Смекни!
smekni.com

Схоластика (стр. 2 из 3)

Развитие аверро­изма вызвало резкую критику со сто­роны ортодоксальной церкви. В 1270 парижский епископ Тамье предал анафеме 12 аверроистских тезисов. В 1277 — по указанию папы Иоанна XXI совет теологов во главе с тем же Тамье осудил еще 219 тезисов, боль­шая часть которых носила аверроистский характер. Сигер Брабантский был предан суду инквизиции; вызванный для следствия к папско­му двору, был убит своим секре­тарем.

Стремясь противопоставить аверроистскому отдалению Бога от мираи человека реанимированный канон, Фома Аквинский разрабаты­вает свое учение о Боге как перво­причине, действующей посредством вторичных причин в мире и в миру. Томизм (лат. Thomas — Фома) стано­вится для схоластики абсолютно доминирую­щей парадигмальной установкой, вытеснив иные (аверроизм, оккамизм, и др.) за пределы легитимнос­ти и презентируя отныне единолич­но позицию ортодоксальной церкви. Фома Аквинский не только получа­ет титул "Ангельского Доктора" но и официально признается "князем схоластов", а в 1322 канонизируется. Если в 14—15 вв. томизму как официальной доктрине доминиканского ордена противостоит скотизм как францисканское направление в схоластике, расходясь с ним в истолковании проблемы индивидуации (Антуа Андре, Франсуа Мейон, Гийом Алнвик, Иоанн Редингский, Иоанн Рипский, Александр Александрийский) то позднее, в 1567 Фома признается одним из "Учителей Церкви". Томизм не только выступает основой неосхоластики, но и официально признан "единственно истинной философией католицизма", выступающей как неотомизм.

С точки зрения формы, схоластика демонстрирует выраженную интенцию к логицизму : как доктринальную, так внешнюю. В рамках реализма, например, осуществляется фундаментальная основополагающая экстраполяция логической структуры высказывания на онтологическую сферу, выделение в ней первичных непредикативных сущностей (универсалий) и вторич­ных индивидуальных (предикатив­ных) сущностей.

Огромное внимание отводится в схоластике и логической форме рассуждения, изложения и выводов, задавая возможность рассматривать эволюцию схоластики в ракурсе дисципли­нарного развития логики. Схоластика в целом демонстрирует очевидную общеде­дуктивную ориентацию и исходит из принципа жесткой определенности понятий, что соответствует обще­христианскому нормативному тре­бованию определенности.

Тонкий медиевист, Эко устами орто­доксального Хорхе дает следующую формулировку этой особенности средневековой схоластики: "Иисусом положе­но говорить либо да, либо нет, а про­чее от лукавого. И... следует назы­вать рыбку рыбкой, не затуманивая понятия блудливыми словесами". Что особенно интересно, эта уста­новка реализуется на основе естест­венного языка, ибо схоластика строит свою логическую систему на базе нефор­мализованных языковых средств (латыни). Это позволяет ей учесть и использовать все богатство семанти­ческих и синтаксических аспектов естественного языка при неукос­нительном соблюдении требования жесткой определенности объема и содержания понятий.

Эволюция ло­гических изысканий в рамках схоластики позволяет отнестись к последней как к значимому этапу исторического развития логики. Это совпадает и с рефлексивной самооценкой схоластики сво­их логический штудий: в зрелой схоластике была принята следующая перио­дизация развития схоластической логики:

· "древняя логика", основанная на переводах и комментариях "Категорий" Аристо­теля Порфирием и Боэцием, — до се­р. 12 в.;

· "новая логика", основанная на знакомстве с такими работами Аристотеля, как "Аналитика", "Топика", "О софис­тических определениях", — ко­нец 12 — конец 13 в,;

· "современная логика", связанная с система­тической разработкой логической про­блематики и созданием масштабных логических компендиумов — "Суммул" (Раймунд Луллий, Н. Николетта Венецианский, Петр Испанский и др.) —14 в.

В рамках схоластической логики 2-го и 3-го периода были подняты и зачастую разрешены многие клас­сические логические проблемы, фактически заложены теоретические и операциональные основания мате­матической логики, внесен вклад в развитие логики высказываний. В целом, в рамках схоластики осуществлен значительней сдвиг в дисциплинар­ном развитии логики. Это и учение о синкатегоремах (логических кате­гориях); и теория логического следо­вания Иоанна Дунса Скота; и основы теории импликации Раймунда Луллия; и теория субпозиции (допусти­мых подстановок значения терминов); и теория семантических парадоксов Альберта Саксонского; и анализ роли функторов в формальной структуре высказывания; и вопросы силлогис­тики и аксиоматики; и теория беспредпосылочности ("независимости") предположений как "обстоятельств", т.е. сознательных формулировок аксиом апологетируемой системы; и методология сопоставле­ния взаимоисключающих высказы­ваний; и анализ Раймундом Луллием логического характера вопроси­тельных предложений и соотношений конъюнктивных и дизъюнктивных логических констант.

