Смекни!
smekni.com

Основы философии (стр. 4 из 10)

Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни лю дей.На ранних стадиях общественного развития ритмы социаль ных процессов были замедленными. Родо-племенные общества и пришедшиеим на смену первыецивилизации древнего мира воспроизводили на протяжении многих столетий существующие социальные отношения. Социальное время в этих обществах носи локвазициклический характер. Ориентиром общественной прак тики было повторение уже накопленного опыта, воспроизводство действий и поступков прошлого, которыевыступали в форме свя щенных традиций. Отсюда особая ценность прошлого времени в жизнедеятельности традиционных обществ. Человек древнейших цивилизаций жил,как бы оглядываясь в прошлое, которое пред ставлялось ему золотым веком. Не случайно в традиционных об ществах понятия "древний" и "хороший", "добрый" былипочти синонимами.

Идея направленности времени и ориентация на будущее воз никли в культуре значительно позднее. Линейно направленное историческоевремя проявляется наиболее отчетливо в обществе эпохи формирования капиталистических отношений. Капиталисти ческая система производства посравнению с предшествующими ей формациями привела к резкому ускорению развития производительных сил и всей системы социальных процессов. Еще в боль шей мереэто ускорение свойственно современной эпохе, когда бурно развертывается научно-техническая революция.

Таким образом, социально-историческое время течет неравно мерно. Оно как бы уплотняется и ускоряется по мере общественно гопрогресса. Причем само ускорение социально-исторического времени происходит неравномерно. В эпоху революционных преоб разований это ускорение, своеобразноеспрессовывание историче ского времени, его насыщение социально значимыми историче скими событиями, происходит в значительно большей степени, чем впериоды относительно спокойного развития.

Социальное время, как и социальное пространство, имеет слож ную структуру. Оно возникает как наложение друг на друга раз личныхвременных структур. В рамках исторического времени, в котором происходят события, характеризующие историю народа, нации, развитие и сменуобщественно-экономических формаций, можно выделитьвремя индивидуального бытия человека,которое определяется протеканием различных социально ииндивидуально значимых для него событий.

Особую важность приобретает анализ пространственно-временной структуры на разных этапах истории общества, изучениемеханизмов ее изменения и развития как важ ного аспекта динамики социально организованной материи, что своеобразно проявляется в индивидуальной жизнилюдей.


2. Дантовы координаты

В данной статье, опираясь на анализ эпизодов "Божественной комедии" Данте, вводит ся понятие Дантовых координат как специфического пространства, в котором определяется ценностное бытие. В отличие от Декартовых координат, в пространстве которых вещь протяженная определяется через отождествление с их значением, Дантовы координаты требуют воздержания от отождествления с ними, отрицания их значения, в результате чего в их пространстве конституируется культурное бытие как ценностное бытие, прежде всего, бытие человека как личности. Апофатическое пространство Дантовых координат требует личностной активности человека, простейшей формой которой и выступает воз держание ( epoche ). В работе анализируются три основных modus ' a operandi человека в апофатическом пространстве. Первый modus operandi "Если не то, не то, тогда..." ведет к осмыслению ценности (" Negit ergo valet "). Второй - "Если А, то уж А" утверждает бытие индивидуальности (" Affirmo ergo est "). Третий - "Теперь, когда...,то..." вводит осмысление времени. Дантовы координаты - координаты культурного пространства.

Афоризм И.Канта: "Две вещи поражают мое воображение - звездное небо надо мной и нравственный закон во мне", - указывает на две тайны, притягивающих познающую мысль человека. Природа, мир вокруг человека и сам человек с его ценностным миром - вот, ка жется, два главных и исчерпывающих объекта познания.

Правда, при более внимательном рассмотрении истории человеческого познания мы уви дим, что не всегда это разделение познания существовало. Ибо для античной культуры перед человеческим разумом стоял один всеобнимающий объект познания - космос, включающий в себя и то, что мы называем природой, и человека. И в наше время человек все чаще осозна ет, что мир человека со всеми его внутренним ценностным содержанием не только не может быть оторван от "внешнего" ему мира, но все больше втягивает его в себя, создавая космос ноосферы. А потому традиционное деление познания на две его области - науки о природе и науки о культуре - все более становится проблематичным, хотя их объединение в едином акте мысли, равно приложимом к "звездному небу" и "нравственному закону", еще требует эпистемологического осмысления.

