Введение
1. ОСОБЕННОСТИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА КАК ФИЛОСОФСКОГО ТЕЧЕНИЯ ЗАПАДНЫХ СТРАН
1.1 Атеистический экзистенциализм
1.1.1 Мартин Хайдеггер (1889-1976)
1.1.2 Альбер Камю
1.1.3 Жан-Поль Сартр (1905-1980)
1.2 Религиозный экзистенциализм
1.2.1 Карл Ясперс (1883-1969)
2. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиография
Экзистенциализм (от лат. ex(s)istentia – существование), или философия существования, иррационалистическое направление современной философии, возникшее накануне 1-й мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Сартр, Марсель, выступивший с идеями экзистенциализма ещё во время 1-й мировой войны, Мерло-Понти, Камю, С. де Бовуар).
В 40-50-х гг. экзистенциализм получил распространение в других европейских странах, в 60-х гг. также и в США. Представители этого направления в Италии - Аббаньяно, Э. Пачи; в Испании к нему был близок Ортега-и-Гасет; в США идеи экзистенциализма полуляризировали У. Лоури, У. Баррет, Дж. Эдп. К экзистенциализму близки религиозно-философские направления: французский персонализм (Мунье, Недонсель, Лакруа) и немецкая диалектическая теология (Барт, Тиллих, Бультман).
Экзистенциализм как философское направленно носит неоднородный характер. Различают экзистенциализм религиозный (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер) и атеистический (Сартр, Камю, Мерло-Понти, Хайдеггер). Однако определение "атеистический" по отношению к экзистенциализму несколько условно, т. к. признание того, что бог умер, сопровождается утверждением невозможности и абсурдности жизни без бога.
Своими предшественниками экзистенциалисты считают Паскаля, Кьеркегора, Унамуно, Достоевского и Ницше. На экзистенциализм оказали влияние философия жизни и феноменология Гуссерля.
Бытие, согласно экзистенциализму, не есть ни эмпирическая реальность, данная нам во внешнем восприятии, ни рациональная конструкция, предлагаемая научным мышлением, ни "умопостигаемая сущность" идеалистической философии. Бытие должно быть постигнуто интуитивно.
Онтологической предпосылкой трансцендирования является конечность экзистенции, её смертность. Экзистенциалисты подчёркивают в феномене времени определяющее значение будущего и рассматривают его в связи с такими экзистенциалами, как "решимость", "проект", "надежда", отмечая тем самым личностно-исторический характер времени и утверждая его связь с человеческой деятельностью, исканием, напряжением, ожиданием. Историчность человеческого существования выражается в том, что оно всегда находит себя в определенной ситуации, в которую оно "заброшено" и с которой вынуждено считаться. Принадлежность к определенному народу, сословию, наличие у индивида тех или иных биологических, психологических и др. качеств, всё это - эмпирическое выражение изначально-ситуационного характера экзистенции, того, что она есть "бытие-в-мире". Временность, историчность и "ситуационность" экзистенции - модусы её конечности.
Другим важнейшим определением экзистенции является трансцендирование, т. е. выход за свои пределы. С точки зрения религиозного экзистенциализма трансцендентное - это Бог. Если у Ясперса, Марселя, позднего Хайдеггера, преобладает момент символический и даже мифопоэтический (у Хайдеггера), поскольку трансцендентное невозможно рационально познать, а можно лишь "намекнуть" на него, то учение Сартра и Камю, ставящих своей задачей раскрыть иллюзорность трансценденции, носит критический характер.
Во французском и русском экзистенциализме, а также у Ясперса в центре внимания стоит проблема человеческой свободы. Экзистенциализм отвергает как рационалистическую просветительскую традицию, сводящую свободу к познанию необходимости, так и гуманистически-натуралистическую, для которой свобода состоит в раскрытии природных задатков человека, раскрепощении его "сущностных" сил. Свобода, согласно экзистенциализму, должна быть понята исходя из экзистенции. Согласно Марселю и Ясперсу, свободу можно обрести лишь в боге. Согласно Сартру, у которого трансценденция - это ничто, понятое нигилистически, свобода есть отрицательность по отношению к бытию, которое он трактует как эмпирически сущее.
