В духовной сфере осуществляется удовлетворение духовных потребностей людей в нравственном совершенствовании, удовлетворении чувства прекрасного, постижении истины. В этих целях возникает уникальная отрасль духовного производства, важнейшей функцией которого является совершенствование, развитие всех остальных сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической). Распространение духовных ценностей осуществляется системой образования, культурно-просветительными учреждениями, средствами массовой информации.
Духовное производство оказывает решающее воздействие на формирование общественного мнения, которое зачастую выступает как побудительный момент практической деятельности людей, оказывающих предпочтение определенной политической партии, философской системе, мировосприятию.
Совокупным продуктом духовного производства является общественное сознание. Структура и содержание этого социального феномена было подробно рассмотрено ранее.
Перечисленные общественные сферы составляют социальную систему – самоуправляемую целостность разнообразных общественных отношений, субъектом которых является индивид, различные социальные общности (группы, классы, нации, государства и другие). С.Э. Крапивенский выделяет следующие черты социальной системы сложный иерархический характер, который определяется многоуровневостью взаимодействий и взаимоотношений, их значимостью в процессе жизнедеятельности всей системы в целом; интегративный характер, т.е. качество, объединяющее множество социальных проявлений в целостность; универсальным компонентом социальной системы является человек, ибо в его деятельности проявляется все многообразие социального мира; социальная система, относясь к разряду высокоорганизованных, обладает качеством самоуправления, т.е. имеет механизм регулирования своей жизнедеятельности. Процесс саморегулирования носит объективный характер в любой высокоорганизованной системе (органическая и неорганическая природа, общество, искусственно созданные технические системы и т.д.), но в человеческом обществе, где действуют люди, наделенные волей и сознанием, чрезвычайно важно более или менее полное совпадение социальных устремлений людей с нуждами и потребностями системы в целом. «Рассогласование» этих сторон социальной действительности может привести к тяжелым, непредсказуемым последствиям. Так, к насущным интересам всего человеческого сообщества можно отнести сохранение природы как естественного лона его жизнедеятельности. Поэтому экологический подход к развитию всех сторон своей жизнедеятельности должен заменить традиционный экономический. Но реальное осуществление этого объективного требования еще далеко.
Вопрос №5. Проблемы крупномасштабного деления истории
Рассмотрение социального развития с необходимостью приводило к выделению «этапов», «периодов» исторического процесса. Это было связано, во-первых, с целевыми установками как стремление, например, к «идеальному обществу» (Платон), «божьему граду» (Августин) и, во-вторых, теоретическими попытками выявить качественные ступени прогресса общества, развивающегося от низших, примитивных форм к высшим (Сен-Симон, О. Конт и другие).
Крупномасштабное деление истории представлено в социальной философии различными концепциями. Коротко остановимся на некоторых.
Маркс рассматривал системную организацию общества через концепцию общественно-экономической формации (формационный подход к истории) (см. схему). Суть ее в следующем. Материальные отношения, ядром которых являются производственные отношения, составляют основу, базис общественного развития. На экономическом базисе возвышается надстройка, состоящая из системы политических, экономических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных, философских взглядов, идей, соответствующих им социальных институтов, а также духовных отношений между людьми. Производственные отношения развиваются в соответствии с развитием производительных сил (материально-производственная база и люди). По мере изменения экономических отношений претерпевает изменения и вся общественная надстройка.
Таким образом, общественно-экономическая формация – это общество в совокупности всех его сторон, с присущим ему базисом и надстройкой как целостная система. Выделяются следующие формации: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.
Концепция социально-экономической формации оказала значительное влияние на различные направления социологической мысли, имела как убежденных сторонников, так и непримиримых оппонентов. В рамках этой концепции удалось раскрыть роль и значение материальной деятельности людей. Но в тоже время формационный подход, исходя из экономоцентризма, не в полной мере учитывал неэкономические факторы общественного развития. Последующий процесс реального исторического развития также выявил известную ограниченность формационной концепции, которая опиралась в своих выводах на факты, явления социально-экономической жизни европейских стран XIX века. Беспрецедентные процессы, связанные с научно-техническим прогрессом XX века, радикально изменили облик общества и человека, его образ жизни и мироотношение. Поэтому одновременно развивался и другой подход к истории – цивилизационный (А. Тойнби, О. Шпенглер, Л. Морган, современный американский философ А. Тоффлер и другие). Типология общественных систем при цивилизационном подходе осуществляется не по признаку экономического базиса, как это имеет место в формации, а исходя из технико-технологического базиса.
