Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева»
Рузаевский институт машиностроения (филиал)
Кафедра гуманитарных дисциплин
Контрольная работа № 2
ФИЛИСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Тема:
Образ «Я» и проблемы идентификации
Выполнила: студентка гр.З-405
Ключникова Ю.Б.
План
Введение
1.Образ «Я» К. Роджерса
2.Структура Я-образа
Заключение
Список используемых источников
Введение
Что такое Я? Каждый думает по-разному. Один имеет в виду свое тело, другой – свою одежду, третий – свои вещи. «Я» - это самая глубокая тайна человека, которая раскрывается им в отношениях к самому себе.
Сущностно-образующим фактором отношения человека к самому себе является «самость» индивида. Данная «самость» отражается в сознании человека в виде образа «Я», которое обеспечивает внутреннюю индивидуальную целостность. Влияние образа «Я» на деятельность личности, на выбор поступков, определения жизненных программ и реализацию жизненных практик можно рассматривать как механизм самодетерминации наряду с другими формами обусловленности ее поведения.
При всем различии в терминологии, которое имеет место в психологической и философской литературе (сила-Я, образ-Я, Я-концепция ит.д.), исследователи единодушны в том, что «образ-Я» выступает посредником между внутренним миром человека и обстоятельствами, осуществляя синтез внешних условий и личностных интенций. Представления человека о самом себе, оценка им жизненного пути как свободного личного выбора, его установки, убеждения и личностные идеалы, усвоенные нормы и цели – все это компоненты одной и той же сущности «Я», формы глобальной организации, которые взаимосвязаны друг с другом.
1. Образ «Я» К. Роджерса
Для более глубокого уяснения содержания понятия «образа-«Я» рассмотрим Я-концепцию К. Роджерса, одного из основателей феноменологического направления в психологии личности. Не случайно многие исследователи называют его концепцию теорией «Я». Но сначала несколько слов о самом авторе.
Карл Роджерс (1902— 1987) родился в Оук-парке (предместье Чикаго), штат Иллинойс. Когда ему было 12 лет, семья переехала на ферму, расположенную на западе от Чикаго, и свои юношеские годы Роджерс провел в сельской местности. Сам Роджерс вспоминает, что его отрочество проходило в строгой религиозной и нравственной атмосфере. Поскольку Роджерс жил далеко от города, он посещал разные школы, каждую не более двух лет, тратя на дорогу много времени. В юношеские годы он проявил большой интерес к природе. В 1919 году Роджерс поступил в Висконсинский университет, где начал изучать научное земледелие. В 1922 году произошло событие, которое перевернуло его жизнь. В числе десяти американских студентов колледжа он едет на конференцию студенческой христианской федерации в Пекине. Поездка на Восток изменила отношение Роджерса к жизни. Там он наблюдал религиозные и культурные отношения, отличные от тех, к которым привык с детства. Это в некоторых планах изменило его отношение к жизни. После путешествия Роджерс возвратился в Висконсин и в 1924 году получил степень бакалавра по истории. Роджерс прошел по психологии только один курс, да и то заочно. После окончания университета он женился, и молодожены отправились в Нью-Йорк в либеральную Объединенную теологическую семинарию. Роджерс нашел жизнь в Нью-Йорке возбуждающей и волнующей. Сам он вспоминал об этом так: «Я приобрел друзей, нашел новые идеи и совершенно влюбился в жизнь». В 1928 году Роджерс получил степень магистра ив 1931 году — степень доктора клинической психологии. В течение десяти лет Роджерс практикует в клинике и занимается неблагополучными детьми. После опубликования работы «Клиническое лечение проблемного ребенка» (1939) ему предложили работать на кафедре психологии Университета штата Огайо в должности профессора. Затем Роджерс работал еще в ряде университетов, но самыми плодотворными для него были 1945 — 1957 годы, проведенные в Чикаго. Там он завершил свою главную работу «Центрированная на клиенте терапия: ее современная практика, значение и теория» (1951). В 1968 году Роджерс занимает пост в Центре по изучению человека, расположенном в Ла-Джолле. В нем он трудился до самой смерти, последовавшей от сердечного приступа во время операции.
Если судить о влиянии Роджерса на психологию и психотерапию, то его работу следует оценить очень высоко. Никто со времен Фрейда не имел большего влияния на практику консультирования и терапии, чем Роджерс. Об этом говорят его публикации: «Становление личности: взгляд психотерапевта» (1961); «От человека к человеку: проблема человеческого бытия» (1967); «Карл Роджерс о группах встреч» (1970); «Карл Роджерс о человеческих возможностях» (1977); «Способ бытия» (1980); «Свобода учиться: 80-е годы» (1983).
