КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
ЛОГИКА
на тему
ПОНЯТИЕ И СУЖДЕНИЕ
Оглавление
Европейская формальная логика по истории своего возникновения и развития особенно тесно связана с тремя науками - философией, грамматикой и математикой. Ее создателем считается Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.). Сам термин "логика", введенный стоиками (в отличие от них Аристотель применял к законам мышления термин "аналитика"), обозначал словесное выражение мысли (logos). Именно в античной философии обозначился вопрос о соотношении мышления и языка. Основным для большинства греческих философов был принцип "доверия к языку" в его обнаружении разума и доверия к разуму в его познании физического мира.
Предполагалось, что, подобно тому, как имя выражает сущность обозначаемого им предмета, структура речи отражает структуру мысли. Наиболее ранние термины, применявшиеся греками к языку, имели синкретичный логико-лингвистический смысл. Термином logos обозначались и речь, и мысль, и суждение, и предложение. Имя (греч. onoma) относилось и к классу слов (существительным), и к их роли в суждении (субъекту); глагол (греч. rema) означал и часть речи, и соответствующий ей член предложения (сказуемое). Таким образом, внимание фиксировалось только на случаях взаимного соответствия, гармонии логических и языковых категорий.
В последующие столетия философы также занимались формальной логикой и сделали ряд новых открытий в этой области, но структура логики как науки, выработанная Аристотелем, по существу, не изменилась. Эту форму логики называют также "традиционной логикой". Отдельные значительные вклады в дальнейшее развитие формальной логики, сделанные, например, в конце XVII столетия Готфридом Вильгельмом Лейбницем (1646 - 1717 гг.), практически не оказали влияния на ее традиционную форму. Лишь в середине XIX столетия началось бурное развитие этой науки. В этом отношении важнейшую роль сыграл Готлиб Фреге (1848 - 1925 гг.), которого считают создателем современной логики, а его труды сравнивают с трудами Аристотеля.
Суждение – это форма мысли, посредством которой что-либо утверждается или отрицается, и которая принимает логическое значение истинности или ложности. Если то, что утверждает суждение истинно => оно истинно. Ложное суждение – «все растения съедобны». Суждение может быть неопределенным: «на Марсе есть жизнь». Неизвестно, правда это или ложь.
Состав простого категорического суждения – это такое суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается о предмете с необходимостью (собака – это животное). Состоит из 3-х элементов:
Субъект – это часть суждения, которая выражает предмет мысли. S (subjectum)
Предикат – это та часть суждения, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. (praedicatum)
Связка «есть, суть, является»
Иногда кванторное[1] слово – «все, ни один, что-то».
Субъект и предикат – термины суждения.
В зависимости от характера предиката все суждения делятся на 3-и группы:
Атрибутивным (от латинского attributio — «свойство», «признак») суждением является такое, в предикате которых выражены свойства или признаки предметов. В простом атрибутивном суждении имеются субъект, предикат, связка и квантор. Субъект атрибутивного суждения — это понятие о предмете суждения. Предикатом атрибутивного суждения называется понятие о признаке предмета, рассматриваемом в суждении. Схема: S есть Р «Мед сладкий»; S не есть Р «Мед не сладкий» называется суждение о признаке предмета. В нем отражается связь между предметом и его признаком, эта связь утверждается или отрицается. Например: «Сроки аренды определяются договором», «Никто из судей не вправе воздержаться от голосования».
Некоторые суждения отражают принадлежность (или непринадлежность) предмету нескольких признаков. В этом суждении субъект имеет не один, а два или больше предикатов. Например: «Никто (S) не может быть подвергнут произвольному арест (Pi), задержанию (Рз) или изгнанию (Рз)». Это суждение является сложным, состоящим из трех простых, но оно может быть рассмотрено как простое с одним сложным предикатом:
S есть Р (Pi, Pi, Рз)[2].
В традиционной логике атрибутивные суждения называются также категорическими (от греческого kategorikos — «ясный», «безусловный», «не допускающий иных толкований»). По качеству связки («есть» или «не есть») категорические суждения делятся на утвердительные и отрицательные. Суждения «Многие предприятия являются частными», «В.В. Путин является Президентом Российской Федерации» утвердительные. Суждения «Некоторые дома не являются благоустроенными», «Ни один карась не является хищной рыбой» отрицательные. Связка «есть» в утвердительном суждении отражает наличие у предмета (предметов) некоторых свойств. Связка «не есть» отражает то, что предмету (предметам) не присуще некоторое свойство.
