- ведущий слой не есть ни замкнутая «каста», ни наследственное или потомственное «сословие». По своему составу он есть нечто живое, подвижное, всегда пополняющееся новыми, способными людьми и всегда готовое освободить себя от неспособных - дорогу честности, уму и таланту.
- принадлежность к ведущему слою - начиная от министра и кончая мировым судьею, начиная от епископа и кончая офицером, начиная от профессора и кончая народным учителем - есть не привилегия, а несение трудной и ответственной обязанности. Ранг в жизни необходим, неизбежен. Он обосновывается качеством и покрывается трудом и ответственностью. Рангу должна соответствовать строгость к себе у того, кто выше, и почтительность у того, кто ниже. Только этим верным чувством ранга воссоздадим Россию.
- новая русская элита должна крепить авторитет государственной власти. Новый русский отбор призван укоренить авторитет государства на совсем иных, благородных и правовых основаниях: на основе религиозного созерцания и уважения к духовной свободе; на основе братского правосознания и патриотического чувства; на основе достоинства власти, ее силы и всеобщего доверия к ней.
- указанные требования и условия предполагают и еще одно требование: новый русский отбор должен быть одушевлен творческой национальной идеей. Безыдейная интеллигенция не нужна народу и государству и не может вести его. Но прежние идеи русской интеллигенции были ошибочны и сгорели в огне революции и войн. Нужна новая идея - религиозная по истоку и национальная по духовному смыслу. Только такая идея может возродить и воссоздать грядущую Россию. Эту идею Ильин определяет как идею русского Православного Христианства. Воспринятая Россией тысячу лет тому назад, она обязывает Русский народ осуществить свою национальную земную культуру, проникнутую христианским духом любви и созерцания, свободы предметности.
Заключение
Русские интеллигенты всегда гордились своим высоким моральным сознанием, своей бескорыстностью, тем, что в отличие, скажем, от западной интеллигенции, подчас зараженной утилитаризмом, они, т.е. интеллигенты России, всегда бескомпромиссно выбирали сторону самого высокого нравственного идеала. В морализме русской интеллигенции самым главным было служение народу.
Отсутствие должной связи с культурой на Руси более всего проявилось в требованиях, чтобы народу было все отдано, чтобы было осуществлено перераспределение того богатства, которое у народа было несправедливо отнято. Такова главная из тех мыслей, которые интеллигенция самыми разными способами внедряла в сознание народа. И народ проникся идеей «великого передела», отождествив ее с высшей справедливостью. Поэтому всякая русская революция была прежде всего смутой во имя передела.
Философские труды мыслителей конца XIX – начала XX века свидетельствуют о противоречивой роли интеллигенции в истории. С. Булгаков, И. Ильин, Л. Карсавин видят возможное возрождение России через православие, церковь и религиозность «русской души», а интеллигенция должна являться, по их мнению, носительницей духовности и нравственности, основанной на традициях русской культуры и православии.
«Вера имеет две стороны: субъективное устремление... вопрос человека, и объективное откровение, ощущение божественного мира, ответ Бога»[25]. «Религиозная истина универсальна,т. е. кафолична, сообразна с целым, а не с частностями; по внутреннему ее устремлению в истине все обретаются как один, или один во всех: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы».
Список литературы
1.Булгаков С. Свет невечерний. / Пер. с англ. – М., 1981
2.Булгаков С.Н. Моя Родина / Русская идея. - М, 1993
3.Гручко П.К. Концептуальные модели истории. - М., 1995
4.Зернов Н. Русское религиозной возрождение XX века / Пер. с англ. – Париж, 1991
5.Зеньковский В. История русской философии. – М.: Проект, 2001
6.Ильин И.А.Собрание сочинений: Справедливость или равенство? /Сост. и комментарии Ю.Т. Лисицы. – М.: ПСТГУ, 2006
7.Ильин И. А. Наши задачи: В 2 т. - Париж, 1956.
8.Крымский С.Б. Метаисторические ракурсы философии истории // Вопросы философии. - 2001 . - N 6. - С. 32-41
9.Киселев П. Новая религиозность // Вопросы истории. – 2002. - № 3. – С. 13-18
10.Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель, 1991
11.Экштут С.А. Сослагательное наклонение в истории: Воплощение несбывшегося. Опыт историософского осмысления // Вопросы философии. - 2000. - № 8. – С. 17-19
[1] Лосский Н.О. История русской философии . – М.: Советский писатель, 1991. – С. 220
[2] Булгаков С. Свет невечерний. / Пер. с англ. – М., 1981. – С. 29
[3] Булгаков С. Свет невечерний. / Пер. с англ. – М., 1981. – С. 55
[4] Булгаков С. Свет невечерний. / Пер. с англ. – М., 1981. – С. 72
[5] Булгаков С. Свет невечерний. / Пер. с англ. – М., 1981. – С. 146
[6] Булгаков С. Свет невечерний. / Пер. с англ. – М., 1981. – С. 150
[7] Булгаков С. Свет невечерний. / Пер. с англ. – М., 1981. – С. 148
[8] Булгаков С. Свет невечерний. / Пер. с англ. – М., 1981. – С. 148
[9] Булгаков С. Свет невечерний. / Пер. с англ. – М., 1981. – С. 139
[10] Булгаков С. Свет невечерний. / Пер. с англ. – М., 1981. – С. 223
[11] Гручко П.К. Концептуальные модели истории. - М., 1995
[12] Булгаков С. Свет невечерний. / Пер. с англ. – М., 1981. – С. 126
[13] Булгаков С. Свет невечерний. / Пер. с англ. – М., 1981. – С. 278
[14]Гручко П.К. Концептуальные модели истории. - М., 1995. – С. 73
[15] Булгаков С. Свет невечерний. / Пер. с англ. – М., 1981. – С. 393
[16] Булгаков С. Свет невечерний. / Пер. с англ. – М., 1981. – С. 513
[17] Зеньковский В. История русской философии. – М.: Проект, 2001. – С. 845
[18] Булгаков С.Н. Моя Родина / Русская идея. - М, 1993
[19] Булгаков С.Н. Моя Родина / Русская идея. - М, 1993. – С. 79
[20] Булгаков С.Н. Моя Родина / Русская идея. - М, 1993. – С. 80
[21] Карсавин Л. П. Ответ на статью Н.А. Бердяева о «евразийцах». – М., 2000
[22] Ильин И. А. Наши задачи: В 2 т. – Париж, 1956. Т. 2. – С. 629
[23]Ильин И. А. Наши задачи: В 2 т. - Париж, 1956. Т. 2. - С. 630.
[24]Ильин И.А.Собрание сочинений: Справедливость или равенство? /Сост. и комментарии Ю.Т. Лисицы. – М.: ПСТГУ, 2006. – Т. 27. – С. 42
[25] Булгаков С. Свет невечерний. / Пер. с англ. – М., 1981. – С. 29