После этого Галич продолжает читать лекции на дому и выпускает в 1 825 г. «Опыт науки изящного» - один из лучших эстетических трактатов своего времени, написанный в духе романтической эстетики с учетом взглядов Канта и Шеллинга. По словам Галича, «все изящное есть идеальное, образцовое, то есть такое, в котором устраняются случайные черты...» (при чтении этого определения вспоминаются слова А. Блока, написанные им почти сто лет спустя: «Сотри случайные черты - и ты увидишь: мир прекрасен»).
По Галичу, «изящное» внутренне связано с «истинным» и «добрым», а сама красота может быть «умозрительной», «нравственной», а также чувственно-прелестной; гений художника - «частица того великого, божественного духа, который все производит, все проникает и во всем действует по одинаковому закону, хотя в разных степенях силы и ясности». Человек, с его точки зрения, - гражданин двух миров: видимого, чувственно-органического, и невидимого - духовно-нравственного. В 1834 г. выходит книга Галича «Картина человека» - очерк психологии и антропологии, в котором человек рассматривается в единстве его телесности и духовности.
Галич преподавал в лицее словесность чуть больше года (с 1814 по 1815), но лицеисты его любили и встречались с ним не только на занятиях. Юный Пушкин посвящает ему стихотворения «К Галичу» и «Послание к Галичу», поминает его добрым словом в стихотворении «Пирующие студенты» (I, 41).
Друзья, почто же с Кантом Сенека, Тацит на столе,
Фольянт над фолиантом? Под стол холодных мудрецов,
Мы полем овладеем; Под стол ученых дураков!
Без них мы пить умеем.
Но это не просто озорное отвержение всякой философии. Тут же был упомянут «добрый Галич» - «Эпикуров младший брат» (почитатель философии Эпикура, видевшего смысл жизни в наслаждениях). Правда, реальный Эпикур предпочитал духовные наслаждения физическим, но эпикурейцы XVIII – начала XIX в., с которыми солидаризовался поэт, предпочитали «кубок полный через край» (I, 86). Когда в 1821 г. Галича изгоняют из университета, в частности за почитание «безбожного Канта», Пушкин в «Евгении Онегине» демонстративно делает Ленского «поклонником Канта».
5. А. С. Пушкин
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) как поэт не жаловал метафизику, понимая под ней схоластическое философствование. Однако как оригинальный мыслитель он оказал большое влияние на развитие русской философии XIX-XX вв. Более того, если философские воззрения многих современников Пушкина нужно извлекать из редких или забытых изданий, то пушкинские философские афоризмы живут и в наши дни, формулируя удивительно точно не только многие этические и эстетические понятия, но и такие понятия теории познания, как «опыт», «понимание» и др.
Вспомним хотя бы некоторые поэтические формулировки:
«.. .Гений и злодейство - /Две вещи несовместные» (IV, 294).
«...Гений, парадоксов друг» (II, 171).
«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать» (II, 181).
«Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю» (IV, 334).
«На свете счастья нет, но есть покой и воля» (И, 236).
Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам (И, 200).
«Да здравствуют музы, да здравствует разум!» (II, 51).
«...Опыт, сын ошибок трудных» (II, 171).
«...Наука сокращает / Нам опыты быстротекущей жизни» (IV, 217).
«...Случай, бог изобретатель» (II, 171).
«Я понять тебя хочу, / Смысла я в тебе ищу...» (II, 190).
«...И нет истины, где нет любви» (VI, 238).
Почти каждая из этих формул - своего рода концепция. Но философская мысль поэта - не просто «изюминки», извлекаемые из «сладкой булки» его произведений. Целый ряд его созданий относится к жанру философской поэзии, как, например, «маленькие трагедии» -«Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Медный всадник», «Борис Годунов». В «Медном всаднике» Пушкин ставит проблему трагического противостояния счастья отдельной личности и общественного блага. Порой понимание той или иной философской проблемы раскрывается им во многих его произведениях. Это относится, в частности, к таким проблемам, как понимание свободы и счастья, соотношения красоты и пользы, как определения места поэта в обществе.
Следует иметь в виду, что в течение своей недолгой жизни и творчества Пушкин, оставаясь самим собой, менял свои философские ориентации. В первый период своего творчества (до 1822-1823 гг.) поэт увлекался французскими просветителями, симпатизировал эпикуреизму, проповедовавшему генодистическое (наслажденческое) отношение к жизни. В эти годы слово «философ» далеко не всегда для него означало отрешение от жизненных удовольствий и бывало в таком сочетании: «философ резвый и пиит» (I, 50), «философ и шалун» (I, 226). В последующие годы Пушкин все более углубляется в философское осмысление социальных, нравственных и религиозных проблем, показывая несостоятельность наслажденческого отношения к жизни и утверждая высокие принципы общечеловеческой нравственности.
Литература
1. Алексеев П. В., Панин А. В Философия: Учебник / Московский гос. ун-т им. М.В.Ломоносова. — М. : Проспект, 1996. — 504с.
2. Барулин Владимир Семенович. Социальная философия: Учебник для студ. вузов. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1993. — 336с. Ч. 1 — 336с.
3. Лосский Николай Онуфриевич. История русской философии. — М. : Академический Проект, 2007. — 551с.
4. Невлева Инна Михайловна. История русской философии: Учеб. пособие. — Х. : Консум, 2003. — 408с.