Соответственно живые системы жизненно заинтересованы в поддержании «хороших отношений» с окружающей средой (обеспечивающие возможность для воспроизводства и самоорганизации).
Соответственно на уровне живых систем возникают эволюционные процессы, обеспечивающие выработку механизмов, способствующих поддержанию «хороших отношений с окружающей средой.
Для выработки таких инструментов и задействуется фундаментальное материальное свойство «отражение».
Отражение, которое на уровне не живых систем выступало, как простое сопутствующее свойство любого взаимодействия на уровне живых систем приобретает важнейшее функциональное значение. Отражение начинает использоваться самой системой для регуляции собственной деятельности, для собственного цели достижения, что увеличивает эффективность такой деятельности, такого цели достижения.
Благодаря такой функциональной нагрузки и возникает на уровне живой материи эволюция форм отражения.
Эволюция форм отражения определяется эволюцией форм деятельности. Задачей отражения заключается в обслуживании соответствующей формы деятельности. Отражая, форму деятельности мы отражаем то, что необходимо для реализации данной деятельности. Переход к новой форме деятельности влечет за собой переход к новой форме отражения. А эволюция форм деятельности определяется тем преимуществом, которое дает новая форма деятельности по отношению к предыдущим.
Если сознание рассматривать как первичное, то оно отличается от познания по форме деятельности (первичный труд – собирательство, охота, рыболовство); возможность использовать силы коллектива.
К познанию относится производящая деятельность (начиная с земледелия и скотоводства); возможность использования энергии глубинных природных процессов.
Справедливость – это такое свойство человеческого взаимодействия, которое определяет наиболее высокое стремление к взаимодействию всех заинтересованных сторон.
Ценности «свободы от» - все то, что уменьшает человеческое закрепощение или увеличивает его свободу.
Ценности «Свободы для» - это высшие финальные ценности, ради которых человек обретает свободу и на которые человек стремиться конвертировать свою свободу.
Ценности «свободы от» - это достаточно широкий класс ценностей, среди которых в частности выделяются:
1. Познавательные ценности (высшей ценностью является истина):
2. Эстетические ценности (высшей является красота);
3. Сциально-политические (справедливость);
4. Религиозные ценности (высшей ценностью является божество или бог).
14. Охарактеризовать специфику общенаучных методов познания: а) анализ, б) синтез, в) дедукция, г) индукция, д) абстрагирование, е) идеализация.
Анализ – это расчленение целостного предмета (материального или идеального) на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью из самостоятельного изучения.
Синтез – это соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.
Анализ и синтез являются наиболее фундаментальными приемами познания, которые лежат самой основе человеческого мышления.
Индукция – это метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок, это переход от частного к общему.
Дедукция - это метод исследования и способ рассуждения, когда из общих посылок с необходимостью строится заключение частного характера, это переход от общего к частному.
Абстрагирование – это особый прием мышления, заключающийся в отвлечении отряда свойств и отношений изучаемого предмета или явления с одновременным выделением интересующих нас свойств или отношений.
Идеализация – это мысленное конструктирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в материальном мире.
Теоретическое познание – это познавательная деятельность, осуществляемая на уровне идеальных образов, идеальных понятий и абстракций. Орудие теоретико-познавательной деятельности выступают понятия, категории, законы, теории, гипотезы и т.д. Задачей научного познания, как на эмпирических, так и на теоретическом уровнях, является устранение устойчивых, повторяющихся связей и отношений в объективной действительности. Для теоретического научного познания свойственно обращение к форме теоретического научного закона. Теоретический закон отражает фундаментальную, устойчивую, объективную закономерность на уровни идеальных конструктов (понятий, суждений) и служит, как правило, основанием для дедуктивного выведения конкретных следствий. Теоретическая деятельность – это деятельность с идеальными объектами, которые представлены в виде понятий и теорий. Методы теоретического исследования связаны с построением научных понятий и теорий, установлением теоретических законов.
Основными методами эмпирического познания являются: Наблюдение и Эксперимент.
Наблюдение – это активный познавательный процесс. В нем субъект исходя из определенной познавательной цели, обычно выстраивает мысленную программу действий, и всегда соответствующую интерпретацию полученных данных.
Эксперимент – метод изучения объекта, когда исследователи воздействуют на него путем созданий искусственных условий необходимых для выявления соответствующих свойств.
16. В чем заключаются сильные и слабые стороны принципов верификация и фальсификация?
Верификация состоит в соотнесении теоретического положения с реальным положением дел с помощью наблюдения, измерения или эксперимента. Верифицируемость или эмпирическая проверяемость научных утверждений и теории считается одним из важных признаков научности. Утверждения и теории, которые в принципе не могут быть верификации научной теории и вопрос о её истинности не совпадает.
Процедура фальсификации основывается на логической схеме, которую принято называть «лефустопленс». Достоинство процедуры фальсификации усматривалось в её более определенном характере, по сравнению с верификацией. Если для верификации (проверке на истинность) не ограниченно общего утверждения науки, каким является любой её закон, необходимо согласие с экспериментальными данными бесконечно большого числа его следствий, то для его фальсификации достаточно единственного контрольного примера. Процедура фальсификации обнаруживает только столкновение теории и с фактом, но не говорит какой член противоречия ложен – теория или факт.
1. Алексеева П.В. Философия: Учебник 3-е издание. – М.: Проспект, 2005.
2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д. Философия. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.
3. Новейший философский словарь. – Минск, 2003.
4. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарика, 2005.
5. Философия / под ред.В.Н. Лавриненко. – М., 2001.
6. Черников М.В. Философия: тематический анализ. – Воронеж: ИММиФ, 2004.