Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и целью временно или постоянно уклониться от исполнения всех или некоторых обязанностей военной службы.
Субъект преступления - военнослужащий рядового и сержантского (старшинского) состава, прапорщик, мичман и лицо офицерского состава, а также военнообязанный, призванный на военные сборы.
* * *
Таким образом, объединяет все эти преступления то, что сущностью преступного бездействия здесь является уклонение от призыва на военную службу. Гражданин различными способами не принимает участие в призыве. Он бездействует по отношению к призыву на военную службу, в то время как Закон требует от него конкретных действий. Законодатель прямо указывает на конкретные действия, которые обязан выполнить гражданин при призыве на военную службу. Если гражданин уклоняется от выполнения этих действий, он совершает преступление.
Глава 2. Мотив преступления и социально-экономические причины уклонения от исполнения обязанности воинской службы
Без умысла уклониться от призыва просто невозможно. Виновный сознает, что уклоняется от призыва и желает это сделать. Поэтому целесообразно рассмотреть мотивы уклонения от обязанности воинской службы. Ведь понятие причинной связи – одно из центральных звеньев в понятийном аппарате криминологии, а изучение причин и условий преступности является ведущей проблемой данной науки. Без уяснения механизма действия, причин и условий невозможно ни предложить криминологический прогноз, ни вести сколько-нибудь целенаправленную борьбу с преступностью.
Такое место в структуре уклонений самовольное оставление части занимает не случайно, т. к. основополагающим основанием для классификации видов уклонений от военной службы является мотив совершения уклонения. Изучение зарегистрированных уклонений от военной службы позволяет сделать вывод, что число совершенных самовольных оставлений части соответствует числу мотивов совершения этого вида преступления, не связанных с желанием навсегда уклониться от выполнения обязанностей военной службы.
Типология мотивов совершения самовольного оставления части позволяет выделить следующие: смена места службы – 35%; отдых от военной службы – 27%; решение личных вопросов – 14%.[7]
Рассматривая состояние уклонений от военной службы необходимо отметить, что этот вид воинского преступления характерен в основном для военнослужащих, только начинающих военную службу.
Наибольшее число уклонений от военной службы совершают военнослужащие первого периода службы – 42%, причем для этого периода службы характерно в основном самовольное оставление части – 86%. Военнослужащие второго периода в общей структуре уклонений от военной службы занимают второе место, ими совершаются 35% уклонений, причем чаще самовольное оставление части – 67% и дезертирство – 33%. Реже уклонения совершаются военнослужащими, прослужившими 1,5 года – 18% (для этой категории характерно самовольное оставление части – 79%, членовредительство – 3%). Незначительная часть совершенных уклонений от военной службы приходится на долю военнослужащих четвертого периода службы – 5%.[8]
Доминирующим мотивом в совершении уклонений от военной службы для военнослужащих первого периода службы является смена воинской части (42%), второго - отдых от тягот и лишений военной службы (37%), третьего - решение личных вопросов (46%), четвертого - решение личных вопросов (43%).[9]
Однако, когда речь идет о причинах и условиях уклонений от исполнения обязанности военной службы, нельзя исключать как «внешних» так и «внутренних» факторов данных преступлений, поэтому следует, на наш взгляд, говорить о причинах и условиях, как цельной ипостаси, являющейся криминально значимой и имеющей негативные последствия. В. Лунеев определяет, что объективных причин, способствующих уклонениям от службы, множество: разрушение мощного военно-политического блока (Варшавского Договора), где бывшая страна занимала доминирующие позиции, и вытекающее отсюда чувство национального унижения; тлеющий конфликт в Чечне, ежегодно пожирающий массу трудоспособной молодежи; демографический кризис и ухудшающееся здоровье нации; разрушение, под улюлюканье либеральной прессы, системы работы с призывным контингентом; повсеместное и постоянное невыполнение правительством страны своих обязательств перед солдатами и офицерами; резкий идеологический крен, в результате чего спрос за невыполнение конституционных обязанностей стал, чуть ли не антиобщественным делом - из-за превознесения прав и свобод; экзальтированный поиск черных страниц в нашей военной истории и сегодняшних буднях армии; упадок ВПК, технической оснащенности и снабжения войск, в результате чего служба в российской армии стала расцениваться общественным мнением как непривлекательная обуза либо повинность, чего призывникам следует избегать.[10]
