Смекни!
smekni.com

Уклонение от воинской обязанности (стр. 2 из 4)

Объективная сторона дезертирства выражается в самовольном оставлении воинской части или места службы военнослужащим либо в неявке его в часть (на службу) из отпуска, командировки, лечебного заведения. Дезертирство является длящимся преступлением с формальным составом и считается оконченным с момента выбытия военнослужащего из части или оставления места службы либо с момента невозвращения в установленный срок из отпуска, командировки, лечебного заведения. Однако преступное состояние дезертира продолжается до тех пор, пока на нем лежит обязанность несения военной службы, возложенная на него Конституцией Российской Федерации (ст. 59) и Законом РФ о воинской обязанности, в соответствии с которым на действительную военную службу подлежат призыву граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. По достижении 27-летнего возраста они от призыва освобождаются. Исходя из этого, дезертирство как длящееся преступление фактически прекращается с момента отпадения у лица обязанности нести действительную военную службу. Другими основаниями прекращения преступного состояния дезертира являются явка с повинной или задержание его органами власти.

Субъективная сторона дезертирства характеризуется только прямым умыслом и специальной целью - уклониться от военной службы.

Субъектами преступления являются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.

Квалифицированный вид данного преступления предусмотрен ч. 2 ст. 338 УК. Закон устанавливает более строгую ответственность за дезертирство с оружием, вверенным по службе, а равно дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. УК РСФСР 1960 г. этих признаков не предусматривал. По новому УК, если военнослужащий дезертировал с оружием, вверенным по службе, его действия полностью охватываются ч. 2 ст. 338 УК. Лишь в случае хищения оружия, не вверенного ему, ответственность наступает за совокупность преступлений. Понятие дезертирства, совершенного группой лиц по предварительному сговору, раскрывается на основании положений ч. 2 ст. 35, а организованной группой - положений части 3 той же статьи настоящего Кодекса.

Статья 338 УК имеет примечание: военнослужащий, впервые совершивший дезертирство, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, может быть освобожден от уголовной ответственности, если он добровольно явился с повинной либо дезертирство было следствием стечения тяжелых обстоятельств. Тяжелыми обстоятельствами могут быть признаны: смерть или тяжелое заболевание кого-то из родителей или близких родственников, стихийное бедствие или уничтожение пожаром жилища, семьи и т. п., потребовавшие от военнослужащего находиться вместе с пострадавшими для оказания им помощи.

1.3. Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (ст. 339 УК)

Закон предусматривает ответственность за уклонение военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни, или причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство) или подлога документов, или иного обмана (ч. 1 ст. 339 УК).

Объективная сторона преступления заключается в уклонении от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни либо иным способом. В основе всех названных в законе способов уклонения военнослужащего от исполнения обязанностей несения военной службы лежит обман. При симуляции болезни военнослужащий создает ложное представление у командира (начальника) и других компетентных лиц о наличии у него заболевания, которое якобы препятствует ему временно или постоянно нести обязанности военной службы, либо умышленно преувеличивает в тех же целях признаки (симптомы) имеющегося у него недуга (слепота, глухота, немота, заболевание конечностей и т. п.).

Членовредительство выражается в том, что военнослужащий самолично либо с помощью другого лица (пособника) искусственно повреждает себе те или иные органы, конечности, ткани с тем, чтобы его признали непригодным к несению военной службы. Для этого используются различные способы и средства: механические (например, виновный с помощью огнестрельного, холодного оружия, режущего инструмента, движущегося транспорта и др. повреждает себе руку, ногу, глаз), химические (например, лекарственные средства и яды, принятые вовнутрь или введенные под кожу), термические и др. При уклонении посредством подлога документов военнослужащий представляет командованию подделанный самолично или по его просьбе другим лицом документ (например, о возрасте, о смерти или тяжком заболевании кого-то из близких родственников, уничтожении пожаром либо стихийным бедствием их жилища и т. п.) и на этом основании получает временное или постоянное освобождение от несения обязанностей военной службы.