Раймундом Луллием предложен метод изобра­жения логического характера вопро­сительных операций посредством системы кругов. Каждый из них репрезентирует определенную груп­пу понятий (вошел в культуру под названием "кругов Эйлера"). Изобре­тена первая "логическая машина" для такого моделирования, выска­зан ряд идей, впоследствии легших в основу комбинаторных методов в логике.

В общекультурномпланефеномен схоластики является уникальным продуктом равно глубинных и аль­тернативных друг другу установок европейской культуры: христиан­ской системы с презумпцией веры как аксиологического максимума, с одной стороны, и базисного инст­рументализма, операционализма мышления — с другой. И если пат­ристика демонстрирует первую по­пытку систематизации христианст­ва, то схоластика представляет собой попытку его рационализации и концептуали­зации. Воплощая своим возникнове­нием концепцию "двойственной ис­тины", параллелизма разума и веры, реально схоластика культивирует спекуля­тивное рассуждение как доминант­ный стиль мышления, в рамках ко­торого таинство веры и апостольская керигма выступают предметом фор­мально-рассудочных умозаключе­ний.

В схоластических апориях (мо­жет ли Бог убить самого себя или сформулировать для себя неразре­шимую задачу?) происходит практи­чески тотальная десакрализация со­держания веры. Однако еще меньше сакральной трепетности в тех, каза­лось бы, фиксировано проортодоксальных схоластических рассуждениях, которые ставят своей целью именно обоснование Божией сак-ральности. Например, у Иоанна Дунса Скота знание не есть ни чис­тая активность (от субъекта к объек­ту), ни чистая восприимчивость (от объекта к субъекту). Но возникает на стыке их взаимодействия и зависит как от субъекта, так и от объекта, — однако пропорция этой зависимости не всегда одинакова: так, при богопознании посредством откровения зависимость знания от познаваемого объекта наиболее велика.

В теистском контексте описание видения Бога, которое в силу остро личност­ной его персонификации есть не что иное, как "взгляд в очи Божии", встреча с его "взыскующим и огнен­ным взором" — в категориях субъ­ект-объектной процедуры не может не выглядеть кощунственно. Строго говоря, при наличии эксплицитно презентированной установки схоластики на использование философии в це­лях теологических концептуализа­ции (знаменитое "философия есть служанка теологии", предложенное еще в рамках патристики), в контек­сте схоластики тем не менее, практически невозможно дистанцировать между собою философию и теологию. По­скольку ни один общепризнанный критерий их дифференциации при­менительно к схоластике вообще не сраба­тывает.

Прокламируя примат богооткровенной истины над истиной позитивного знания и непререкае­мый авторитет Священного писания и Священного предания, в своем ре­альном интеллектуальном усилии схоластика по всем параметрам фактически ос­тается чисто рациональной деятель­ностью логико-спекулятивного пла­на. А тезис о "богодухновенности" Священного писания и конституирование последнего в качестве канона остро прорезонировали в схоластике с трак­товкой логики как "каноники". Кро­ме того, по отношению к феномену веры схоластика демонстрирует сколь не сформулированную эксплицитно, столь же и ощутимую презумпцию "понимаю, дабы уверовать" (пози­ция, в сущности, кощунственная для вероучения теистического типа с их идеей безусловного доверия к Богу и однозначно оцененная орто­доксией в качестве еретичной). Ина­че говоря, формально выступая офи­циально признанным институтом ортодоксии, схоластика на деле фундирует­ся методологическим принципом, к которому ортодоксальная церковь всегда относилась чрезвычайно осторожно. В данном аспекте схоластика лишь ре­презентирует общую для теологии амбивалентность оснований, выража­ющуюся в установке на концептуали­зацию принципиально иррационально­го.

В качестве познавательной типовой процедуры для схоластики выступает работа с текстом; теория "двойственной ис­тины" задает параллелизм текстов-репрезентатов: Священных писания и предания (истина веры), с одной стороны, и Аристотеля с сопровож­дающим массивом комментариев (истина знания) — с другой. Фено­мен веры оказывается практически выведенным за пределы процесса бо-гопознания. Вечная истина уже представлена в текстах — нужно лишь ин­терпретировать, раскрыть герметич­ный текст, сделать явленным его содержание, что осуществимо на ос­нове чисто логических процедур. В этой системе отсчета вера как принципиально алогичный, не раци­онализируемый и не могущий быть формализованным в тексте феномен фактически не дается схоластике в качест­ве объекта. Парадокс и трагедия схоластики заключается в том, что признание этого обстоятельства столь же губи­тельно для нее, как и его отрицание.