В. Заборский считает, что одной из политических причин исследуемой проблемы является конфликт на Северном Кавказе.[11] Н. Безбородов причину видит в том, что мы пожинаем плоды политики последних десяти лет. Армия оказалась в чем-то криминальной, и это неудивительно, потому что среди людей, ставших солдатами, 12% устойчиво употребляют алкогольные напитки и 8% хорошо знакомы с наркотиками. Невысок образовательный уровень нынешних солдат: около 7% военнослужащих с начальным образованием, более 30% не имеют среднего, а 40% до армии вообще не работали и не учились. Е. Стрежнев обращает внимание на то, что практика показывает, что усилий органов военной прокуратуры, командования недостаточно, поскольку большое количество совершаемых военнослужащими преступлений против порядка прохождения военной службы, в том числе, обусловлено неподготовленностью призываемых в армию ни физически, ни морально к исполнению воинского долга.[12]
Относительно большое количество самовольных оставлений частей среди военнослужащих подкрепляется отрицательным отношением к армии и военной службе со стороны родителей и гражданской общественности. Нередко такого рода факты используются для оправданий отклонений от воинской обязанности и военной службы.
Многие рядовые видят одну из политических причин в том, что не знают, кого надо защищать и два года защиты «ничего и никого» просто выпадают из их жизни, вместо того, что бы за эти два года они начали устраивать собственную жизнь.
Ряд авторов видят причину в общих недостатках экономической сферы жизни общества.[13] Армия, как и все государственные структуры, находится на государственном бюджете, а он в настоящее время достаточно скуден и подразделения в настоящее время вынуждены в определенной степени заниматься обеспечением самих себя. Это приводит к падению воинской дисциплины; увеличению случаев травматизма и гибели военнослужащих. В результате значительного социально-экономического расслоения общества в войска призываются преимущественно юноши, которые не смогли или не имели возможности поступить в институт или колледж. Это приводит к снижению интеллектуального потенциала военнослужащих и превращению армии в институт социального аутсайдерства.
С. Карамаев, говоря о причинах преступлений, совершенных с целью уклонения от выполнения конституционной обязанности указывает на дуализм социального и экономического факторов. «Солдаты бегут из рядов вооруженных сил чуть ли не каждый день, - подчеркивает он, - и не секрет, что практически все случаи побегов солдат из армии происходят по двум причинам: из-за унижений и побоев со стороны сослуживцев и из-за полуголодного существования, которое молодые люди вынуждены терпеть в своих частях».[14]
Глава 3. Уклонение от альтернативной гражданской службы
В последние несколько лет перед российской общественностью остро стоит вопрос об альтернативной гражданской службе (АГС). Альтернативная гражданская служба – вид службы, которую гражданин РФ обязан нести взамен военной службы в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных законом случаях (см. ст. 59 Конституции РФ, а также Федеральный Закон №113-ФЗ от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе»[15]).
В конце 80-х – начале 90-х годов Россия подписала ряд международных документов, которые касались и права на АГС. Это право и было зафиксировано в Конституции 1993 г. В 1994 г. в Государственную Думу РФ был внесен законопроект «Об альтернативной гражданской службе», который был отправлен на доработку, и до сих пор решение этого вопроса находится в подвешенном состоянии. Однако неразрешенность его уже сейчас таит в себе большие проблемы для нашего государства и многих его граждан.
Право на отказ от воинской службы по убеждениям является
важнейшим составляющим элементом права на свободу мысли, совести и
вероисповедения, сформулированного во Всеобщей декларации прав человека, в Международном Пакте о гражданских и политических правах и в Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека. Это утверждается также в резолюциях и рекомендациях, принятых Комиссией ООН по правам человека. Комитетом ООН по правам человека. Советом Европы и Европейским Парламентом. Эти органы настоятельно призывают правительства предоставить гарантии того, что гражданам, отказывающимся от обязательной воинской повинности по причине своих сознательных убеждений, будет дана возможность проходить альтернативную службу.