Смекни!
smekni.com

Позитивизм Генри Бокля (стр. 1 из 2)

Содержание

Введение 3

Глава 1. Биография Г. Бокля 6

Глава 2. Г. Бокль как представитель позитивизма 7

§1. Общая характеристика позитивизма –

§2. Научная деятельность и методология ученого 10

Заключение 13

Список источников и литературы 16

Примечания 17


Введение

Изучение взглядов и позиций отдельных представителей такого направления, как позитивизм, достаточно важно, поскольку в 1860-е годы позитивизм стал уже заметным явлением французской, затем итальянской, германской, английской и российской науки, и причем направлением не всегда однородным. Этому во многом способствовало начатое с 1867 г. издание обозрения позитивистской литературы Литтре и Вырубова с аналогичным названием «La philosophie positive». Обозрение выходило шесть раз в году небольшими книжками, группируя вокруг себя последователей позитивизма, и стало своеобразным центром развития положительной философии, главным очагом ее пропаганды.

Примечательно, что авторы обозрения, базирующегося на позитивной философии Конта, уже тогда развернули полемику вокруг ее основных положений. Все это показывает, что положительная философия стала уже действовать в качестве культурного элемента, воздействующего на научную и общественную мысль XIX века.

Актуальность изучения воззрений представителей позитивизма обосновывается также той ролью, которой позитивизм сыграл в России и российской науке. В трудах К.Д. Кавелина, Н.И. Кареева, В.О.Ключевского, Милюкова, Р.Ю.Виппера, Н.А.Рожкова присутствует тенденция творческого переосмысления наследия классиков позитивизма, разработки путей применения созданной ими теоретико-методологической стратегии к обобщению материала всемирной и отечественной истории.[1]

В связи с этим следует более пристально вглядеться в основоположников европейского позитивизма с тем, чтобы выделить основные черты такого достаточно многоликого явления мысли, как позитивизм.

Одним из позитивистов, чья методология особенно важна для понимания путей развития методологии истории, является Генри Томас Бокль – английский историк и социолог, автор знаменитой в XIX в. «Истории цивилизации в Англии» (1858 – 1861), представлявшей собой введение к неосуществленному труду по истории западноевропейской духовной и материальной культуры. В завершенной части работы сформулированы общие принципы анализа исторического процесса: географический детерминизм, прогрессистский эволюционизм, фритредерство и т. д.

Следует заметить, что в современной отечественной науке интерес к трудам Г. Бокля невысок и в основном ретроспективен. Г. Бокль упоминается в справочниках и словарях, в общих работах по истории философии и позитивизма, однако отдельные издания по деятельности этого ученого относятся только к дореволюционному периоду. В 1895 г. вышла работа Е. А. Соловьева «Г. Т. Бокль, его жизнь и научная деятельность», а в 1096 г. – и сама «История цивилизации в Англии» Г. Бокля в двух томах.

При этом нельзя сказать, чтобы абсолютно все воззрения Г. Бокля устарели. Сейчас, конечно, мы понимаем, что история движется не только голыми естественнонаучными механизмами, но также сферой «идеального». Однако многие наблюдения Г. Бокля нашли новое звучание и осмысление в исследованиях различных ученых, например, Л. Гумилева, и перекликаются с представлениями современных отечественных мыслителей. Например, важность ландшафта и соответствующих особенностей жизни Г. Бокль считал очень важными – но ведь и сейчас дьяк А. Кураев в описании противостояния России и Чечни оперирует в том числе и понятиями противопоставления гор и равнины, скотоводов и земледельцев.

Конечно, историческая наука далеко продвинулась со времен Г. Бокля, но изучение его взглядов, его открытий и ошибок все-таки имеет определенную ценность и для нашего поколения.

Следовательно, сейчас имеет смысл вновь обратиться к трудам этого мыслителя, оставившего после себя всего два тома исторических сочинений но, тем не менее, навеки вписавшего свое имя в историографию.

Целью данной работы является изучение методологии Г. Бокля в русле позитивизма.

Задачи следующие:

1) изучить биографию Г. Бокля;

2) охарактеризовать позитивизм в целом как явление;

3) определить место Г. Бокля в позитивизме;

4) охарактеризовать методологию «Историю цивилизации в Англии» Г. Бокля.


Глава 1. Биография Г. Бокля

Генри Томас Бокльанглийский историк, известный своим трудом История цивилизации в Англии (History of Civilization in England, 1857 – 1861). Г. Бокль родился в Ли (графство Кент) 24 ноября 1821. Из-за слабого здоровья вынужден был учиться в домашних условиях, и оригинальность работ Бокля во многом обязана отсутствию у него формального образования.

