Важной боевой традицией является верность военной присяге, воинскому долгу. Еще в законе 1795 года указывалось, что «защита отечества... долг и обязанность всех и каждого». Воинский долг, несмотря ни на что, остается святой сыновней обязанностью любого гражданина.
Одной из основных боевых традиций является любовь к армии и флоту, к своей воинской части и кораблю. Необходимо четко уяснить, что нельзя любить Родинуи не любить армию, которая ее защищает. Невозможно отстаивать честь, достоинство армии и флота, всех военнослужащих, но быть при этом на деле и по существу безразличным к судьбе и будущему отчизны. Сердцевиной служебно-боевых традиций является преданность Родине и своему народу. Эта традиция имеет глубочайшие исторические корни. Преданность Родине всегда была делом чести каждого. Измена и трусость считались страшным позором на Руси. Они карались лишением жизни. Еще Дмитрий Донской говорил, что честная смерть лучше позорной жизни. Более яркими гранями эта традиция засверкала в годы Великой Отечественной войны. В настоящее время преданность Родине, российскому народу также необходима. Эта традиция мобилизует военнослужащих на выполнение служебно-боевых задач. Верность традициям в дни мирной учебы должна проявляться в конкретных делах военнослужащих:
- в точном соблюдении требований присяги и уставов;
- в готовности на учениях, маневрах, полетах, в морских походах действовать по-боевому, с полным напряжением сил, не допуская условностей и послаблений;
- всегда и во всем помогать товарищам словом и делом, выручать их из опасности, помогать командиру в укреплении дисциплины, организованности и порядка;
- строго хранить военную и государственную тайну, хорошо разбираться в военно-политической обстановке, быть бдительным;
- не только самому знать, хранить и умножать традиции внутренних войск, но и пропагандировать их среди товарищей.
Следование служебно-боевым традициям не является легким делом. Но зато их выполнение и приумножение позволяет быстрее овладеть воинским мастерством.
2. Воинские ритуалы
В летописи боевой славы нашей армии немало страниц посвящено воинским ритуалам. Наравне с традициями они играют огромную воспитательную роль. Под воинским ритуалом понимаются формы обрядовых церемоний демонстративного характера.
Воинский ритуал – это исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при совершении обрядов, торжественных и траурных церемоний. Можно перечислить такие воинские ритуалы, как празднование государственных праздников, дней части, вручение наград, присвоение воинских званий, вручение личного оружия и другие. На полях сражений они были испытанным средством формирования и закалки боевого духа, укрепления братского единства и нерушимой сплоченности бойцов и командиров. В воинских ритуалах ярко воплощались героизм, мужество и отвага, проявленные защитниками Родины в боях против врагов России.
Воинские ритуалы воплощают в себе благородные идеалы и высокие цели служения российского воина своему отечеству. Они охватывают три основные сферы воинских отношений – сферу боевой деятельности (любовь к оружию, искусное применение его в бою, принятие военной присяги, вручение боевых знамен и государственных наград, торжественное чествование героев, захоронение с отданием почестей и др.), сферу учебно-боевой деятельности (заступление на боевую службу, строевые смотры, общие батальонные и полковые вечерние поверки, развод и смену караулов и др.), сферу повседневной деятельности (торжественные собрания и митинги, посвященные государственным праздникам, важным событиям в жизни страны, воинской части (корабля) и др.). Любовь к оружию, искусное применение его в бою – славная традиция российских воинов, которая корнями уходит в глубокую старину. Выражением этой традиции стал торжественный ритуал вручения оружия военнослужащим, прибывшим на пополнение. Он символизирует передачу дела защиты Родины одного поколения другому. Большое место в воинском воспитании отводилось ритуалу принятия военной присяги. Исторические истоки данного ритуала можно проследить со времен великих освободительных воинских походов Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского за свободу земли Русской, за честь народа, за правое дело. Позже в первом русском «Уставе ратных пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» был закреплен ритуал принятия клятвы на верность царю. В петровских воинских уставах отмечалось, что победу приносят «добрые порядки, храбрые сердца, справное оружие», обращалось внимание на выработку таких качеств, как смелость, неустрашимость, мужество. Этот ритуал занимал особое место в системе воинских ритуалов. Присяга, или торжественный обет, давалась каждым военнослужащим при вступлении на престол нового государя. Ритуал проходил в торжественной обстановке – в церкви или на сборном месте в присутствии как высокого военного начальника, так и высшего духовенства. Войска прибывали строем со знаменами, и священники делали им краткое увещевание. Присягая, солдаты клялись в верности монарху и отечеству, беспрекословном повиновении начальству. Дав присягу новому монарху, армия становилась послушным орудием его внешней и внутренней политики. Нарушение офицером присяги расценивалось как бесчестье и не могло быть терпимо в том обществе, в котором они вращались, какими бы соображениями нарушивший присягу человек ни руководствовался. Характерно, что декабристы выбрали для своего выступления такой момент, когда прежняя присяга утратила силу, а новая еще не была принесена, а само выступление проходило формально под лозунгом предпочтения одной присяги, уже принятой (отрекшемуся Константину Павловичу), другой которую предстояло принять. В ином случае сколько-нибудь массовое участие офицеров и солдат в этой акции было бы просто невозможным. Старые воинские ритуалы, воплотившие национальные патриотические традиции не были забыты. Первые красноармейские отряды, идя в бой за Советскую власть, клялись народу, партии и Родине бесстрашно и беззаветно сражаться за рабоче-крестьянскую Республику, за «светлые идеалы коммунизма». И пускай идеалы у воинов предыдущих поколений различны, зато цель и раньше, и сейчас одна: верой и правдой служить отечеству, охранять как государственность, так и рубежи своей Родины, защищать свой народ, бороться за свободу. День принятия присяги – это начало воинского пути, памятный день в жизни воина. Всегда и везде быть верным своей священной клятве – это требование Матери-Родины, народа. Одним из видов воинских ритуалов является военная музыка. Она обладает каким-то магическим воздействием. Музыка зовет в бой, как Боевое знамя, как призыв полководца – так говорят ветераны войны, военные музыканты, сами воины. Хорошо понимал роль и значение музыки для воспитания высокого морального и боевого духа армии А.В. Суворов. Он проявлял постоянную заботу о повышении ее действенности, настойчиво добивался увеличения числа военных музыкантов даже за счет фронтовых солдат. Суворов говорил: «Музыка в бою нужна и полезна. Музыка удваивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой я взял Измаил». Музыка на войне помогает бойцам выстоять, вселяет силу и бодрость духа, не дает ожесточиться, омертветь душой. Велико значение музыки и строевых песен в воинских ритуалах. Музыка включается в воинские ритуалы с момента их возникновения. Из всех ритуалов музыка является наиболее устойчивым. Наполняются новым содержанием старые ритуалы, изменяются порядок и формы их проведения, но музыкальная основа сохраняется в течение веков. Можно с уверенностью сказать, что восприятие идейного содержания воинских ритуалов, тех героических идей, которые они несут, во многом зависит от яркого и искусного музыкального оформления. Музыка в исполнении военных духовных оркестров придает воинскому ритуалу именно ту форму, через которую ярче всего выражается его сущность. Она вносит особую торжественность, создает приподнятое, праздничное настроение, вдохновляет, воодушевляет, сплачивает военнослужащих. Музыка способна выполнять организующую и дисциплинирующую роль, синхронизируя движения воинов, помогая вырабатывать точные, четкие и согласованные действия. Особое место принадлежит маршевой музыке. В строевом и походном марше она повышает внимание военнослужащих и придает бодрое настроение. Ритуальная музыка проста и выразительна, она органически сливается с элементами воинских ритуалов и легко запоминается, ее идейное содержание осознается воинами легко и быстро.
Строевые смотры, прохождения в строю и другие воинские ритуалы сопровождаются песнями. «Солдат без песни, что без ружья», – говорил А.В. Суворов. Это меткое замечание не потеряло своего значения и в наши дни. А.М. Горький видел в солдатской песне источник бодрости и боевого духа. Музыка звучит при принятии присяги, выносе Боевого знамени, вручении наград и боевых реликвий, при проведении строевых смотров, парадов, при разводах караулов, при проведении других ритуалов. Наряду с использованием государственных и воинских символов, искусным выполнением строевых приемов, четко и образно звучащей командирской речью музыка, песня помогает сделать ритуал настоящим явлением искусства. Один из главных воинских ритуалов – это ношение военной формы одежды. Российский воин с достоинством носит военную форму одежды. Военный мундир – символ армейской и флотской чести и благородства, знак дисциплинированности, сплоченности воинов, их мужества и доблести в бою. Красота военной формы одежды есть одна из составляющих общей красоты воинских ритуалов. Хорошо подогнанное воинское обмундирование, начищенная до блеска обувь всегда вызывают положительные эмоции, доставляют удовольствие окружающим. Опрятность и красота военной формы одежды делает воина молодцеватым, элегантным, подчеркивает его мужественность, хорошее физическое развитие, вызывает чувство гордости за внутренние войска. Форма одежды, знаки различия, награды – все это является внешним выражением чести и достоинства солдат и офицеров.