Смекни!
smekni.com

Система природы Гольбаха (стр. 1 из 2)

Санкт-Петербургская Государственная Консерватория

им. Н.А.Римского-Корсакова

РЕФЕРАТ

ПО ФИЛОСОФИИ

НА ТЕМУ:

"СИСТЕМА ПРИРОДЫ" ГОЛЬБАХА

Студентки 2-го курса,

Музыковедческого факультета

Отделения ДПИ ,

Ивановой Екатерины,

Преподавателю Резникову А.М.


Систематизация основных идей французского материализма и атеизма отражена в объемистом труде Гольбаха "Система природы". Впервые книга была опубликована в Амстердаме ( на титуле был указан Лондон ) в 1770 году. До начала французской революции она выдержала еще семь изданий, что свидетельствует о ее популярности. Гольбах является также автором "Естественной политики, или Бесед об истинных принципах управления" (1773), а также ряда атеистических памплетов - "Разоблаченное христианство", "Карманное богословие", "Здравый смысл" и других.


СИСТЕМА ПРИРОДЫ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ : "О ПРИРОДЕ И ЕЕ ЗАКОНАХ, О ЧЕЛОВЕКЕ, О ДУШЕ И ЕЕ СПОСОБНОСТЯХ, О ДОГМАТЕ БЕССМЕРТИЯ, О СЧАСТЬЕ"

ГЛАВА 1 : " О ПРИРОДЕ"

Человек - произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам, не может освободиться от нее, не может - даже в мысли - выйти из природы. Предполагаемые существа, будто бы отличные от природы и стоящие над ней, всегда останутся призраками, и мы никогда не сумеем составить себе правильных представлений о них, равно как и о их местоприбывании и образе действий. Нет и не может быть ничего вне природы, объемлющей в себе все сущее.

Человек есть чисто физическое существо; духовный человек - это то же самое физическое существо, только рассматривоемое по отношению к некоторым способам действий, обусловленным особенностями его организации. Видимые действия человека, равно как и совершающиеся внутри его невидимые движения, порожденные его волей или мыслью, являются естественным результатом, неизбежным следствием его собственного устройства и получаемых им от окружающих существ импульсов. Все, что было придумано в ходе истории человеческой мыслью, чтобы изменить или улучшить жизнь людей и сделать их более счастливыми, всегда было лишь неизбежным результатом собственной сущности человека и воздействующих на него живых существ. Все наши учреждения, размышления и познания имеют своей целью только доставить нам то счастье, к которому нас заставляет стремиться наша собственная природа. Искусство - это та же природа, действующая с помощью созданных ею орудий.

Все заблуждения людей - это заблуждения в области физики; люди обманываются лишь тогда, когдапренебрегают природой, не желают считаться с ее законами и призывать на помощь опыт. Так, не имея опыта, они составили себе несовершенные представления о материи, ее свойствах, сочетаниях и силах, ее способе действия, или энергии, вытекающей из ее сущности. Поэтому вся Вселенная стала для них ареной иллюзий. Они не поняли природы и ее законов, не увидили необходимых путей, начертанных ею для всего, что в ней заключено.

Не познав природы, человеческий род создал себе богов, которые стали единственными предметами его надежд и опасений. Тем неизвестным силам, перед которыми так долго трепетал человеческий род, и суеверным вероучениям, которые были источниками всех его бедствий, люди обязаны незнанию природы.

Из-за незнания собственной природы и собственных стремлений, своих потребностей и прав человек, живя в обществе, утратил свободу и стал рабом. Он не понял цели общества и правительства, безоговорочно подчинился таким же, как он сам, людям, на которых под влиянием предрассудков стал смотреть как на сушеств высшего порядка, как на земных богов. Эти последние воспользовались его заблуждением, чтобы поработить его, развратить, сделать порочным и несчастным.

