главное во всех трех учениях - само Учение о человеке.
2.1 Учение о человеке
Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни, главным для него было уяснить скрытую природу человека, то, что движет им и его стремлениями. По обладанию определенными качествами и отчасти положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории:
Цзюнь-цзы (благородный муж) - занимает одно из центральных мест во всем учении. Ему отведена роль идеального человека, примера для подражания двум остальным категориям.
Жэнь - обычные люди, толпа. Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь.