18. Понятие ценности. Ценностный мир личности
Основой мотивации человека являются ценности. Именно они интуитивно всегда осознавались как основа человеческого поведения. Ценностная проблематика возникает тогда, когда речь идет о выборе (что предпочесть) Два варианта. Информация всегда нами сортируется. На значимую и незначимую, то есть вслед за познанием возникает проблема оценки знания. В 1902 году появляется понятие «аксиология» – (учение о ценностях). Формально началом аксиологического этапа можно считать появление в качестве самостоятельного понятия как «значимость», независимо от опыта, от данных этого опыта играет роль истины в познании. Оценка - это процесс выбора между значимым и незначимым, а поскольку такое явление встречается и у животных, то
критерием сортировки у человека выступают инстинкты, а также актуализированные потребности. Ценностьозначает приобретение черт общепризнанности. Само понятие «ценность» близко экономическим категориям: товар и цена, в таком значении ценность употребляется и сегодня. В эпоху античности, практически одновременно с появлением материальных ценностей, возникает идеальная, духовная, высшая ценность. Считается, что первым ее проблематику выделил Сократ, который сформулировал основные вопросы мировоззрения, как проблему ценополагания: не что и как, а зачем. Для блага и красоты есть единое – это принцип целесообразности. Прекрасное – это не просто критерий оценки чего-либо, а некое внутреннее, задающее направление развития и совершения. Ценности – смысловые универсалии, которые выявились в результате обобщения типических ситуаций, с которыми обществу или человеку пришлось столкнуться в общении. Ценность – это одновременно и нечто врожденное, и воспитанное, приобретенное. Мир, в котором живет человек, – это всегда мир определенных ценностей. Ценность-это предмет потребностей человека. Таким предметом может быть вещь или идея. Отсюда ценности делятся на материальные и духовные. Но все они являются продуктами общественного производства. Они удовлетворяют наши потребности, они также опосредуют взаимодействия людей. Полагают абстрактных, не неопосредованных ценностных отношений между людьми не существует, или почти не существует. Материальные и духовные ценности образуют системные объединения, различия между ними не являются абсолютными. Относительность проявляется в том, что каждый класс ценностей обладает свойствами противоположного класса, то есть духовные ценности – это такие же реалии, как и материальные, а материальные ценности предполагают определенные моменты идеальности. Идеи могут быть как истинными, так и ложными. Но от этого они не перестают быть ценностями. Все идеи имеют то или иное материальное бытие. Они воплощаются в книгах, архитектурных сооружениях, сыгранных ролях и т.д. Развитие цивилизации представляет собой сознание всеувеличивающегося и дифференцирующегося мира. Одновременно идет процесс усложнения ценностных связей между людьми. Всякая ценность характеризуется по меньшей мере 2 способами: *функциональное значение. *личностный смысл, то есть отношение к потребностям человека. Значение ценностей является совокупностью общественно-значимых свойств функций предмета или идеи, которые делают их значимыми в данном обществе. Основными типами жизненных стратегий в современном обществе являются: благополучие, успех, самореализация.
19. Культура. Функции культуры
Понятие культуры является сложным и неоднозначным. Культура в различных ее проявлениях является объектом и предметом изучения множества конкретных наук. Каждая из этих наук дает ей свое определение. Для философии в отличие от этих наук свойственно, во-первых, рассмотрение культуры в ее общих чертах, т.е. с мировоззренческих позиций; во-вторых, под углом зрения выяснения ее места в обществе и историческом процессе в целом. Сам термин культура имеет
происхождение от латинского слова «culture» – что в переводе означает «возделывание земли, уход». Этот термин как нельзя более точно выражает сущность понятия культуры, под которым философы понимают все виды преобразовательной деятельности общества и человека вместе с ее результатами. В настоящее время слово «культура» часто употребляется как мера уровня образованности и просвещенности и воспитанности человека. Хотя спор по поводу точности и полноты этого определения продолжается и вряд ли когда-нибудь будет закончен, так как многообразие деятельности человека порождает и многообразие проявлений культуры. Культура есть способ внебиологической адаптации человеком окружающей действительности. В этом понятии наиболее отчетливо зафиксировано общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития. На протяжении всей истории развития философской мысли культура в том или ином аспекте являлась предметом изучения различными мыслителями, литераторами, историками. В эпоху Просвещения под совершенством культуры стали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем – идеалу просветителей. Для зарождавшейся буржуазной философии характерно понимание под культурой различных форм духовного и политического саморазвития общества и человека, проявляющихся в движении науки, искусства, морали, религии и государственном правлении. Представители немецкой классической философии рассматривали сущность культуры как единую цепь множества ее типов и форм, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества. Культуру принято разделять на материальную и духовную. Материальную культуру образуют продукты материального, а духовную – продукты духовного производства. Но их различия ни в коем случае нельзя преувеличивать хотя бы потому, что предметы духовной куль – туры всегда так или иначе овеществляются, материализуются, а материальная культура несет в себе человеческую мысль, достижения человеческого духа. Они связаны между собой так, как и области производства – материального и духовного, причем первое к в конечном счете играет в системе общественной жизни ведущую, определяющую роль. Являясь выражением способов и норм социальной организации и регулирования жизнедеятельности общества, культура обладает рядом функций. Это социально-регулятивная функция культуры, воплощающаяся в нормах, традициях и обычаях регулирующих жизнь общества. Вторая, не менее важная функция культуры называется коммуникативно-репродуктивной. Она заключается в трансляции опыта, знаний, опредмеченных результатов человеческой деятельности от поколения к поколению, чем обеспечивается непрерывность исторического процесса и его прогрессивное развитие. Социальной функцией культуры является отбор и отсеивание в ходе трансляции тех культурных ценностей, которые остаются в употреблении у нового поколения и тех, которые отсеиваются, отслужив свое. Эта функция куль – туры называется ценностно-ориентационной. Нельзя сводить культуру лишь к результатам деятельности, это и сама деятельность. именно так предстает перед нами культура мировоззренческая, политическая, технологическая, производственная, культура человеческого общения, культура экологическая, правовая и художественная. Культура – это не только производство вещей и идей в их оторванности от человека, это производство самого чело – века во всем богатстве и многосторонности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия.