Смекни!
smekni.com

Образ "Я" и проблемы идентификации (стр. 2 из 3)

Маслоу предположил, что все потребности человека организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Схематически система потребностей в его теории выглядит следующим образом:

ПОТРЕБНОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ

ПОТРЕНОСТИ САМОУВАЖЕНИЯ

ПОТРЕБНОСТИ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И ЛЮБВИ

ПОТРЕНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ

Доминирующие потребности, по мнению Маслоу, расположены внизу. Они должны быть более или менее удовлетворены для того, чтобы человек мог осознать их наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Другими словами, физиологические потребности должны быть в достаточной мере удовлетворены прежде, чем возникнут потребности безопасности и защиты, потребности безопасности должны быть удовлетворены прежде, чем возникнет необходимость удовлетворения потребностей принадлежности и любви и так далее. Согласно Маслоу, это последовательное расположение потребностей в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивационной сферы человека. Маслоу считал, что такая организация потребностей характерна для всех людей, хотя и допускал исключения. Например, он признавал, что творческие люди могут удовлетворять потребности самоактуализации, несмотря на голод и другие житейские трудности даже в условиях, угрожающей их безопасности. Но главное, подчеркивал Маслоу, что потребности людей никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или нескольких уровнях. Его исследования показали, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в такой степени: 85% — физиологические, 70% — безопасность и защита, 50% — принадлежность и любовь, 40% — самоуважение, 10% — самоактуализация.

Разумеется, данная схема является условной. Она не может в принципе охватить все многообразие мотивационной сферы человека. Но в ней отражены два важнейших положения. Первое — это то, что потребности находятся в иерархической системе отношений и существует ведущий мотив, который определяет линию поведения, сохраняет целостность Я-образа. Вторым важным моментом является выделение Маслоу потребностей самоактуализации, которые определяют главное чувство человека — это его удовлетворенность жизнью. Только на этом фоне человек может ощущать себя счастливым, дарить радость другим людям, действовать целенаправленно и продуктивно. Маслоу выделил следующие характеристики людей, способных к самоактуализации:

Более эффективное восприятие реальности. Здесь имеется в виду то, что такие люди воспринимают себя и окружающий мир такими, какие они есть. Они не пытаются приукрасить ни себя, ни свои условия существования. Они менее эмоциональны и объективны в оценках ситуации. Они не боятся проблем, не боятся делать ошибки, приветствуют сомнения и новые пути.

Принятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся люди терпимы к своим недостаткам и недостаткам других. Они никого не поучают и не контролируют. Они осознают, что люди страдают, стареют и умирают.

Непосредственность, простота и естественность. Поведение таких людей является непринужденным. Их внутренняя жизнь чужда условности. Они хорошо приспосабливаются к ситуации, способны оградить от неприятностей себя и других людей.

Центрированность на проблеме. Самоактуализирующиеся люди привержены долгу, призванию или любимой работе. Они ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей. Они стремятся себя посвятить какой-либо надличностной задаче и в этом видят свое предназначение.

Независимость и автономность. Самоактуализирующиеся люди нуждаются в одиночестве, и их тяготит, когда кто-либо пытается нарушить неприкосновенность их внутренней жизни. У них усиливается потребность другого уровня — потребность общения с самим собой. Они сами для себя являются движущей силой и не поддерживают социальных условностей.

Вершинные или мистические переживания. Изучая процесс самоактуализации, Маслоу наблюдал у своих испытуемых моменты сильного волнения и психического напряжения, которые проявлялись в порывах творчества, любви, слияния с природой и так далее. Такие переживания Маслоу назвал вершинными. Он считал, что они не имеют божественной или сверхъестественной природы, хотя, по своей сути являются религиозными. Маслоу обнаружил, что в состоянии вершинного переживания люди чувствуют большую гармонию с миром, иногда выходят за пределы своего «Я», утрачивая чувство времени и места.

Глубокие межличностные отношения. Такие люди стремятся к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям с людьми, которые обладают сходным характером, талантом и способностями. Обычно круг их друзей невелик, поскольку такая дружба требует больших энергетических затрат. Самоактуализирующиеся люди очень нежно относятся к детям и легко общаются с ними.

Демократический характер. Маслоу считал, что это самые демократичные люди. Они уважают других людей независимо от их взглядов и социальной принадлежности.

Чувство юмора, способность к творчеству и сопротивление окультуриванию. Эти характеристики тесно связаны. Поскольку самоактуализирующиеся люди автономны и независимы, они не поддаются социальному и культурному влиянию со стороны, от носятся к таким воздействиям с юмором, ибо считают, что сами способны не только воспринимать культуру, но и развивать ее.

