Смекни!
smekni.com

Материализм философов-просветителей Д. Дидро и П. Гольбаха (стр. 2 из 2)

Дидро не дал ответов на поставленные вопросы, но вот вопросов он ставил множество, точно фиксируя в них трудность объяснения сути дела. Нет никакой трудности в том, чтобы ответить на вопрос, что образуется из соединения живой и мертвой молекул — живая или мертвая, ибо для него вся материя — живая, Дидро видит неразрешимость (с позиций механицизма) этой проблемы. "В геометрии реальная величина, прибавленная к мнимой, дает мнимое целое, а в природе будет ли целое живым или мертвым, если молекула живой материи соединится с мертвой"? — спрашивает Дидро. Благодаря подобным вопросам он и смог очертить границы механистического материализма.

Гольбах Поль Анри (1723 – 21 июня 1789) – франц. философ-материалист и атеист, один из идеологов революционной французской буржуазии 18 в. Род. в г. Эдесхейме в Пфальце, воспитывался и провел свою жизнь в Париже. Г. был деятельным сотрудником "Энциклопедии".

Во Франции 18 в. "философская революция служила введением к политическому перевороту". Г. был одним из основных деятелей этой идейной подготовки революции. Он теоретически обосновывал необходимость замены феодальных порядков новым, "естественным" и "разумным" общественным строем, который в действительности оказался буржуазным обществом.

Г. был крупнейшим систематизатором мировоззрения франц. материалистов 18 в. Он утверждал первичность и несотворимость материального мира, природы, существующей независимо от человеческого. сознания, бесконечной во времени и пространстве. Материя, по Г., есть совокупность всех существующих тел; ее простейшими, элементарными, частицами являются неизменные и неделимые атомы, основные свойства которых – протяженность, вес, фигура, непроницаемость, движение. Все формы движения Г. сводил к механическому перемещению. Этот метафизический, механистический характер материализма Г. и его единомышленников объясняется состоянием естествознания в 18 в., когда из наук были развиты гл. обр. механика и математика, и классовой ограниченностью буржуазной идеологии. Материя и движение, по Г., нераздельны. Составляя неотъемлемое, коренное свойство материи, ее атрибут, движение столь же несотворимо, неуничтожаемо и бесконечно, как и материя. Г. отрицал всеобщую одушевленность материи, считая, что чувствительность присуща лишь определенным образом организованным формам материи. Используя данные современного ему естествознания, Г. создал свой главный труд – "Систему природы..." ("Système de la nature...", v. l–2, 1770), явившийся, по словам современников, "библией материализма". Г. писал: "Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, представляет нам повсюду лишь материю и движение; ее совокупность раскрывает перед нами лишь необъятную и непрерывную цепь причин и следствий;... идея природы заключает в себе необходимым образом идею движения. Но, спросят нас, откуда эта природа получила свое движение? Мы ответим, что от себя самой, ибо она есть великое целое, вне которого ничто не может существовать. Мы скажем, что движение – это способ существования, вытекающий необходимым образом из сущности материи; что материя движется благодаря собственной своей энергии".

Г. признавал наличие объективных закономерностей материального мира, считая, что в основе их лежит постоянная и нерушимая связь причин с их действиями. Человек является частью природы и поэтому подчинен ее законам. Свободу воли Г. отрицал, считая поведение людей причинно обусловленным. Познание, по Г., является отражением действительности; ощущения и понятия рассматриваются как образы предметов..

По Гольбаху, основу всех процессов природы составляет материя. Материя вечно движется. Движение — способ существования материи. При этом движение он понимал, подобно Толанду, как самодвижение, т.е. движение под воздействием внутренних причин. Абсолютного покоя нет, он относителен. Сущность природы заключается в том, чтобы действовать. Над всеми связями причин и действий в природе господствует строжайшая необходимость. Положение о необходимости П. Гольбах распространяет и на человека, и на возникновение всех его ощущений и представлений. Однако его учение о необходимости и причинности основано на механическом материализме. О существовании особой закономерности и необходимости, порождаемой возникновением общества, французские материалисты и не подозревали.

Так как в природе все необходимо, то из этого тезиса П. Гольбах выводит отрицание случайности и приходит к фатализму. Из теории всеобщего детерминизма Гольбаха вытекает и отрицание порядка и беспорядка в природе. Идеи порядка и беспорядка субъективны и представляют собой лишь нашу оценку необходимой и объективной ситуации.


Заключение

Согласно материализму Дидро и Гольбаха материя вечна, независима, неуничтожима и первична - источник всех вещей; существует и развивается по своим собственным законам, сознание и идеальное - вторично, определяется материальным. Достоинство материализма - опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона - недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождение, прежде всего) и всего идеального.

Материализм – одно из главных направлений в философии.

Список использованной литературы

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Рук. авт. колл. И.Т. Фролов. - М.: Республика, 2005.

2. Философия: хрестоматия / Сост.к Б. Иваненко, Е.В. Маргиева Томск: ТПУ, 2000.

3. Французский материализм XVIII в.

4. Википедия. ru.wikipedia.org