Смекни!
smekni.com

Основные законы материалистической диалектики (стр. 1 из 5)

НОВЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

Р Е Ф Е Р А Т

На тему:

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ

Студентки Э4 А3

Зайцевой Татьяны Юрьевны

Москва

С О Д Е Р Ж А Н И Е Р Е Ф Е Р А Т А :

Диалектические противоположности ...................

I. Закон единства и борьбы противоположностей ......

1. Единство и борьба противоположностей ......

Диалектика количественных и качественных изменений .

I. Качество и свойства .............................

Ii. Закон перехода количественных изменений в

Качественные ....................................

1. Понятие о качестве и количестве ............

2. Переход количественных изменений в качественные - закон развития .............

3. Скачки ....................................

"отрицание отрицания"

Цикличность и поступательность изменений ...........

I. Закон отрицания отрицания .......................

1. Диалектическое отрицание и его роль в развитии ..................................

А) диалектическое и метафизическое понима­ние отрицание ..........................

2. Прогрессивный характер развития ...........

А) развитие как прогресс ..................

Б) спиралевидный характер развития ........

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

Обобщение повседневных жизненных наблюдений, опытных фак­тов, полученных в различных науках, а также общественно-исто­рической практики, показало, что явлениям действительности присущ полярный характер, что в любом из них можно найти про­тивоположности. В математике - плюс и минус, возведение в сте­пень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование; в физике - положительные и отрицательные заряды; в механике - притяжение и отталкивание, действие и противодействие; в химии

- анализ и синтез химических веществ, ассоциация и диссоциа­ция; в биологии - ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, жизнь и смерть, здоровье и болезнь; в физиоло­гии высшей нервной деятельности - возбуждение и торможение - таков беглый перечень противоположностей, открываемых наукой. Открытие противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций в самых различных явлениях и процессах имело принци­пиальное значение для формирования диалектико-материалистичес­кого миропонимания, для осмысления процессов изменения, разви­тия.

Противоположными называют такие свойства предметов (явле­ний, процессов), которые в некоторой школе занимают "предель­ные", крайние места. Примеры противоположностей: верх - низ, правое - левое, сухое - мокрое, горячее - холодное и т.д. Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса), которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга.

Диалектическим противоположностям присуще единство, взаи­мосвязь: они взаимодополняют друг друга, взаимопроникают, сложным образом взаимодействуют между собой. Отношение между диалектическими противоположностями всегда носит динамичный характер. Они способны переходить одна в другую, меняться местами и т.д. Их взаимное изменение приводит рано или поздно к изменению самого предмета, сторонами которого они являются. А в результате разрушения их связи они перестают быть противо­положностями по отношению друг к другу. Таким образом, о диа­лектических противоположностях бессмысленно говорить порознь, вне их противоречивого единства в рамках некоторого целого.

Например, атом представляет собой единство двух его необ­ходимых составляющих: положительно заряженного ядра и отрицательно заряженного электрона (если говорить о простейшей структуре атома, то есть об атоме водорода). Очевидно, что их единство, взаимосвязь определяют целостность атома. При ее разрушении и ядро атома, и электрон превращаются в объекты, существующие уже иным образом, в каких-то связях. Соответс­твенно, они перестают быть противоположностями - сторонами противоречивого единства атома.

В столкновении противоположных сил, тенденций осуществля­ются процессы изменения, развития как и в обществе (где это об­наруживается в достаточно наглядной форме), так и в живой и неживой природе, если последнюю рассматривать в процессе ее эволюции, возрастания сложности и организованности. Сложное, подвижное отношение между противоположностями было названо ди­алектическим противоречием. Иначе говоря, термин "единс­тво-и-борьба противоположностей" и "диалектическое противоре­чие" заключают в себе одно и то же содержание.

Правда, надо учитывать, что если в общественной жизни борьба противоположностей в философском смысле может быть от­несена и к реальной борьбе социальных групп, людей, столкнове­нию их реальных интересов и т.д., то применительно к природе, к сознанию (да во многом и к обществу) слово "борьба" не сле­дует понимать буквально. Нелепо быль бы думать, например, что при решении математических задач "борются" операции сложения и вычитания, возведения в степень и извлечения корня, что в про­цессе обмена веществ "борются" процессы ассимиляции и диссими­ляции веществ и т.д. Очевидно, что термин "борьба противопо­ложностей" по отношению ко всем этим явлениям имеет специаль­ный смысл, что слово "борьба" употребляется метафорически и что, пожалуй, лучше употреблять его не отдельно, а в составе формулы "единство-и-борьба противоположностей".