Общение индивидов, осуществляемое в сфере объективации, не является подлинным, оно лишь подчёркивает одиночество каждого. Согласно Камю, прорыв одного индивида к другому, подлинное общение между ними невозможно. И Сартр, и Камю видят фальшь и ханжество во всех формах общения индивидов. Согласно Марселю, разобщённость индивидов порождается тем, что предметное бытие принимается за единственно возможное бытие. Но подлинное бытие - трансценденция - является не предметным, а личностным, потому истинное отношение к бытию - это диалог. Прорывом объективированного мира является не только подлинное человеческое общение, но и сфера художественного, философского, религиозного творчества. Но истинная коммуникация, как и творчество, несут в себе трагический надлом. Ясперс считает, что всё в мире терпит крушение в силу самой конечности экзистенции, и потому человек должен научиться жить и любить с постоянным сознанием хрупкости и конечности всего, что он любит, незащищённости самой любви.
Экзистенциализм отразил духовную ситуацию современного западного общества, но предложить выход из этой ситуации он не смог. Все попытки обновления проблематики философии существования ("оптимистическая" реформация экзистенциализма О. Ф. Вольнова; "позитивный экзистенциализм" Аббаньяно) также оказались безуспешными.
1.1.1 Мартин Хайдеггер (1889-1976)
Ранние богословские штудии в иезуитских школах (1903-1911) пробудили в готовившемся принять духовный сан Хайдеггере интерес к герменевтике и языку. Но он поддался обаянию Эдмунда Гуссерля, основателя феноменологии, и в течение десяти лет читал курсы, посвященные феноменологии. Тесное сотрудничество с Гуссерлем длилось до тех пор, пока в 1923 году Хайдеггер не стал действительным профессором Марбургского университета
В 1933 году Хайдеггер стал ректором Фрайбургского университета Позже он был отстранен от преподавания. Сомнительная политическая репутация, а также нерегулярность его выступлений в печати привели к тому, что долгое время слава Хайдеггера опиралась на его раннюю работу - "Бытие и время". После "Бытия и времени" Хайдеггер отошел от антропологических и феноменологических пристрастий своей ранней книги в пользу более непосредственной рефлексии о бытии. В середине тридцатых годов он обратился к трудному, поэтическому способу философствования, и зачастую его рефлексия была обращена на сами поэтические тексты.
Главные сочинения: "Бытие и время" (1927), "Введение в метафизику" (1953), "Поэзия. Язык. Мысль" (1971), "На пути к языку" (1959).
Главные идеи.
Хотя смысл бытия - это основная проблема философии, истинная его природа забыта и сокрыта.
Людям присуща уникальная открытость бытию, но понимание человека должно осуществляться в экзистенциальных, а не традиционных, объективирующих категориях.
Бытие следует осмыслять в терминах временности. Бытие может осмысляться лишь посредством медитативного и поэтического образа мышления, не имеющего ничего общего ни с количественным, ни с объективирующим подходом.
В той мере, в какой бытие поддается переводу на понятийный язык, именно то, что позволяет раскрыться сущему в динамическом событии, скрывает его, раскрывая.
Мысль Хайдеггера была о Бытии сущего. Его завораживал классический вопрос онтологии: "Почему есть нечто, а не ничто?" Книга "Бытие и время" была лишь промежуточной остановкой на маршруте созерцания бытия.
"Бытие и время"
Эта работа, сложная и загадочная, была написана своеобразным языком, так как Хайдеггер считал современный технизированный рационалистический язык не пригодным для разговора о бытии как особом ракурсе рассмотрения действительности. Хайдеггер отказывается от традиционных философских терминов "субъект", "объект", "отражение", "противоречие", а также от слов типа "пресса, газета, радио, фильм". Он считает их рационалистическими конструкциями, которые следует заменить "экзистенциалами" -словами-образами, использует дефис, разделяющий слово и кавычки. Речь Хайдеггера эзотерична и нуждается в истолковании. Значению применяемых им "экзистенциалов" посвящено много исследовательских работ.
Хайдеггер утверждает, что в современном мире вопрос о бытии пришел в забвение. Бытие для него - не Бог, но нечто такое, что фундаментальней любого Бога. Бытие непредметно и потому неопределимо. Ему противостоит "сущее" -предметная действительность. Поэтому Хайдеггер применяет разные термины: о бытии он говорит "онтологическое", а о сущем - "оптическое". Мир - это место, где бытие и сознание взаимодействуют, сплавляются, создают амальгаму.
Первоначально в период античности до появления Сократа человеческое мышление и бытие были слитны. Эту первозданную слитность Хайдеггер называет aletheia (алетейя) -несокрытость.
Вторая эпоха в мышлении бытия - от Платона до новоевропейского рационализма во главе с Декартом. Истина и бытие разделяются. Мышление становится субъектом, противостоящим объекту - предметно-сущему. Истина не является больше ядром бытия, она перемещается в высказывание, в идеальное. Бог становится "сверхпредметом", он являет собой символ опредмеченного сознания. Это эпоха "метафизики" - определения человеческой сущности вне истины бытия.