Смекни!
smekni.com

Философия общества (стр. 8 из 10)

Если пролетариат не может создать церковь, тогда все элементы цивилизации (экономика, политика, культура) переживают глубокий кризис, приводящий в конечном счете к гибели цивилизации. Так погибли многие цивилизации. Сохранение цивилизации возможно на основе духовного церковного обновления, когда религия распространяет свое влияние на экономику, политику, повседневную жизнь.

В отличие от О. Шпенглера, предвещавшего неизбежную гибель каждой культуры, А. Тойнби считает, что духовная общность, духовное единство на основе религии станет главным фактором любой цивилизации. Однако следует заметить, что на религиозной основе не удавалось пока ни в прошлом, ни в настоящем обеспечить достаточно длительное мирное и устойчивое развитие какого-либо общества.

В социально-философских теориях понятия культуры и цивилизации почти всегда сопряжены, выступают как взаимодополняющие, либо взаимоисключающие. Обычно понятие цивилизации используется в качестве отрицательной характеристики общества, понятие культуры - позитивной оценки системы ценностей. Культура олицетворяет творящий дух, цивилизация - кризисный, технический, машинный. Понятие культуры показывает прежде всего уровень развития человека, а понятие цивилизации — уровень развития общества.

Таким образом, понятие цивилизации объемно, используется в разных науках, на различных уровнях абстракции. Во-первых, термин «цивилизация» применяется в общефилософском плане как социальная форма движения материи (общество, социум), используется часто в гипотетических исследованиях, связанных, с поисками внеземных цивилизаций. Во-вторых, как социально-философская характеристика качественно определенных стадий всемирно-исторического процесса (античная цивилизация, цивилизация средневекового Запада и т.п.). В-третьих, как культурно-исторический тип, характеризующий регионально-традиционные особенности обществ (христианская, индуистская, дальневосточная и т.д.). В-четвертых, как имя отдельных цивилизованных обществ, в течение более или менее длительного времени сохранявших свою целостность (шумерская, аккадская, цивилизация инков и др.) В соотношении понятий культуры и цивилизации также существуют разные подходы: одни авторы считают их синонимами, другие — утверждают, что цивилизация — этап развития культуры, третьи полагают цивилизацию последней стадией развития культуры, четвертые настаивают на том, что культура есть выражение цивилизации (понимая под культурой только духовность общества).

«Формация», «цивилизация» и «культура» не взаимоисключающие, но взаимодополняющие понятия. Они характеризуют общество, социум с разных сторон, с разных позиций, позволяя глубже и полнее осмыслить социально-исторический процесс. Если понятие общественно-экономической формации раскрывает прежде всего логику истории, ее единство, закономерности, повторяемость и особенности каждой стадии (формации), то понятия культуры и цивилизации характеризуют многообразие и гуманизм исторического процесса, уникальность и неповторимость жизнедеятельности его субъектов. Формационное, культурологическое и цивилизационное понимание общества составляет философско-социологическую и социокультурную основу объяснения человека как личности, необходимую теоретико-методологическую базу философской и интегральной антропологии.


4. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности

На пороге третьего тысячелетия люди Земли внимательно вглядываются в собственный облик, оценивают прошедшее, пытаются понять перспективы будущего.

Общество как планетарная цивилизация представляет способ и содержание воспроизводства общественной жизни и культуры народов Земли с целью создания благоприятных условий для самореализации личности, ее прав и свобод, для сохранения человечества.

Данное определение цивилизации является обобщенным, философским. Оно применимо к жизнедеятельности каждого народа и государства Земли, акцентирует внимание на те стороны и элементы функционирования мирового сообщества, которые характеризуют его общие цели и интересы, культуру и будущее. Следует к этому добавить, что критериями цивилизационного развития планетарного общества выступают не только характер и качество материальной и духовной культуры народов, системы отношений граждан и государств, но и реальное положение личности в обществе, ее свобода и ответственность. Гуманность общества - ведущий показатель планетарной цивилизованности.