Корни разделения наук о природе и наук о культуре уходят в историю становления куль туры нового времени. Одним из тех, кто приложил свои усилия к их разведению, был Рене Декарт, выдвинувший идею двух субстанций - res cogitans и res extensa . Данная статья посвящена выделению двух глобальных принципов познания, которые сформировались в ев ропейской культуре по отношению к познанию мира вещей, с одной стороны, и мира чело века, с другой. Один из этих принципов представлен Декартовыми координатами, другой -специфическим способом видением человека, который может быть назван Дантовыми координатами.

2.1 Декартовы координаты - координаты отнесения

В философии Р.Декарта оформилась новая парадигма философского мышления, опреде лившая на столетия как развитие самой философии, так и научной мысли. Выделив cogito как мыслящую субстанцию, Декарт анализирует природу самого cogito и законы действия разума, направленные на открытия истины ([1]. С. 95). Результатом этого становится ме тод "совершенного познания", точные и простые правила которого, как утверждает Декарт, при строгом их соблюдении "без излишней траты умственных сил способствуют тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно" ([1]. С.89). Идеалом рацио нального познания для Декарта, как известно, выступает математика. Но чтобы mathesis universalis стала реальностью, необходимо было все разнообразие природы, - а оно было оче видно и наглядно, тем более, что со времен античности в философии и науке господствовало представление о космосе как многокачественном единстве, - свести к единому началу, до ступному измерению. Эту философскую работу и выполнил Декарт - вся природа предстала как субстанция протяженная. Протяженность материи - ее истинная форма и сущность, "не тяжесть, не твердость, не окраска и т.п. составляют природу тела, а одна только протяженность" ([1]. С.466). А если всякое тело - протяженная субстанция, то оно может быть измерено, измерено может быть также его положение среди других тел и его движение, а через это и "все видоизменения в материи" ([1]. С.476). Измерениями протяженности высту пают длина, ширина и глубина ([1]. С.151), наглядное представление о которых, а вместе с тем и о протяженности и протяженной субстанции как таковой дает система координат. Введение в геометрию неизменных координатных прямых, или системы прямоугольных ко ординат стало одним из великих открытий Декарта и одновременно математическим воплощением его философской онтологии. Теперь каждая точка обретала свое "лицо" - значение координат, определяющее ее положение, со-порядок с другими. А это дает возможность опре делить каждую вещь через придание данной вещи характеристик уже известной вещи, или уже известного "естества" ([1]. С. 144).

Прямоугольная система координат Декарта стала не только основанием аналитической геометрии, дающей возможность представлять движение в образе кривых и соответствую щих им алгебраических выражениях, но и определила благодаря своим философско- онтоло гическим основаниям, принцип теоретического объяснения мира вообще. Главное в Декар товой системе координат - отнесение точки к значениям координат и обретение ею благодаря этому отождествлению определенности. "Главная роль человеческого искусства искусства, - пишет Декарт, - заключается не в чем ином, как в сведении к тому, чтобы равенство между искомым и тем, что известно, сделалось совершенно очевидным" ([1]. С. 145). Прин цип Декартовых координат - это принцип отнесения, отождествления, принцип сравнения познаваемого с заданным для сознания полем значений.

Декартовы координаты и в прямом и в переносном смысле предопределили характер на учного познания природных явлений на многие века. Классическая рациональность знает только то физическое тело, "которое полностью пространственно выражено в своем содер жании, - отмечает М.К.Мамардашвили, - т. е. все, что мы можем сказать о структуре этого явления, его составе, строении таково, что оно полностью развернуто для внешне го пространственного наблюдения или же... разрешено на каких-либо наблюдаемых частях внешнего пространства" ([2]. С.6). Принцип cogito неразрывно связан с принципом простран-ственности, т. е. с требованием полной пространственной артикулированности предмета во вне самого себя.

Создав "систему мысли о вещах", Декарт одновременно сформировал в новоевропейской науке и философии сам принцип рациональности cogito , трансцендентальное правило которого можно сформулировать так: "Мы познаем лишь те предметы, относительно которых мы одновременно сознаем тот способ, каким они даются... Мы можем познавать предмет только тогда, когда одновременно с познанием его содержания держим в сознании схему его данности, т.е. в данном случае пространство. Лишь такие предметы мы познаем и понима ем рационально" ([4]. С. 164). Таким образом, в научной мысли, с одной стороны, должна быть выявлена пространственная артикулированность предмета, а с другой, должна быть артикулирована сама мысль - схема данности предмета должна быть дана мысли. "В этом смысле пространство есть не какое-то физическое явление, а условие нашего познания", -замечает М.К.Мамардашвили ([4]. С.160).