Смекни!
smekni.com

Наука и ее роль в жизни общества (стр. 2 из 6)

2. Структура и функции науки

Современная наука в целом представляет собой сложную развивающуюся, структурированную систему, которая включает блоки естественных, социальных и гуманитарных наук. В мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свой объект исследования и свои специфические методы исследования. Наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и императивов познания. Новое положение науки в 19-20 веках под влиянием интенсивного роста научной мысли выдвинуло на первое место прикладное значение науки как в общежитии, так и на каждом шагу: в частной, в личной и в коллективной жизни.

2.1. Фун­да­мен­таль­ное и при­клад­ное в нау­ке.

В структуре науки выделяют фундаментальные и прикладные исследования, фундаментальные и прикладные науки. Фундаментальные и прикладные исследования различаются прежде всего по своим целям и задачам. Фундаментальные науки не имеют специальных практических целей, они дают нам общее знание и понимание принципов стро­ения и эволюции мира его обширных областей. Преобразования в фундаменталь­ных науках есть преобразование в стиле научного мышления, в научной картине мира — есть изменение парадигмы мышления.

Фундаментальные науки являются фундаментальными именно потому, что на их базе возможен расцвет весьма многих и разнообразных прикладных наук. Последнее возможно, поскольку в фундаментальных науках вырабатываются базовые модели познания, лежащие в основе познания обширных фрагментов действительности. Реальное познание всегда образует систему моделей, иерархически организованных. Каждая прикладная область исследований характеризуется своими специфическими понятиями и за­конами, раскрытие которых происходит на базе особых экспериментальных и теоретических средств. Понятия и законы фундаментальной теории служат осно­вой для приведения всей информации об исследуемой системе в целостную систе­му. Обусловливая разработку исследований в достаточно широкой области явлений, фундаментальная наука определяет тем самым общие особенности пос­тановки и методы решения обширного класса исследовательских задач.

При рассмотрении прикладных исследований и наук нередко делается акцент на вопросах приложения научных результатов к решению вполне определенных технических и технологических проблем. Основная задача этих исследований рассматривается как непосредственная разработка тех или иных технических систем и процессов. Разработка прикладных наук связана с решением практических задач, имеет в виду потребности практики. Вместе с тем следует подчеркнуть, что основное “назначение” прикладных иссле­дований, как и фундаментальных — именно исследование, а не разработка тех или иных технических систем. Результаты прикладных наук предваряют собою разработку технических устройств и технологий, но не наоборот. При прикладных научных исследованиях центр тяжести лежит на понятии “наука”, а не на понятии “приложение”. Различия между фундаментальными и прикладными исследо­ваниями лежат в особенностях выбора направлений исследований, выбора объек­тов исследования, но методы и результаты имеют самостоятельную ценность. В фундаментальной науке выбор проблем определяется прежде всего внутренней логикой ее развития и техническими возможностями осуществления соответству­ющих экспериментов. В прикладных науках выбор проблем, выбор объектов исследования определяется воздействием запросов общества — технических, экономических и социальных задач. Эти различия во многом относительны. Фундаментальные исследования могут стимулироваться и внешними потребностями, например, поиском новых источников энергии. С дру­гой стороны, важный пример из прикладной физики: изобретение транзистора отнюдь не было следствием непосредственных практических запросов.

Прикладные науки лежат на пути от фундаментальных наук к прямым техническим разработкам и практическим приложениям. С середины 20 века отмечается резкое возрастание масштабов и значимости таких исследований. Эти изменения отмечал, например, Е. Л. Фейнберг: «В наше время, нам кажется, можно говорить о расцвете особой стадии в научно-технической исследователь­ской цепи, промежуточной между фундаментальной наукой и прямым техническим ( научно-техническим) внедрением. Именно на этом, можно полагать, основано большое развитие работ, например, по физике твердого тела, физике плазмы и квантовой электронике. Исследователь, работающий в этой промежу­точной области, подлинный физик-исследователь, но он, как правило, сам видит в более или менее отдаленной перспективе конкретную техническую задачу, для решения которой инженером-исследователем он и должен создать основу. Практическая полезность будущих приложений его работы является здесь не только объективной основой необходимости исследования ( как для всей науки всегда было и есть), но и субъективным стимулом. Расцвет таких исследовании настолько существенен, что меняет в некоторых отношениях всю панораму науки. Подобные преобразования характерны для всего фронта развертывания научно-исследовательской деятельности, в случае обще­ственных наук они проявляются в возрастании роли и значения социологических исследований».

Движущей силой развития прикладных наук являются не только утилитарные проблемы развития производства, но и духовные запросы человека. Прикладные и фундамен­тальные науки оказывают положительное взаимное влияние. Об этом свидетельствует история познания, история разработки фун­даментальных наук. Так, развитие таких прикладных наук, как механика непре­рывных сред и механика систем многих частиц, привели соответственно к разра­ботке фундаментальных направлений исследования — электродинамики Макс­велла и статистической физики, а разработка электродинамики движущихся сред — к созданию (специальной) теории относительности.