Прошлое, настоящее и будущее цивилизации было и остается предметом исследования многих философских школ и направлений. В числе важнейших проблем этих исследований стоит положение о направленности исторического процесса и проявления в нем признаков цивилизации.

Для анализа современной цивилизации важны прежде всего общие объективные критерии. В философии обосновываются следующие критерии общественного прогресса в связи с его цивилизованностью:

- уровень и динамика развития производительных сил;

- уровень производительности труда;

- утверждение информационного общества;

- мера гуманности и демократизма общественных отношений;

- наличие развитой материальной и духовной культуры;

- свобода личности и др.

Комитет по культуре (ЮНЕСКО) Организации Объединенных Наций широко использует Индекс человеческого развития (ИЧР) для анализа и оценки развитости (цивилизованности) отдельных стран и человечества в целом. Он включает два основных показателя: состояние здравоохранения и образования в стране. ИЧР является важным средством человеческого измерения планетарной цивилизации. Здоровье человека и образованность личности выражают главные смысложизненные цели и интересы людей. Каждый человек заинтересован в том, чтобы его организм был здоров, и общество проявляло заботу о его здоровье. Не менее сегодня заинтересован каждый человек в получении хорошего, качественного общего и профессионального образования, так как это связано с мировоззрением и интеллектом личности, с ее готовностью профессионально-творчески осуществлять свою деятельность.

Современная планетарная цивилизация характеризуется как динамичное, многообразное и противоречивое социальное образование землян. Оно пытается уйти от однополюсного или двухполюсного мира и вступает в многомерный мир. Сегодня оформилось мнение, что наша цивилизация находится на переломном этапе. Грядущий век, как полагают ученые, несет в себе противоречивые возможности - как взлета, так и упадка. Сохранение цивилизации, как считают многие, возможно на пути укрепления гуманизма.

Человечество едино, но и многообразно. Для современного этапа развития мирового сообщества характерна интеграционная тенденция: осуществляется процесс формирования единого мирового «экономического порядка», упрочивается взаимодействие народов и государств по обеспечению прав и свобод личности, по сохранению мира и экологической стабильности; возрастает информационная плотность мирового культурного пространства. В целом сквозь пестроту социальных событий все более четко просматривается единый общечеловеческий путь истории.

В то же время в третьем тысячелетии ученые считают возможным сохранение тенденции локализации развития стран и народов, которая характеризуется не только позитивными, но и негативными процессами. Некоторые исследователи склонны утверждать, что наступает кризис современной мировой цивилизации. Он, по их мнению, охватил уже природу, экономику, политику, культуру. «Третий мир», уверяют они, составляющий три четверти планетарного общества, не заявил еще о себе в полной мере. Данный процесс будет сопровождаться острыми конфликтами и вооруженным насилием. Продолжает возрастать и обостряться экономический и демографический дисбалансы между регионами планеты. Человечество перегружено ядерным и другими видами оружия массового поражения, обычными вооружениями. Все больше о себе заявляет техногенная перегрузка экологического базиса современной цивилизации.

Возникновение глобальных проблем и возрастание опасности их последствий заставляет людей обратиться за помощью к науке в изучении предпосылок и способов их решения. Глобальные проблемы исследуются целым комплексом естественных и общественных наук: биологией, геологией, генетикой, политологией, этнографией, социологией и другими. При этом каждая из конкретных наук решает ту или иную частную задачу. Однако глобальные проблемы представляют сложнейшую и взаимосвязанную систему. Они воздействуют на каждого человека, на систему общества и природы, поэтому требуют философского осмысления.

Философское осмысление предполагает целостностное изучение процессов и явлений, связанных с глобальными проблемами, с точки зрения существования общепланетарной цивилизации, всемирно-исторического процесса интернационализации интересов человечества. Совокупность основных вопросов, связанных с решением глобальных проблем, составляет область философии глобальных проблем.