Выделенные Маслоу характеристики самоактуализирующихся людей имеют несомненную ценность в понимании внутреннего мира человека. Вместе с тем надо отметить, что Маслоу связывает понятие самоактуализации исключительно с творческими людьми. Но способность к творчеству является фундаментальной антропологической константой. Поэтому такой малый процент самоактуализирующихся людей (10%), который дан у Маслоу, говорит скорее о состоянии современного общества, в котором главной ценностью является потребление. Увеличение видов количества массовой деятельности, невостребованность индивидуальности, дегуманизация общественных институтов ведет к утрате человеком собственного «Я». В этом и заключается проблематичность человека, ибо в каждом человеческом индивидууме потенциально присутствует потребность выразить себя, реализовать свой внутренний потенциал, другими словами, актуализировать себя. Другое дело, что кому-то удается это делать очень хорошо, кому-то с большими трудностями и маленькими результатами, кому-то не удается вовсе. Люди, которые не могут найти способ актуализировать себя, очень страдают и теряют интерес к жизни.

Структура «Я-образа» включает также различение в своем жизненном пространстве структуры «Я» и «не-Я». В континууме «Я» и «не-Я» осуществляется бесконечный поиск идентичности и ее «подтверждение». В поле идентичности включаются как основания самого «Я» (тело, душевные переживания, духовные устремления), так и основания «не-«Я», с которыми соотносит себя «Я» в силу своих потребностей, желаний и идеалов.

Одной из глубинных потребностей человека является стремление к уподоблению. Человек, заброшенный в этот таинственный мир, не может самостоятельно осознать своего предназначения и нуждается в системе ориентации, которая дала бы ему возможность отождествить себя с каким-либо признанным образцом. Такое отождествление себя с чем-либо называется идентичностью, а механизм отождествления называется идентификацией. Степень идентификации различается по полноте, то есть по тому, в какой мере мы отождествляем себя с чем-либо или с кем-либо; а также по уровню осознанности самого процесса уподобления. На первых этапах становления психики идентификация происходит, в основном, бессознательно. В последующем развитии формы идентификации усложняются; они могут стать сознательными и контролируемыми. Бывают и негативные идентификации, когда человек уподобляет себя лицу, которое вызывает у него отрицательные эмоции. Например, мальчик гримасничает, бессознательно утрируя строгое выражение лица своего родителя. Идентификация делает человека способным к социализации, то есть к усвоению норм и образцов социального поведения в качестве своих внутренних установок.

В стремлении человека понять самого себя механизм идентификации играет большую роль, так как является основанием самоидентичности (самотождественности), которая выражает целостность «Я», чувство удовлетворения собой, «примирение» с собой, когда человек находит сам себя, узнает себя, доволен собой. Но такие моменты бывают достаточно редко в жизни человека. Чаще человек находится в состоянии смятения, пытаясь преодолеть свои собственные границы, постоянно меняя свои представления о себе. Отсюда процесс идентификации обладает внутренней изменчивостью. Он изменяется в зависимости от того, насколько человек себя понимает, осознает, оценивает. Процесс осмысления образа «Я» называется самоинтерпретацией (самоистолкованием).

В самоистолковании личности можно выделить два уровня. Для первого уровня характерно наличие внешнего диалога. В данном случае представления о себе человек получает в результате взаимодействия с другими людьми. При этом то, или иное качество, свойство, действие понимается сначала в другом, и лишь затем переносится на себя. Увидеть себя в другом и другого — в себе, вот начальная стадия самоистолкования личности. На этом уровне человек может оставаться замкнутым, его индивидуальный образ как система смыслов и представлений о себе остается ненарушенной. Глубинная же самоинтерпретация требует перехода на следующий уровень аутокоммуникации, где происходит переоценка смысловых позиций человека. В диалог вступают «Я» и другое «Я» во мне. Это внутренний диалог личности, где идет постоянный спор между тем, что я хочу, и тем, что должен; между биологическими потребностями, социальными идеалами и культурными ценностями; между добрыми и злыми намерениями; между чувством и разумом; эгоистическими стремлениями и чувством сострадания другим людям. Именно внутренний диалог позволяет проникнуть в суть человеческого существа, глубинные пласты его «Я». На уровне внешнего диалога формируются представления о своем теле, характере, темпераменте, о статусе в обществе, о доме, о том, что «Я» представляет собой глазами других и т.д. Но только на уровне внутреннего диалога возможно понимание своей «самости». Здесь временность бытия открывается не в форме событийности (определенных достижений и потерь), а в форме переживания своей конечности как «бытия к смерти» (Хайдеггер), а следовательно, страстного поиска смысла человеческого бытия вообще, и смысла своей жизни, в частности.