Смекни!
smekni.com

Общество (стр. 1 из 5)

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Дисциплина: Философия

Реферат

по теме: «Общество»

Подготовил:

доктор философских наук,

профессор Науменко С.П.

Белгород – 2008


План лекции
Вступительная часть
1. Формирование представлений об обществе
2. Человек и его деятельность
3. Объективные закономерности общественного развития и субъективная деятельность людей
4. Общество как система
5. Проблемы крупномасштабного деления истории
Заключительная часть (подведение итогов)

Литература:

Основная

1. *Антонов Е.А., Воронина М.В. Философия: Учебное пособие. – Белгород, 2000. – Тема 18.

2. *Введение в философию: В 2 тт. Т.2. /Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. – Глава XIV, XV.

3. *Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001. – Глава 14-17.

4. *Философия: Часть вторая: Основные проблемы философии /Под ред. В.И. Кириллова. – М., 1999. – Глава V, VI.

5. *Философия: Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001. – Раздел IV, глава 15, 17-20.

Дополнительная

1. Ахиезер А.С. Россия как большое общество //Вопросы философии. – 1993 – №1.

2. Барулин B.C. Социальная философия. – М., 1993., Ч. 1,2.

3. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. – М., 1992. – Т.1-2.

4. Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества //Вопросы философии. – 1995. – №8.

5. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.


Введение

Вопросы общественного развития всегда находились в поле зрения философов. По мере накопления знаний выделилась специальная философская дисциплина – социальная философия. Становление знаний об обществе представлено различными школами и направлениями. Главными из них являются: социологический идеализм; географизм; исторический материализм; биологизм, психологизм, техницизм. Идеализм в социологии исходит из признания первичности духовной стороны общественного развития (Логос, Бог, идея, сознание). Материалистические тенденции в обществоведении проявляются в поиске материальных оснований исторического процесса (географические условия, орудия труда, экономические отношения и др.). Наиболее полно и последовательно эти тенденции воплотились в историческом материализме, теоретической основой которого явилось материалистическое понимание истории. Важными проблемами социальной философии являются: деятельность человека, соотношение объективных закономерностей общественного развития и субъективной деятельности людей. В большинстве современных социальных теорий общество рассматривается как сверхсложная, саморегулирующаяся система. Различные подходы к проблеме общества и человека обогащают социальную философию, являются условием ее дальнейшего развития.


Вопрос №1. Формирование представлений об обществе

В структуре философского знания (онтология, гносеология, диалектика, сознание) особое место принадлежит обществоведческому аспекту, который заключает в себе рассмотрение общественного бытия; социальной динамики, рассматривающей проблемы общественного развития; общественного сознания и специфики социального познания. Вопросы общественного развития были в поле зрения философов с древнейших времен. Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Н. Макиавелли, Т. Мор, Б. Спиноза и многие другие рассматривали проблемы человека и общества как важные составляющие своих философских систем. По мере развития и дифференциации знания выделилась специальная философская дисциплина – социальная философия. Последняя стала со временем выступать в качестве мировоззренческого и методологического основания всех гуманитарных наук (социология, история, психология, лингвистика и другие). Как общеметодологическая теория социальная философия тесно связана и с системой негуманитарного знания.

Понятия «общество» (древнеславянское обчий – то, что вокруг), «общественный», «социальный» (лат. societas – общество) чрезвычайно распространены и используются в различных значениях. В процессе философского анализа понятие «общество» может означать, во-первых, обособившуюся от природы часть материального мира и, во-вторых, определенный период, ступень в развитии человеческой истории («первобытное общество», «технотронное общество», «цивилизованное», «капиталистическое» и т.д.).

Социальная философия обладает относительной самостоятельностью в системе философского знания, что проявляется во внутренней логике ее развития. Становление науки об обществе представлено в истории различными школами и направлениями. Главными из этих течений являются: социологический идеализм, натурализм, исторический материализм, техницизм. Попытаемся кратко охарактеризовать эти течения, опираясь на конкретные идеи, концепции и теории исторического развития.

