Для Ойкена ключевым вопросом было существование «третьего пути» между централизованным планированием и laissez-faire. Он был уверен в существовании этого пути, но призывал к гибкости в определении данной модели, которая, по его убеждению, должна быть не навязана сверху, а иметь возможность подстраиваться под условия конкретных рынков. Там, где рынок уже характеризовался наличием «совершенной (свободной) конкуренции», государство могло сосредоточить свои усилия в основном на создании условий его функционирования в виде законодательных рамок. Сюда в первую очередь относилось сельское хозяйство. Однако многие рынки – в частности, в промышленности – характеризовались наличием «несовершенной конкуренции». Везде, где это привело бы к появлению совершенной конкуренции, монополии должны были быть ликвидированы. Там же, где это было невозможно, возникала необходимость создания механизма «контроля над монополией», чтобы обеспечить такое поведение монополиста, «как если бы он находился в условиях совершенной конкуренции». То, насколько могли быть снижены цены, «на практике должно было определяться отдельно в каждом конкретном случае». В целом должны были бы быть приняты все необходимые меры для того, чтобы свести к минимуму сектор экономики с «несовершенной конкуренцией». Это должно было стать возможным хотя бы потому, что данный сектор зачастую самим своим существованием был обязан «выборочному вмешательству государства в экономику», например, проведению протекционистской торговой политики.
Таким образом, в этой работе в сжатом виде излагается основа ордолиберальной модели, которую Ойкену предстояло разрабатывать дальше после войны, в частности, в «Принципах экономической политики». Заслуживает особого внимания стойкая вера Ойкена в идеал «совершенной (свободной) конкуренции». Хорошо известно, что при определении этого типа рынка он отвергал критерий «однородности товаров» и говорил о «конкуренции товаров-субститутов», усиливаемой техническим прогрессом и являющейся более значимой вследствие тенденции к крупномасштабным проектам. Теорию «монополистической конкуренции», разработанную Чемберлином и Джоан Робинсон, он отвергал как «достаточно сомнительную», потому что она размывала грань между конкуренцией и монополией.
В свете множества проблем, возникших в ходе экономической трансформации стран Восточной Европы, особый интерес представляет тот факт, что Ойкен, в отличие от других современных экономистов, придавал значительно меньшее значение «требованиям переходной экономики»: проблемы, сопровождающие трансформацию, могут быть весьма значительными, однако их можно разрешить только при наличии четко разработанной концепции «постоянного порядка».
В немецком либеральном движении 40 – 50-х годов двадцатого столетия параллельно существовали две группы экономистов - единомышленников. С одной стороны, ордолибералы, или представители Фрайбургской школы, то есть собственно либералы во главе с В. Ойкеном и Ф. Бёмом, с другой – сторонники социальной рыночной экономики, среди которых Альфред Мюллер-Армак и Людвиг Эрхард. Значительный вклад в процесс формирования и реализации концепции социального рыночного хозяйства внесли Александр Рюстов и Вильгельм Рёпке сторонники неолиберализма гуманистической традиции.
Единство взглядов представителей этих групп состояло в том, что личная свобода общества является ценностью сама по себе. В силу этого социальная рыночная экономика рассматривалась ими не как набор рекомендаций по восстановлению разрушенной экономики, а как программа, направленная на формирование политического, экономического порядка и тех сфер, в которых свобода является основным условием эффективности.
Начало германскому ордолиберализму было положено экономистом Вальтером Ойкеном и юристом Францем Бёмом в начале 30-х гг. во Фрайбурге.
Учение ордолиберализма строилось на принципах конкуренции, то есть на такой ситуации, когда множество продавцов противостоит множеству покупателей, и никакой индивидуум, а также их объединение не способны оказывать влияние на рыночную цену. Ордолибералы исходили из убеждения, что только хозяйственный (или экономический) порядок, основанный на свободе и ответственности каждого индивидуума, может эффективно обеспечить общество ограниченными благами и неуклонно повышать всеобщее благосостояние. В качестве одной из основных задач современного либерального государства рассматривалась защита конкуренции. Считалось, что политика конкуренции должна стать справедливой для всех: должен быть принят принцип универсальной конкуренции, который противостоял бы всем попыткам частных лиц и государства в целом монополизировать рынок. Они полагали, что развитая система конкурентного рынка позволяет всем членам общества (вне зависимости от их социального статуса) вести достойный образ жизни.