Идея создания «Истории цивилизации»впервые пришла Боклю в голову, когда ему было 18 лет, но первый том появился только в 1857. Работа сразу же завоевала успех и сделала автора знаменитым. Второй том был опубликован четыре года спустя и был встречен с тем же одобрением. Однако Бокль никак не мог вполне оправиться после смерти матери в 1858. В 1861, желая укрепить душевное и телесное здоровье, он отправился в путешествие по Египту и Святой Земле. В 1862, заразившись тифом, умер в Дамаске (29 мая), оставив незавершенным труд своей жизни.[2]

Однако, скорее всего, Г. Бокль и не сумел бы окончить свой масштабный труд даже в течение всей жизни – выполняя так, как он был задуман. По задумке, подробная история цивилизации Г. Бокля должна была бы занимать не один десяток томов. Задача, которая решается коллективами авторов, вряд ли была бы под силу болезненному Г. Боклю. Он поставил перед собой слишком масштабную задачу, несоизмеримую по объему работ с его возможностями.


Глава 2. Г. Бокль как представитель позитивизма

§1. Общая характеристика позитивизма

Глобальному метафизическому историзму с его субстанциональными схемами социального развития и утопическими идеалами прогресса позитивистская философия противопоставила идею бесконечно трансформирующейся эволюции при одновременном развитии ее неизменных элементов – независимых национальных организмов. Оперируя термином «эволюция», представители позитивизма стали обращать особое внимание на проблемы настоящего сквозь призму исторического прошлого. Основанием прогрессивного развития для их размышлений послужили прогресс знания и бесповоротность научного развития человечества (Конт, Бокль), законы социальной эволюции в их аналогии с органическим развитием и психологической спецификой (Спенсер), синтез разнородных и многообразных эволюций (Тард). Как следствие, произошла смена приоритетов в определении предмета философии истории, инициированная во многом воззрениями Герберта Спенсера. Поиск отвлеченной сущности истории человечества был вытеснен многофакторным анализом структуры и непосредственного хода исторического развития.[3]

Поводом для позитивистской критики спекулятивной философии стали ее признание наличия «плана» истории, идея целесообразности исторического процесса, произвольный выбор «главных наций» в историософских построениях. Огюст Конт, основоположник позитивизма, отбросил «метафизическое» понимание законов науки как знания сущностных, причинных связей и предложил «позитивное знание» – связь между фактами и явлениями. Инициированная творчеством Конта, положительная философия призывала отказаться от поисков сущностей и ограничиться исследованием мира явлений, в отношении которого предусматривалась вероятность определенного единообразия и закономерностей.[4]

При жизни Конта его философские и общественно-политические идеи были сравнительно мало влиятельны. Однако начиная с 60-х годов XIX в. интерес к позитивизму как философской доктрине возрос. Особенно важное значение имела апелляция позитивизма к строгому положительному знанию в противовес спекулятивным метафизическим построениям, отвечавшая внутренним потребностям развития науки. Позитивистами провозглашали себя многие видные естествоиспытатели. Возникла позитивистская историография (Генри Томас Бокль, Ипполит Тэн), позитивистская теория культуры (Эрнст Ренан), позитивистская криминология (Чезаре Ломброзо), позитивистская логика и психология, теория литературы и искусства, даже позитивистская «метафизика» (Вашеро, Фулье).[5]

Вместе с тем в границах историософии позитивизма очевидны противоречия между декларируемым уходом от субстанциального прогрессизма и спекулятивными обобщениями, которые, как явствует пример рассуждений Конта относительно трех фаз исторического развития, являли собой пример возрождения умозрительных телеологических конструкций. В построениях позитивистов со всей очевидностью присутствует непреодоленная дилемма эмпирической истории и теоретических обобщений, имманентно заложенная в самом основании этого мировоззренческого учения. Построениям ведущих теоретиков позитивизма присуща также дилемма философии истории и всеобщей истории.


§2. Научная деятельность и методология Г. Бокля

Подвергая критике теологическую трактовку истории, Г. Бокль ставил своей задачей открыть закономерности исторического процесса и показать их действие на примере ряда стран. Вслед за Контом он считал главным фактором исторического развития умственный прогресс, отрицая наличие нравственного прогресса.

Будучи представителем географического детерминизма, Г. Бокль объяснял особенности исторического развития отдельных народов влиянием естественных факторов (ландшафта, почвы, климата, а также характера пищи).[6]

Г. Бокль намеревался «поднять историю на один уровень с другими отраслями знания», определить неизменные законы, подобные законам природы, установленным естествознанием. Поэтому он критикует понимание истории как результата божественного предопределения или игры случая (в т. ч. – свободной воли исторических деятелей), выдвигает на передний план статистику, фиксирующую повторяющиеся явления в обществе и требует зафиксировать причины, вызывающие одни и те же следствия.