В отрицательном истинном суждении наша мысль разъединяет (разделяет) то, что находится разделенным в объективном мире.
В зависимости от того, обо всем классе предметов, о части этого класса или об одном предмете идет речь в субъекте, суждения делятся на общие, единичные и частные.
Структура общего суждения: «Все S есть (не есть) Р».[3]
Среди общих суждений встречаются выделяющие суждения, в состав которых входит квантор «только». «Только добрый человек может быть врачом» (П. Дюбуа). Примерами выделяющих суждений являются и следующее: «Только благородные газы. И только они не образуют химических соединений с элементами».[4]
Среди общих суждений имеются исключающие суждения, например: «Все сотрудники нашего отдела, за исключением больных, пришли на работу». К числу исключающих суждений относятся и те, в которых выражены исключения из правил русского или иных языков, правил логики, математики и других наук.
Частные суждения имеют структуру: «Некоторые S есть (не есть) Р». Они делятся на неопределенные и определенные. Например, «Некоторые грибы — съедобны» — неопределенное частное суждение. Мы не установили, обладают ли признаком съедобности все грибы, но не установили и того, что признаком съедобности не обладают некоторые грибы. Если мы установили, что «Только некоторые S обладают признаком Р», то это будет определенное частное суждение, структура которого: «Только некоторые S есть (не есть) Р». Примеры: «Только некоторые грибы съедобны»; «Только некоторые остроугольные треугольники являются равносторонними»; «Только некоторые тела легче воды». В определенных частных суждениях часто применяются кванторы: большинство, меньшинство, немало, не все, многие, почти все, несколько и др. Для того, например, чтобы устранить неопределенность частного суждения: «Некоторые студенты опоздали на лекцию», — надо уточнить, сколько студентов и кто именно опоздал, т. е. назвать фамилии.
Единичные суждения имеют структуру: «Это S есть (не есть) Р». Примеры единичных суждений: «Тирасполь - столица Приднестровской Молдавской Республики», «Эверест — высочайшая вершина мира», «Вулкан Ключевская сопка — действующий».
Частные суждения имеют структуру: «Некоторые S есть (не есть) Р». Они делятся на неопределенные и определенные. Например, «Некоторые грибы — съедобны» — неопределенное частное суждение. Нам неизвестно, обладают ли признаком съедобности все трибы, но мы не установили и того, что признаком съедобности не обладают некоторые грибы. Если мы установили, что «Только некоторые S обладают признаком Р», то это будет определенное частное суждение, структура которого: «Только некоторые S есть (не есть) Р». Примеры: «Только некоторые грибы съедобны»; «Только некоторые остроугольные треугольники являются равносторонними»; «Только некоторые тела легче воды». [5]В определенных частных суждениях часто применяются кванторы: большинство, меньшинство, немало, не все, многие, почти все, несколько и др. Для того, например, чтобы устранить неопределенность частного суждения: «Некоторые студенты опоздали на лекцию», — надо уточнить, сколько студентов и кто именно опоздал, т. е. назвать фамилии.
Релятивные (от лат. relativus — относительный) суждения– в предикате которых выражены не свойства или признаки предметов, а отношения между ними Это могут быть отношения равенства, неравенства, родства, пространственные, временные, причинно-следственные и другие отношения. Например: «А равно В», «С больше D», «Семен — отец Сергея», «Казань восточнее Москвы», «Мораль возникла раньше права», «Пьянство — причина многих преступлений».
Отношение отличается от свойства тем, что отнесение его (в виде логического сказуемого) в мысли к тому или иному предмету порождает не истину или ложь, а бессмыслицу. В самом деле, выражение «Ярославль севернее», «этот дом выше», «десять больше» не содержит никакого смысла. Отношение предполагает связь, по крайней мере, между двумя предметами.
Из бесконечно огромного числа форм отношений между предметами логика исследует некоторые наиболее общие свойства отношений. Например свойство симметричности («если А равно В, то и С равно А»), асимметричности («если А больше В, то В меньше А»), переходности («если А больше В, а. В больше С, то А больше С») и др.[6]
Принята следующая запись суждения с отношениями: xRy, где х и у — члены отношения, они обозначают понятия о предметах, R — отношение между ними (R — первая буква латинского слова relativus ). Запись читается: х находится в отношении R к у. Запись отрицательного суждения (xRy) (неверно, что х находится в отношении R к у)[7].