Смекни!
smekni.com

Общественное сознание и идеология (стр. 2 из 2)

Идеология - совокупность политических, правовых, религиозных, этических, эстетических и философских взглядов, идей и теорий. Будучи частью общественного сознания, идеология определяется условиями материальной жизни общества, отражает общественные отношения. Идеология - сложное духовное образование, включающее в себя определенную теоретическую основу, вытекающие из нее программы действий и механизмы распространения идеологических установок в массах.

Если общественная психология возникает из повседневной деятельности людей, то идеология создается идеологами, социальными мыслителями, политиками. Идеологические концепции являются духовным выражением определенных социальных интересов, однако их создатели-идеологи не всегда это осознают и не всегда принадлежат к тому классу, интересы которого выражают. Мыслитель, идеолог теоретически выражает то, к чему класс приходит практическим путем. В идеологии социальные группы осознают себя, свое место в обществе, свое отношение к другим группам.

В политике под «идеологией» понимается система политических верований и убеждений, направленных на завоевание и укрепление власти. В этом контексте для достижения какой-либо цели, в том числе и инспирированной ложной идеей, подходят все мыслимые средства. Здесь можно отметить, что на современном этапе своего развития Россия оказалась и без идеи, и без идеологии. Являясь следствием ломки общественного сознания, сопутствующего радикальным изменениям общественного строя, подобная «идеологическая пустота» затрудняет развитие не только общественного строя, но и экономики.

В любом своем проявлении общественная идеология по существу или формально, правильно или ложно, но всегда связана с отражением потребностей всего общества, его целей, ценностей, идеалов, противоречий и путей их разрешения. Как таковая, общественная идеология необходима, обязательна для любого общества - классового и неклассового, - «открытого»- или «закрытого». Ибо всегда есть жизненная потребность в знании особенностей развития общества, актуальных проблем и общих задач, этапов социального изменения и их специфики, перспектив общественного развития.

В наши дни некоторые теоретики (как на Западе, так и у нас) выступили с идеей конца идеологии («идеологизация»). Это связывается ими либо с «природной» ложностью идеологии, либо с окончанием противостояния капитализма и социализма. Однако идеология всегда была, есть и будет - пока существует общество как «совокупность людей», потребности и интересы которых она выражает.

3. Диалектика общественного и индивидуального сознания

Наиболее общим основанием структурирования сознания является выделение в нем общественного и индивидуального сознания, возникающих как отражение разных типов бытия. Как известно, сознание зарождается в глубинах психики конкретного человека. Здесь происходит оформление системы понятий, определенных форм мышления, свойственных сознанию как таковому. Но деятельность сознания порождает и феномены сознания – мир ощущений человека, его восприятий, эмоций, идей и т.д., которые в свою очередь формируются под воздействием многих факторов. К ним относятся природные данные, условия социальной среды, личная жизнь человека, обстановка трудовой деятельности, возраст и др. Кроме того, в процессе деятельности люди постоянно обмениваются мнениями, суждениями, опытом. В результате этого вырабатываются общие для определенных социальных групп взгляды, понимание, оценки явлений, а также общие интересы и цели. Они влияют и на сознание отдельных людей.

Таким образом, индивидуальное сознание существует только во взаимосвязи с сознанием общественным. При этом они образуют противоречивое единство. Действительно, источником формирования как общественного, так и индивидуального сознания является бытие людей. Основой их проявления и функционирования выступает практика. Да и способ выражения – язык – тоже один. Однако это единство предполагает существенные различия. Во-первых, индивидуальное сознание имеет «границы» жизни, обусловленные жизнью конкретного человека. Общественное же сознание может «охватывать» жизнь множества поколений. Во-вторых, индивидуальное сознание находится под воздействием личных качеств индивида, уровня его развития, личного характера и т.д. А общественное сознание в каком-то смысле надличностно. Оно может включать в себя то общее, что характерно для индивидуального сознания людей, определенную сумму знаний и оценок, передающихся из поколения в поколение и изменяющихся в процессе развития общественного бытия. Другими словами, общественное сознание свойственно обществу в целом или входящим в него различным социальным общностям, но оно не может быть суммой индивидуальных сознаний, между которыми имеются существенные различия. И в это же время общественное сознание проявляется только через сознание отдельных индивидов. Поэтому общественное и индивидуальное сознание взаимодействуют между собой, взаимно обогащают друг друга.