Роджерс развивал феноменологический подход к личности, согласно которому индивид существует в пределах внутренней системы координат человека, которая представляет собой основу его действий. Интересно отметить, что Роджерс начал создавать свою теорию не с признания важности собственного «Я» в переживаниях человека. К термину «самость» он также относился первоначально как «неясному» и с научной точки зрения бесполезному. Однако его пациенты настаивали на выражении своих проблем и переживаний в терминах самости. Постепенно он осознал, что самость была значительным элементом в опыте человека, и целью пациента было достичь своей «реальной сущности». Самость или Я-концепцию Роджерс использовал как взаимозаменяемые термины. Самость Роджерс определял как организованное феноменальное поле, в котором существуют восприятия свойств «Я» и восприятия «Я» с другими людьми, с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Я-концепция Роджерса означает осознание человеком того, что он собой представляет. Для примера, человек может воспринимать себя так: «Я умный, любящий, честный, внимательный и привлекательный». Я-концепция отражает то, как мы видим себя в связи с различными ролями, которые исполняем в жизни. Я-концепция включает в себя не только то, какие мы есть сейчас, но и то, какими бы мы хотели стать. Этот последний момент Роджерс называет Я-идеальное. Идеальное «Я» — это такое «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится. По Роджерсу, Я-концепция представляет собой организованную, логически последовательную и интегрированную структуру. Так, например, хотя «Я» изменяется в результате нового опыта, оно всегда сохраняет качество целостной системы. Неважно, насколько люди изменяются со временем, у них всегда сохраняется внутреннее чувство, что они в любой момент времени остаются все теми же людьми. Роджерс полагал, что панорама опыта, известная как «Я» принимается и поддерживается сознанием. Он считал, что если в Я-концепцию включены бессознательные процессы, то ей нельзя дать рабочее определение, и она не поддается научному исследованию. Роджерс утверждал, что по большей части поведение человека согласуется с его Я-концепцией. Другими словами, человек стремится сохранить состояние целостности и согласованности в своих переживаниях. Но если возникают переживания, входящие в конфликт с «Я» и его ценностями, человек переживает этот конфликт как угрозу. Так, если человек считает себя честным, но совершит нечестный поступок, он будет ощущать угрозу. Несоответствие между «Я» и переживанием не всегда осознается человеком. Роджерс утверждает, что весьма вероятна ситуация, когда человек чувствует угрозу, не осознавая этого. В этом случае человек потенциально уязвим для тревоги и личностных расстройств. Тревога является эмоциональной реакцией человека на угрозу, которая сигнализирует, что организованная структура «Я» испытывает опасность дезорганизации. Тревожный человек — это человек, который смутно сознает, что определенные переживания могут привести к радикальному изменению его теперешнего образа «Я». По Роджерсу, если человеку долгое время ничто не угрожает, он открыт для переживаний, и ему не нужно защищаться. Однако, если он осознает или ощущает на подсознательном уровне, что переживание не согласуется с Я-концепцией, возникает угроза, за которой следует защитная реакция. Роджерс предложил только два механизма психологической защиты: искажение восприятия и отрицание. Они имеют тот же смысл, что и у Фрейда. Защитное поведение охраняет структуру «Я». По Роджерсу, цель терапии — ликвидировать несоответствие между переживанием и самостью человека, открывая для него возможность жить более полной жизнью. Таким образом, мы видим, что Роджерс не только сформировал понятие Я-концепции, но и показал ее роль в жизни человека.
2. Структура Я-образа
Центральное место в структуре Я-образа занимают цели, ценности и мотивы. Формирование целей и ценностных ориентации во многом зависит от мотивационных процессов. Если для постановки целей и ее достижения требуется приложения сил со стороны личности, то мотивы сами являются побудительной силой к действию. Мотивы направлены на удовлетворение потребностей и не нуждаются в волевом усилии. Изучение мотивационных процессов является центральной проблемой гуманистической психологии. Сам термин «гуманистическая психология» был придуман группой психологов, которые в начале 60-х годов объединились под руководством американского ученого А. Маслоу (1908 — 1970) с целью создания теории личности, альтернативной психоанализу и бихевиоризму — двум наиболее влиятельным течениям в психологии. Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Большинство книг А. Маслоу были написаны им в последние 10 лет его жизни. Это: «По направлению к психологии бытия» (1968), «Религии, ценности и вершинные переживания» (1964), «Мотивация и личность» (1987, 3-е изд.) и другие. Ядром учения Маслоу является его теория об иерархии потребностей. Поскольку потребности человека являются важной составляющей образа «Я», познакомимся с взглядами Маслоу более подробно.