Идеализм в социологии опирается, прежде всего на факт того, что деятельность человека всегда носит осмысленный, сознательный характер. Каждому материальному, практическому результату деятельности предшествует идеальный образ, проект, выступающий в качестве цели, в соответствии с которой происходит выбор тех или иных средств ее достижения. Отсюда и делается вывод об основополагающей роли сознания, его первичности по отношению к другим общественным феноменам. Социальной основой подобных воззрений служил объективный процесс отделения умственного труда от физического, духовного производства от материального. Философы-идеалисты главную задачу общественного развития видели в духовном самоусовершенствовании общества и человека. Авторы подобных идей глубоко обосновывали значение духовного начала в деятельности людей. Ими было высказано немало плодотворных идей и догадок, относящихся к различным сторонам взаимодействия в системе мир – общество – человек. Но в целом история представлялась как переплетение различных отношений (политических, экономических, правовых, нравственных, семейных, религиозных и других), где господствовали хаос и случайность. Общество рассматривалось как агрегат индивидов, действующих в соответствии со своими целями и устремлениями. Здесь нет места историческим закономерностям. Мнения, мысли, намерения выдающихся людей, исторических деятелей определяют развертывание событий. Отсюда и основной тезис идеализма: «Сознание людей определяет их бытие». Учение Гегеля явилось высшей ступенью идеалистического понимания истории, которое было оформлено в стройную систему развития. Диалектические идеи и выводы гегелевского учения, сделанные на основе огромного фактического материала вплотную подвели к важным материалистическим выводам. О.Конт – основатель позитивизма, также в интеллектуальной эволюции человечества видел внутреннюю субстанцию общественного прогресса. Рассматривал общество как социальную систему, закономерно функционирующую и развивающуюся по присущим ей законам.

Натуралистическое направление характеризуется пониманием общества как естественного продолжения природы, природных условий, космоса. Вопрос о влиянии географических условий был поставлен еще в трудах античных авторов – Гиппократа, Геродота, Полибия. Впоследствии в XVIII-XIX вв. в трудах Ш.Монтескье, Г.Боккля, Э.Реклю возникла и получила свое завершение концепция географического детерминизма. Непосредственное влияние космоса через солнечное излучение и космическое излучение развивали в своих трудах А.Чижевский, Л.Гумилев. Сторонники социобиологии (Э.Уильсон, Р.Докинс и другие) связывали многообразие исторического процесса с генетическими, расовыми, половыми особенностями. Представители натуралистического направления связывали перспективу развития человечества с освоением космических «окрестностей» Земли, а затем и более далеких пространств Вселенной (К.Э.Циолковский и другие «космисты».).

Наиболее последовательно материалистические воззрения на историю были развиты в трудах К.Маркса и Ф.Энгельса. Исходным пунктом рассмотрения социальных процессов были люди, наделенные потребностями и интересами, находящиеся в определенных связях друг с другом. Совокупность общественных взаимодействий всех социальных субъектов и образует конкретно-историческое общество. Формирование материалистического понимания истории связано с выделением из всей совокупности связей и отношений материальных (экономических) отношений. На этом основании было сформулировано понятие «общественного бытия». Под последним понимались материальные условия жизни общества и материальные отношения людей друг к другу, природе. Признаком материальных общественных отношений является их независимость от общественного сознания. Напротив, общественное бытие определяет общественное сознание - сложную систему чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. Но общественное сознание – это не пассивное созерцание: оно, в свою очередь, оказывает активное обратное воздействие на бытие.

Возникновение теорий техницизма (индустриализма) связано с процессами научно-технической революции (НТР) XX века и теми радикальными изменениями в обществе, которые она обусловила. К наиболее известным относятся теории «стадий роста» У. Ростоу, «индустриального общества» Р. Арона, Ж. Фурастье, «общества управляющих» Д. Бернхема, «интегрального общества» У. Бакингема и другие. В основе этих теорий лежит концепция «технологического детерминизма», раскрывающего непосредственные причинно-следственные связи между процессами НТР и социальными изменениями. Теории техницизма развиваются в русле предшествующих философских традиций (Г. Риккерт, М. Вебер, В. Зомбарт, О. Конт) и обладают собственной понятийной базой. Основное направление исследований – преобразования в социальной и природной среде под влиянием научно-технического прогресса и радикальное изменение в связи с этими новациями, места человека в мире. Активно обсуждаются темы: специфика социальных связей и общественных институтов индустриального общества, отношение индивида к общественным ролям (освобождение – отчуждение), необоснованность смысложизненных установок и отношение к религии (секуляризация), содержание социального времени (будущее) и другие. В широком временном диапазоне прослеживается связь техники и технического прогресса с развитием социокультуры в целом.