Иной обман может выразиться в предоставлении военнослужащим сведений о наличии (получении) у него высшего образования в целях сокращения срока несения военной службы, иногда - сообщении ложных сведении о неисправности военной техники и возникновении непреодолимых препятствий, якобы делающих невозможным выполнение того или иного воинского задания. Выбор виновным того или иного способа обмана в целях уклонения от несения военной службы зависит от того, намерен ли он временно уклониться от исполнения обязанностей военной службы (ч. 1 ст. 339 УК) или ставит своей целью полное освобождение от этой обязанности (ч. 2 ст. 339 УК). Имея намерение освободиться от исполнения обязанностей военной службы на короткое время (ч. 1 ст. 339 УК), военнослужащий обычно прибегает к подлогу документов или иному обману, а в целях полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы (ч. 2 ст. 339 УК) - к симуляции болезни или членовредительству.

Итак, одним из способов уклонения от воинской службы может быть членовредительство. Другие способы могут выражаться в симуляции или аггравации болезни, подлоге медицинских документов, якобы свидетельствующих о негодности к воинской службе. Во всех этих случаях проводится судебно-медицинская экспертиза состояния здоровья.

Наиболее сложной и ответственной является судебно-медицинская экспертиза при подозрении на симуляцию и аггравацию заболеваний. Наибольшее судебно-медицинское значение имеет симуляция заболеваний.

Возможна симуляция различных болезненных состояний, в основном характеризующихся субъективными симптомами и трудно поддающихся объективной диагностике, а также отдельных симптомов того или иного заболевания. При этом симулируют как остро возникающие симптомы (например, сердечный приступ с аритмией, которая может быть вызвана приемом больших доз кофе или чая, настоя табака), так и проявления хронических заболеваний, протекающих с периодическими обострениями (туберкулез легких, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, эпилепсия и др.).

От симуляции необходимо отличать аггравацию — преувеличение тяжести действительно имеющегося какого-то легкого заболевания или преуменьшение результатов лечения.

Не следует путать симуляцию с искусственно вызванными заболеваниями и болезненными состояниями, а также с членовредительством.

Членовредительством называется причинение вреда своему здоровью с целью уклонения от несения обязанностей воинской службы. Членовредительство может осуществляться путем нанесения себе механических повреждений (огнестрельным оружием, острыми и тупыми предметами), посредством искусственно вызванных болезненных состояний или утяжеления уже имеющегося расстройства здоровья. Если вред своему здоровью причиняется не с целью уклонения от несения обязанностей воинской службы, то говорят о самоповреждениях (например, нанесении ссадин или кровоподтеков с целью симуляции разбойного нападения).

Симуляция психических расстройств – воспроизведение с различной степенью достоверности симптомов психической болезни, отсутствующих в действительности. Истинная симуляция всегда носит умышленный и целенаправленный характер. Проявления симуляции разнообразны, т. к. их определяет большое число факторов: осведомленность в области психиатрических знаний, наблюдение за поведением и высказываниями окружающих психически больных, отдельные реплики медперсонала, бытующие в обществе представления о симптомах психических болезней и др. На проявления истинной симуляции накладывает определенный отпечаток личность, ее характерологические свойства (способность к подражанию, воображение, выдержка, целеустремленность и др.), а также уровень интеллектуального развития и жизненный опыт лица, прибегающего к симуляции.

Обычно симулируют те продуктивные психопатологические симптомы, которые не требуют больших психических и физических усилий и вместе с тем могут легко повторяться: вялость и однообразное поведение, отказ от еды, недоступность, мутизм, отдельные галлюцинаторные нарушения (высказывания о слуховых обманах, «голосах», видениях), бредовые идеи («шепчутся», «смотрят», «хотят отравить» и т. д.). Реже симулируют симптомы, требующие большого физического и психического напряжения, речедвигательное возбуждение, ступорозные состояния, выраженные аффективные нарушения, расстройства мышления. Среди симулируемых негативных симптомов чаще всего наблюдаются жалобы на расстройство памяти, высказывания, характерные для эмоционального оскудения («все безразлично», «нет привязанностей»), снижение энергетического потенциала и т. д. Первоначально симуляция психических расстройств отличается выразительностью, изменчивостью проявлений, которые в дальнейшем бледнеют и становятся все более однообразными. При истинной симуляции возможны одновременно симуляция анамнеза и симуляция психического состояния.[6]

Преступление признается оконченным в момент, когда командир (начальник) или орган, введенные в заблуждение, принимают решение об освобождении военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы. Если решение не принято, виновный изобличен до принятия этого решения, действия его квалифицируются как покушение на преступление.