Уже в античной философии начало зарождаться мнение о том, что сознание существует в обществе не только в индивидуальных, но и в общественных формах. Так, Платон предполагал, что в основе общественного сознания лежат вечные надкосмические идеи, а Геродот и Фукидид высказали предположение о психических особенностях, нравах, разном складе мышления народов и племен. И в дальнейшем общественный феномен сознания был предметом интереса мыслителей разных эпох. В современной литературе существуют три точки зрения на проблему сущности и природы общественного сознания: 1) общественное сознание функционирует только посредством индивидуальных сознаний; 2) существует независимо от сознания индивида и предшествует ему; 3) проявляется как в личной, так и в надличностной форме в виде культуры, отделенной от человека. В основе различий данных точек зрения лежат разные подходы к пониманию природы идеального.

Под общественным сознанием следует понимать совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, условия их жизни.

4. Проблема идеологии в контексте современного белорусского общества

Понятие “идеология” неразрывно связано с системным анализом политических, правовых, нравственных и эстетических отношений в обществе. В политической плоскости эта конструкция позволяет лучше понять то или иное явление. Идеология – это своего рода среда, “подпитка” центра принятия политических решений, где законодательная, судебная и исполнительная ветви власти составляют единый блок.

Когда наступают знаковые периоды в жизни общества (к ним также относятся президентские выборы, формирование местных органов власти), люди выражают свои взгляды посредством голосования за того или иного кандидата, мысли, предпочтения которого совпадают с личными симпатиями граждан. Поэтому при формировании и реализации избирательных технологий идеологическая составляющая может рассматриваться как система ценностных ориентаций людей, определяющая их выбор, шкалу их предпочтений. С этой точки зрения она важна как предтеча принятия государственных, политических решений.

Идеология государства - это не застывшая идиома, а подвижная и постоянно трансформирующаяся система, нацеленная на реализацию потребностей и запросов общества, выяснение его отношения к различным институтам власти. Довольно часто уже после выборов в краткосрочной перспективе возникает необходимость в определенной степени изменить, скорректировать курс на основе новых тенденций, специфики и чаяний людей. Как это сделать правильно, быстро и эффективно? Во-первых, государству необходимо постоянно проводить мониторинг, зондаж общественного мнения с целью выявления предпочтений граждан. Во-вторых, для идеологического обеспечения государственной политики, помимо прямой связи “гражданин – государство”, которая особенно ярко проявляется в ходе избирательных кампаний, должна работать обратная связь “власть, органы управления – человек”.

У нас сформировалась социальная ориентированность идеологических предпочтений. В Конституции Республики Беларусь четко указывается, что наша страна – социальное государство. Таким образом, белорусы ожидают от правительства социальных гарантий, устранения болевых точек, в первую очередь, в экономической и социальной сферах. Думается, второй особенностью белорусской идеологической составляющей является решение всего комплекса проблем, связанных с ликвидацией последствий на ЧАЭС.

Что касается диалога ученых и специалистов, нужен ли еще один универсальный документ, где будут затронуты политические, социальные, философские, религиозные и экономические отношения, – вопрос пока остается открытым. Представляется, что государство должно быть заинтересовано в развитии научных концепций, касающихся феноменов “государственность”, “идеология”, “национальная идея”, так как их нельзя навязать “сверху”, искусственным путем, а следует “собирать” по крупицам.

В идеологии должен быть, во-первых, мировоззренческий стержень. Этим стержнем является белорусская гражданственность, национальное государственное самосознание и патриотизм. Вот фундамент, на котором формируется мировоззрение. Кроме того, безусловно, существенное влияние оказывают и экономика, и политика государства, и другие сферы общественной жизни.

Идеология белорусского государства – это идеология белорусского пути общественного развития, это идеальная модель общественного устройства.


Заключение

Субъекту, рассматриваемому на различных уровнях общности - человечество, государство, этнос, семья, индивид – соответствует свой тип сознания. Субъект-индивид, логически завершая иерархию структурной организации общества, всегда «укоренен» в тех или иных социальных общностях и несет в своем индивидуальном сознании отпечаток социально-групповых интересов и требований, представленных в индивидуальной форме. Индивидуальное сознание в ряде отношений богаче общественного, в нем всегда присутствует нечто индивидуально-личное, не объективируемое во неличностных формах культуры, неотчуждаемое от живой личности. В то же время содержание общественного сознания шире содержаний индивидуальных сознаний, но его нельзя истолковывать как абсолютно неличностное. Сложившееся в виде элементов духовной культуры общества, оно предшествует каждому формирующемуся сознанию, выступает как условие его формирования и развития. Но только индивидуальное сознание является источником новообразований в общественном сознании, источником его развития.

Литература

1. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. М.: Конкур, 1998.

2. Философия. / Под ред. Жукова Н.И. – Мн., 2000.

3. Основы идеологии белорусского государства: Учеб. для вузов / под. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. - 2004.