В 1866 году особенно возросла угроза войны, Австрия и Пруссия боролись за право господства над Германией.
Великий композитор был дуалистом и постоянно жил не только в конфликте с обществом, где у него находились единомышленники, а и в вечных разногласиях с самим собой, в которых поддержки ждать было не от кого. В тяжелое время не только для Рихарда Вагнера, но и для его страны когда король ждал совета и помощи своего наставника ,композитора делили немец, с которым он безустанно боролся всю свою жизнь, и борец за независимость своей родины. Мечту о воссоединении великой Германии в то время лелеяла половина «думающих» немцев. Такая идея не могла не захватить Вагнера. Однако вопрос - кто займет главенство над народом Германии, Австрия или Пруссия? Игнорировать было нельзя, поставленный ребром, он не давал возможности уйти от горячих споров.
Рихард Вагнер вновь разработал для короля новую политическую программу. Он во что бы то не стало, хотел предотвратить войну и воспрепятствовать влиянию французского императора Наполеона III, на небольшие немецкие государства. Композитор вновь предался иллюзиям, уверовав, в то, что Бавария в силах возглавить немецкий народ путем мирных переговоров с Австрией и Пруссией. Но к сожалению и в данной ситуации Людвиг II проявил беспомощным и неумелым, позволив Баварии увязнуть в военном конфликте он потерял доверие своих подданных, а также расположение Рихарда Вагнера. Уже восемь недель спустя Вагнер пишет Августу Реккелю с горькой иронией: «Мой друг! Если ты еще согласен заниматься политикой- держись стороны Бисмарка и Пруссии. Бог свидетель я не знаю иного выхода… Германия не сможет стать централизованным государством, и пруссаки это первыми поймут… Прогнав иезуитов, разбив Австрию- а это значит и Рим, и церковь, они спасут нас всех. Благословим их!». [3; 57]
После поражения Австрии и союзных баварских войск Вагнер в последний раз попытался убедить Людвига II изменить политику, однако результатов не последовало. Все шаги навстречу королю обернулись крахом. Статья Рихарда Вагнера «Немецкое искусство и немецкая политика» была пресечена мюнхенской реакцией. Со всей остротой композитор критиковал немецких государей: «Нет во всей истории примера более черной неблагодарности, нежели предательство самого духа, своего народа, совершенное нашими «владыками»- потребуется не одно благородное, жертвенное деяния с их стороны, чтобы искупить свою вину.»
Упадку Германии Вагнер противопоставил великие достижения ее классиков, прежде всего это Гете, Шиллер, Бах и Бетховен. Он обличал падение искусства в Германии и клеймил позором государей подвергших унижению деятелей немецкой культуры.
Вагнер окончательно убедился, что Людвиг II не способен оправдать возлагавшихся на него надежд. Однако не меньшее разочарование постигло и монарха. Вагнер был гениальным композитором, однако, очень сложным человеком. Некоторые критики считают, что причиной холодности их отношений стала неразделенная любовь Людвига IIк Рихарду Вагнеру, но подтверждающих эту теорию фактов нет, и все больше она наталкивается на осуждения со стороны поклонников композитора. Благо, что этот не слишком долгий союз не прошел бесследно. Вагнеру удалось, с помощью короля Людвига Баварского, построить свой театр, тот о котором он мечтал, о котором писал в «Опере и драме».
Не осуществилась мечта Вагнера о справедливом искусстве, независимом от власти денег и положении в обществе. Но остались его музыкальные и литературные произведения. Его идеи вечной любви в «Тристане и Изольде», великой справедливости в «Кольце Нибелунгов», равенства и братства в «Парсифале».
Заключение
Художественное творчество - загадочный процесс. Понимание внутреннего мира композитора Рихарда Вагнера возможно путем детального анализа не только музыкальных произведений, но и его общественной, литературной деятельности. Гений почти всегда обладает определенным набором высоких достоинств, позволяющих ему создать нечто новое и необычное, отрицающее предыдущий человеческий опыт.
Вагнер активно работал как литератор, что позволило ему разносторонне оценить происходящее, расставить волнующие акценты в музыкальных произведениях и вызвать общественный интерес. На его примере мы видим, что художник активно участвующий в жизни современников, становится ярким ориентиром и эстетическим проводником для многих поколений. Вагнеровская музыка стала фоном для новейшей истории германии и Европы в XIXи XX ст.
Библиография
1. Р. Вагнер Избранные статьи. – М.: Искусство, 1978. – стр. 694
2. В. Верфель Верди Роман оперы. – М.: Музыка, 1991. – стр. 316
3. В. Вольф Рихард Вагнер . – М.: Музыка, 1987. – стр. 228
4. Б. Левик Рихард Вагнер. – М.: Музыка, 1978. – стр. 446
5. А.Ф. Лосев Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера. – М.: Искусство, 1978. – стр. 47
6. Т.Э. Цытович Рихард Вагнер Статьи и материалы. – М.: Музыка, 1974. – стр. 198
7.http://feb-web.ru/feb/tolstoy/critics/t37/t372060-.htm
8.http://www.nietzsche.ru/read-27.php
9. http://www.forumklassika.ru/