В частности, В. Ойкен утверждал, что каждая конкретная система базируется на сочетании потребностей людей, природных условий, рабочей силы, товарных запасов, технических знаний, правового и социального порядка (порядку придано особое значение). Порядок не устанавливается сам, в его формировании принимает участие государство. В результате он становится естественным, так как ведет к развитию полной конкуренции и экономики в целом, что соответствует самой природе человека и основным принципам экономической свободы.
Ойкен отдавал однозначное предпочтение свободному рыночному хозяйству и сформулировал основные «конституирующие» принципы строя конкуренции:
· Неприкосновенность частной собственности;
· Стабильность денежного обращения и национальной валюты;
· Открытые рынки;
· Свобода всех сделок и договоров, кроме тех, цель которых состоит в ограничении конкуренции;
· Несение каждым индивидом ответственности за принятые им экономические решения (т. е. недопущение фиктивных компаний);
· Постоянство экономической политики.
Экономическая политика, по мнению Ойкена, может быть представлена политикой порядка и политикой регулирования. Политика порядка включает создание и совершенствование реальных порядков, в условиях существования которых осуществляется деятельность экономических субъектов. Вмешательство государства в эту сферу не просто допускается, но и приветствуется, так как основной его функцией видится нейтрализация колебаний экономической конъюнктуры, ограничение власти монополий. Однако государство должно следовать двум принципам: необходим контроль созданных влиятельных рыночных субъектов (монополий) и следует создавать экономический конкурентный порядок, а не регулировать естественные экономические процессы. Политика регулирования – политика воздействия на процесс хозяйственного развития, где любое вмешательство государства в экономический процесс недопустимо, а основное значение придается правовому и социальному порядку.
Ордолиберализм предпринял попытку создать собственное учение о народном хозяйстве на базе синтеза идей новой исторической школы, неоклассики и традиционного либерализма.
Методологически ордолиберализм наиболее близок к новой исторической школе, для которой характерна трактовка процесса общественного развития как медленной, постепенной эволюции.
В отличие от неоклассики в методологическом инструментарии ордолиберализма маржинализм не занимает самостоятельного места. Он учитывается как распространенный в западных концепциях теоретический прием.
С традиционным либерализмом ордолиберализм роднит идея индивидуальной свободы на основе всемерного укрепления и поощрения частной собственности на средства производства. Вместе с тем неолибералы, в отличие от своих предшественников, оценивали процессы хозяйственной жизни с макроэкономических позиций, а не микроэкономических. Кроме того, ордолиберализм отличается от либерализма эпохи капитализма свободной конкуренции тем, что он выступал за активное государственное воздействие на экономику. Причем объектами этого вмешательства ордолибералы, в отличие от кейнсианцев, считали не сам процесс воспроизводства, а институциональные основы механизма прибыли и конкуренции.
Основу ордолиберализма составляют учение о строе конкуренции и концепция социального рыночного хозяйства. Учение о двух типах экономического строя принадлежит Вальтеру Ойкену и изложено в его работах Основания национальной экономии (1947) и Основные принципы экономической политики (1950).
Экономический строй – совокупность реализованных на практике хозяйственных форм, в которых протекает повседневный конкретный хозяйственный процесс. Ойкен считает, что ключ к анализу всех известных в истории экономических систем можно получить, выделив два основных типа экономического строя. Во-первых, центрально-управляемое хозяйство, во-вторых, хозяйство общения, или рыночное. Они никогда не встречаются в чистом виде, но всегда в виде некоторой смеси с преобладанием одного из них.