Другой, неотъемлемой стороной противоречия является взаимное отрицание противоположностей. Они находятся в состоянии взаимоисключения, взаимоотталкивания. Этот момент и находит свое выражение в понятии борьбы противоположностей. Конкретные формы “борьбы” в природе, обществе, мышлении разнообразны и существенно отличны (борьба классов, столкновение различных мнений в научном споре, отталкивание и притяжение планет, взаимодействия микрочастиц, борьба за выживание в природе и т.д.). Единство носит относительный характер, борьба - абсолютный.
Как и сами объекты, заключенные в них противоречия возникают, развиваются и исчезают (разрешаются). Можно условно выделить следующие этапы развития противоречий:
- непосредственное единство противоположных тенденций внутри предмета;
- различие как постепенное обособление сторон противоречия;
- поляризация сторон противоречия как противоположностей;
- предельная заостренность, борьба и разрешение противоречия.
Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник самодвижения и развития объективного мира и познания.
Закон отрицания отрицания рассматривает такие существенные стороны развития как цикличность, поступательный характер развития. Отрицание вначале рассматривалось как один из необходимых элементов познавательной деятельности, мышления, диалога. Но затем, в соответствии с тождеством бытия и мышления, Гегелем было перенесено и на другие стороны бытия. В чем развитие метафизического и диалектического понимания отрицания. Метафизическое мышление рассматривало отрицание как разрыв между различными этапами, диалектическое же понимание предполагает связь между различными этапами развития. Содержание этого понимания включает:
1. Признание разрушения, преодоления старого.
2. Удержание, сохранение прежнего в форме преемственности.
3. Формирование нового, как бы повторяющего предшествующий период, но на более высшем уровне.
Так, развитие экономики опирается на необходимые предпосылки, условия, которые возникают в предшествующий период. Возникновение новых экономических форм связано не только с разрушением старых, отживших, но сохранением через преемственность всего необходимого для дальнейшего развития. В качестве графического образа закона диалектического синтеза используют спираль, которая объединяет в своей конструкции как цикличность (окружность), так и поступательность (прямая). Абсолютизация повторяемости характерна для древнегреческой концепции развития, в средневековье возобладал взгляд на развитие как на поступательное, прямолинейное, необратимое движение. Но, разумеется, спираль - это только условный образ, а в действительности развитие может приобретать самый различный облик (“ступени роста”, “фазы роста”, “волны развития” и т.д.)
Закон отрицания отрицания характеризует направленность, необратимость развития от низших ступеней к высшим.[7]
Таким образом, диалектика - это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества. Субъективная - это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании.
"Диалектика - есть учение о том, как могут быть и бывают тождественными противоположности,- при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга - почему ум человека не должен брать эти противоположности, - за мёртвое - застывшие, а за живое - условные, подвижные, превращающиеся одна в другую."
В диалектике содержится ряд категорий и законов, которые отражают всеобщие законы бытия, всеобщие стороны и связи.
Между ними существуют различия, которые возникают на основе предмета отражения.
а) Категория отражают общие связи, отношения, свойства и стороны объективной действительности;
б) Законы отражают только всеобщие связи и отношения объективной действительности, но не отражают свойства и стороны.
2. Категории и законы различаются по форме отражения.
а) Категории являются особым видом внимания;
б) Законы диалектики, как и другие, представляют собой особый вид суждений.
Существует три закона диалектики:
- Закон единства и борьба противоположностей,
- закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,
- закон отрицания отрицания.
Законы диалектики выражают всеобщие, объективные, существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между предметами, явлениями и системами в целом.[8]
Подводя итог, можно сказать, что учение о диалектике занимает важное место в культурной, научной жизни общества, а также в других сферах бытия.
1. Гуревич П.С. Философия: Учеб. для вузов.- М.: Проект, 2003.
2. Крюков В.В. Философия. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006.
3. Лешкевич Т.Г. Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов.- М.: ИНФРА-М, 2000.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.- Т.32.
5. Стивенсон Д. Философия / Пер. с англ. С.В. Зубкова.- М.: АСТ; Астрель, 2004.
6. Философия: Учебник / Под ред. Кохановского В.П.- 6-е изд., перераб. и доп.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.
7. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Митрошенкова О.А.- М.: Гардарики, 2002.
8. Гаспарян А.А. Системность категорий и законов диалектики: (методологический аспект) // Научная мысль Кавказа.- 2008.- № 3.- С. 37.
[1] Гуревич П.С. Философия: Учеб. для вузов.- М.: Проект, 2003.- С. 174.
[2] Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.- Т.32.- С.448.
[3] Лешкевич Т.Г. Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов.- М.: ИНФРА-М, 2000.- С. 98.
[4] Стивенсон Д. Философия / Пер. с англ. С.В. Зубкова.- М.: АСТ; Астрель, 2004.- С. 138.
[5] Философия: Учебник для вузов / Под ред. Митрошенкова О.А.- М.: Гардарики, 2002.- C. 295.
[6] Крюков В.В. Философия. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006.- С. 189.
[7] Философия: Учебник / Под ред. Кохановского В.П.- 6-е изд., перераб. и доп.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.- С. 237.
[8] Гаспарян А.А. Системность категорий и законов диалектики : (методологический аспект) // Научная мысль Кавказа.- 2008.- № 3.- С. 37.