Фундаментальные и прикладные исследования играют различные роли в обществе и по отношению к самой науке. Нау­ка раз­ви­ва­ет­ся ши­ро­ким фрон­том, име­ет слож­ную струк­ту­ру, ко­то­рую во мно­гом мож­но упо­до­бить струк­ту­ре вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ных сис­тем, пре­ж­де все­го жи­вых сис­тем. В жи­вых сис­те­мах есть под­сис­те­мы и про­те­каю­щие в них про­цес­сы, ко­то­рые на­прав­ле­ны на под­дер­жа­ние са­мих сис­тем имен­но в жи­вом, дея­тель­ном, ак­тив­ном со­стоя­нии, но есть под­сис­те­мы и про­цес­сы, на­прав­лен­ные на взаи­мо­дей­ст­вие с ок­ру­жаю­щей сре­дой, на осу­ще­ст­в­ле­ние ме­та­бо­лиз­ма со сре­дой. Ана­ло­гич­ным об­ра­зом и в нау­ке мож­но вы­де­лить под­сис­те­мы и про­цес­сы, ори­ен­ти­ро­ван­ные, пре­ж­де все­го на под­дер­жа­ние нау­ки в ак­тив­ном и дея­тель­но­м со­стоя­нии, а есть под­сис­те­мы и про­цес­сы, ори­ен­ти­ро­ван­ные на внеш­ние про­яв­ле­ния нау­ки, ее вклю­чен­ность в иные ви­ды дея­тель­но­сти. Раз­ра­бот­ка фун­да­мен­таль­ной нау­ки на­прав­ле­на, пре­ж­де все­го, на внут­рен­ние по­треб­но­сти и ин­те­ре­сы нау­ки, на под­дер­жа­ние функ­цио­ни­ро­ва­ния нау­ки как еди­но­го це­ло­го, и дос­ти­га­ет­ся это пу­тем раз­ра­бот­ки обоб­щен­ных идей и ме­то­дов по­зна­ния, ха­рак­те­ри­зую­щих глу­бин­ные ос­но­ва­ния бы­тия. Со­от­вет­ст­вен­но это­му го­во­рят о “чис­той” нау­ке, тео­ре­ти­че­ской нау­ке, о по­зна­нии ра­ди по­зна­ния. При­клад­ные нау­ки на­прав­ле­ны во­вне, на ас­си­ми­ля­цию с ины­ми, прак­ти­че­ски­ми ви­да­ми дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка, и осо­бо на ас­си­ми­ля­цию с про­из­вод­ст­вом. От­сю­да и го­во­рят о прак­ти­че­ской нау­ке, на­прав­лен­ной на из­ме­не­ние ми­ра.

Фун­да­мен­таль­ные ис­сле­до­ва­ния можно раз­бить на две боль­шие груп­пы. Од­на из них на­прав­ле­на на уве­ли­че­ние объ­е­ма на­ших зна­ний, при­зва­на удов­ле­тво­рять по­треб­ность че­ло­ве­че­ст­ва в це­лом и, пре­ж­де все­го кон­крет­но­го че­ло­ве­ка - ис­сле­до­ва­те­ля - во все бо­лее глу­бо­ком по­зна­нии объ­ек­тив­но­го ми­ра. Дру­гая груп­па ис­сле­до­ва­ний име­ет сво­ей це­лью по­лу­че­ние фун­да­мен­таль­ных зна­ний, не­об­хо­ди­мых для от­ве­та на во­прос о том, как дос­тичь то­го или ино­го кон­крет­но­го прак­ти­че­ско­го ре­зуль­та­та. Как пра­ви­ло, на ка­ком-то оп­ре­де­лен­ном эта­пе раз­ви­тия нау­ки пред­мет­ное со­дер­жа­ние той или дру­гой груп­пы фун­да­мен­таль­ных ис­сле­до­ва­ний раз­лич­но, но ме­то­до­ло­ги­че­ски они близ­ки друг дру­гу, и ме­ж­ду ни­ми нель­зя про­вес­ти рез­кую гра­ни­цу.

Но­вей­шая ис­то­рия науки го­во­рит о взаи­мо­дей­ст­вии, пе­ре­пле­те­нии, взаи­мо­пре­вра­ще­нии этих двух групп фун­да­мен­таль­ных ис­сле­до­ва­ний. Од­на­ко так бы­ло да­ле­ко не все­гда. И преж­не все­го, по­то­му что от­нюдь не сра­зу на по­верх­ность вос­при­ятия об­ще­ст­вен­но­сти вы­плы­ла при­клад­ная зна­чи­мость фун­да­мен­таль­но­го ис­сле­до­ва­ния. В те­че­ние ве­ков фун­да­мен­таль­ные ис­сле­до­ва­ния, т. е. ис­сле­до­ва­ния, ни­как не свя­зан­ные со зло­бой дня, шли от­дель­но от при­клад­ных, ни­ка­ких прак­ти­че­ских за­дач не ре­ша­ли. Ве­ли­чай­шие дос­ти­же­ния Но­во­го вре­ме­ни ни­как не свя­за­ны с прак­ти­кой в точ­ном смыс­ле это­го сло­ва. Ско­рее на­обо­рот, нау­ка шла по­за­ди, объ­яс­няя, а, не пред­ска­зы­вая, не пред­ви­дя но­во­го и не тол­кая к изо­бре­те­нию, соз­да­нию но­во­го.