В истории культуры издавна существовали концепции, в ко­торых признавалась такая полярность (борьба противоположнос­тей), но трактовалась в духе взаимодополнительности, взаимоу­равновешенности, нахождения известного баланса противоположных сил. В частности, это было характерно для мифологического соз­нания и для тесно связанных с ним ранних философских систем. Основополагающие полярности, так называемые банарные оппозиции (типа низа и верха, света и тьмы, добра и зла, правого и лево­го, женского и мужского начал), являлись для мифологического сознания принципами как бы некоего вселенского "гомеостаза", то есть постоянно воспроизводящихся циклов нарушения и восста­новления равновесия между этими полярностями.

Английский философ К. Поппер пишет: "Если мы приглядимся немного к этим так называемым противоречивым фактам, то обна­ружим, что все примеры, предложенные диалектиками, подтвержда­ют всего-навсего то, что в мире, в котором мы живем, проявля­ется иногда структура, которую можно, пожалуй, описать с по­мощью слова "полярность". Пример такой структуры - существова­ние положительного и отрицательного электричества".

Но все дело в том, что диалектика вовсе не ограничивается фиксацией таких полярностей, а стремится понять их "пульса­цию", дающую ключ к уяснению сложных, динамичных, живых про­цессов существования, изменения и развития всего сущего. Соот­ношение противоположностей подвижно. Усиление или ослабление (разрушение) одной из сторон ведет к изменению ее роли, значи­мости в рамках противоречивого единства изменяющегося, разви­вающегося предмета и, соответственно, влияет на роль и значе­ние, "удельный вес" другой противоположности, их напряженного противоречивого единства в целом, его баланса, дисбаланса и т.д. Одним словом, здесь открывается целый комплекс нелегких, но важных проблем.

I. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Закон единства и борьбы противоположностей В.И. Ленин наз­вал сутью, ядром диалектики. Этот закон раскрывает источники, действительные причины вечного движения и развития материаль­ного мира. Знание его имеет основополагающее значение для по­нимания диалектики развития природы, общества и мышления, для науки, практической революционной деятельности.

Анализ противоречий объективной действительности, раскры­тие их природы - важнейшее требование всякого научного иссле­дования и практического действия.

1. Единство и борьба противоположностей

Каждый из нас не раз имел дело с самым обыкновенным маг­нитом и хорошо знает, что его главным отличительным признаком является наличие таких взаимоисключающих, но связанных нераз­рывно сторон, как северный и южный полюсы. Как бы мы ни пыта­лись отделить северный полюс магнита от южного, нам это сде­лать не удастся. Разрезанный пополам, на четыре, восемь и т.д. частей магнит все же будет обладать теми же двумя полюсами.

Противоположности и есть те внутренние стороны, тенден­ции, силы предмета, которые исключают, а вместе с тем и пред­полагают друг друга. Отношение неразрывной взаимосвязи этих сторон составляет единство противоположностей.

Противоречивые стороны заключены во всех предметах и яв­лениях. Все они представляют собой органическую связь, нераз­рывное единство противоположностей. Противоречивы не только элементарные частицы, но и образованный из них атом. В центре его находится положительно заряженное ядро, вокруг которого движутся отрицательно заряженные электроны. Химический процесс

- это противоречивое единство ассоциации (соединения) и диссо­циации (разъединения) атомов.

Противоположности имеют место и в живых организмах. Нас­ледственность - это тенденция организма сохранять приобретен­ные по наследству свойства, изменчивость же - это его способ­ность вырабатывать новые свойства, совершенствоваться, разви­ваться.

Психическая деятельность человека характеризуется проти­воположными процессами возбуждения и торможения, концентрации и иррадиации (распространения) возбуждений в коре больших по­лушарий головного мозга.

Противоречивые стороны присущи и процессу познания. Чело­век пользуется такими противоположными и взаимосвязанными при­емами исследования, как индукция и дедукция, анализ и синтез и др.

Таким образом, противоречивость предметов и явлений мира носит всеобщий, универсальный характер. В мире нет предмета или явления, которые не раздваивались бы на противоположности.