...так тяжкий млат, Дробя стекло, кует булат...
Вся тяжесть борьбы с официальным и этическим мещанством выпала на долю Герцена; в этой борьбе выросло и закалилось его мировоззрение. Это объясняет, почему народничество Герцена было глубоко антимещанской концепцией.
Антимещанство — основная черта герценовского народничества; многие из других отмеченных нами его черт были следствием того, что народничество Герцена явилось синтезом западничества и славянофильства. Первым следствием этого был глубокий этический и социологический индивидуализм народничества Герцена, ибо и этический индивидуализм славянофилов, и социологический индивидуализм западников Герцен связал в одно органически целое своим философски-историческим индивидуализмом. Это был громадный шаг вперед в развитии русской творческой мысли.
1. Герцен А.И. Произведения 1829-1841 годов. т. I. Под редакцией В.П. Волгина и др. - М, 1954
2. Герцен А.И. Избранные философские произведения В 2-х т.Т.1/АН СССР. Ин-т философии.-М.:Политиздат,1948.-371с.
3. Семенов В.С. Александр Герцен. – М., 1982
4. Иванов-Разумник В. Н. Русские мыслители 18-19 веков. – М., 1994
5. Железняк В.Н. А.И. Герцен. – М., 1986
6. Петракова М.Н. Творческий путь А.И. Герцена. – М., 1979
[1] Герцен А.И. Произведения 1829-1841 годов. т. I. Под редакцией В.П.Волгина и др. - М, 1954, с. 241
[2] Там же, с. 272
[3] Герцен А. И. Избранные философские произведения:В 2-х т. .Т.1/АН СССР.Ин-т философии.-М.:Политиздат,1948. Т. 1, сю. 116
[4] Там же, с. 192
[5] Там же, т. 2, с. 106
[6] Там же, т. 1, с. 112
[7] Там же, с. 113
[8] Там же, с. 119
[9] Там же, с. 121
[10] Там же, с. 124
[11] Герцен А.И. Произведения 1829-1841 годов. т. I. Под редакцией В.П.Волгина и др. - М, 1954, с. 92