Общественно-экономическая формация
СхемаВ истории выделяется доцивилизационный период (дикость, варварство), на смену которому приходит цивилизация, подразделяемая на периоды (волны): земледельческий, индустриальный, информационно-компьютерный.
Использование цивилизационного подхода обогащает познание социального развития, делает его стереоскопичным, многомерным. Так, выявляется важная тенденция исторического развития, скрытая при формационном подходе, — нарастание интегративности социальных систем; более полно выявляется роль и значение научно-технического прогресса, перспективы и общественные последствия функционирования и развития техносферы. Непосредственный анализ технико-технологического базиса позволяет определить основу возникновения и становления исторических форм организации общественного хозяйства (натуральное, натурально-товарное, товарное, товарно-планомерное). Особенно важно, что при цивилизационном рассмотрении раскрываются генезис, характерные черты и тенденции развития различных социально-этнических общностей, напрямую не связанных с формационным членением общества.
В целом цивилизационный подход позволяет более глубоко рассматривать культуру с учетом всех ее составляющих элементов и отношений.
Существуют и другие подходы к типологизации общества. Стало традицией обсуждение различий между современным обществом и следующим ему на смену постсовременным (общество постмодерна). Сложилась и развивается тенденция связывать общественные изменения не столько с материальными отношениями или технико-технологической базой (хотя их значимость признается), сколько с возникновением новых социальных институтов, коренным образом преобразующих многоуровневые социальные связи людей, т.е. общество в целом. Так, в период модерна возникает институт, не имеющий аналогов в прошлом, институт потребления. Если раньше потребление существовало в качестве одного из моментов производства, то в настоящем оно становится формой всеобщей общественной связи (в индустриальном обществе эта роль принадлежит товару), способом активного поведения людей, находит отражение в завершенной системе материальных и духовных ценностей. Социальная система во все большей степени нуждается не в трудящихся, налогоплательщиках, производителях, а в потребителях. Потребление как незаменимая функция человека начинает во все большей степени определять существенные сторон.
Общество есть выделившаяся из природы и надстроенная над нею искусственная реальность ("вторая природа"), единственно в которой возможна и реально происходит жизнеобеспечивающая деятельность вышедших также из природы и неотделимых от нее людей. Генетически общество "происходит" из природы и не может игнорировать ее законы, но, однажды выделившись из нее, развивается затем на собственной основе и согласно собственной логике.
Субстратом общества является человек. Поэтому, чтобы понять феномен общества, необходимо уяснить сущность человека как социального "атома". Вместе с тем оно не есть просто сумма индивидов, но образует новое качество, объединяющее людей в целостность.
Ключевыми понятиями, раскрывающими природу и сущность общества, являются, на наш взгляд, "деятельность", "общение", "отношения людей", "взаимодействие", "жизнеобеспечение", "культура", "механизмы бытия и коммуникации", "отчуждение", "система" (целостность).
Исторически и логически составляющие общество люди суть деятельные существа. Деятельность есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляют его целесообразное изменение и преобразование реальности в интересах людей. Побудителями к действию (деятельности) любого индивида являются различные: а) потребности, т.е. нужда человека в определенных внешних условиях своего бытия; б) интересы как форма проявления и осознания потребностей; в) стимулы как определенный импульс. Всякая деятельность включает в себя целеполагание, средство, результат и сам процесс деятельности. Следовательно, неотъемлемой ее характеристикой является осознанность. Основания сознательно формулируемой цели лежат в сфере мотивов, интересов, идеалов, ценностей. С этой точки зрения общество есть мир сознательных групповых взаимодействий, коллективного деятельностного обмена.