Из-за незнания себя и необходимых отношений, существующих между ним и другими людьми, человек отрекся от своих обязанностей к ближним, не понял, что другие люди необходимы для ег8о собственного счастья. Одним словом, он не понял своих истинных интересов. Этим объясняется беспорядочность его жизни, его невоздержанность, его постыдные удовольствия и пороки, которыми он предался в ущерб своему здоровью и прочному благополучию. Таким образом, незнание человеческой природы помешало человеку уяснить себе задачи нравственности.

Из-за лени он предпочитает руководствоваться скорее примером, рутиной, нежели опытом, который побуждает к деятельности, и разумом, который требует размышления.

Вселенная - это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение. Ее совокупность раскрывает перед нами необъятную и непрерывную цепь причин и следствий. Некоторые из этих причин нам известны, ибо они непосредственно воздействуют на наши чувства. другие нам неизвестны, потому что действуют на нас лишь посредством следствий, часто очень удаленных от своих первопричин.

Природа - великое целое, получающееся от соединения различных веществ, их различных сочетаний и движений, наблюдаемых нами во Вселенной. Таким образом, природа вытекает из сущности, т.е. свойств, сочетаеий, движений или способов действий, отличающих данное явление от других. Человек есть некое вытекающее из комбинаций известных веществ, одаренных специфическими свойствами, целое устройство, которое называется организацией и сущность которого в том, чтобы чувствовать, мыслить, действовать, т.е. двигаться способом, отличающих человека от других существ, с которыми он себя сравнивает. В результате этого сравнения человек относит себя к существам особого порядка, системы, класса, отличающимся от класса животных, в которых он не замечает тех же свойств, что у себя. Различные системы существ, или, если угодно, их специфические сущности, зависят от общей системы, от великого целого, от всеобъемлющей природы, часть которой они составляют и с которой необходимо связано все существующее.

ГЛАВА 2 : "О ДВИЖЕНИИ И ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИИ"

Движение - это усиление, с помощью которого какое-нибудь тело изменяет или стремиться изменить местоположение, т.е. последовательно вступить в соответствие с различными частями пространства или же изменить свое положение по отношению к другим телам. Движение устанавливает отношение между нашими органами и телами, находящимися внутри или вне нас; лишь по сообщаемым нам этими телами движениям мы узнаем об их существовании, судим об их свойствах, отличаем их друг от друга, распределяем их по разным классам.

Разнообразные существа, субстанции или тела, совокупность которых составляет природу, будучи сами следствиями известных сочетаний, или причин, в свою очередь становятся причинами. Причина - это или явление природы, приводдящее в движение другое тело или производящее в нем какое-нибудь изменение. Следствие - это изменение, произведенное каким-нибудь телом в другом теле при помощи движения.

Всякое тело способно производить, получать и сообщать различные движения. Тела, которые не могут воздействовать на наши органы - не существуют для нас. Познать какой нибудь предмет - значит почувствовать его, испытать его воздействие. Обнаруживаются два рода движения : 1) движение масс, представляющее собой перемещение тел с одного места на другое; оно доступно нашему наблюдению; 2) внутреннее и скрытое движение, зависящее от свойственной телу энергии, т.е. от действия и противодействия невидимых молекул материи, из которых состоит это тело; оно не обнаруживантся нами непосредственно, мы знаем его лишь по изменениям и превращениям, замечаемым по истечении некоторого времени в телах или смесях.

Такого же рода и происходящие в человеке внутренние движения, которые мы называем его умственными способностями, мыслями, страстями, желаниями и о которых можем судить лишь по его поступкам, т.е. по видимым дейсвтвиям.

Как видимые, так и скрытые движения называются приобретенными, если они сообщены телу посторонней, существующей вне его причиной, или силой, заметить кот орые нам позволяют наши чувства.

Самопроизвольные движения, происходящие в теле, заключают в самом себе причину наблюдаемых в нем изменений. В этом случае тело движется и действует в силу собственной энергии. Сюда относятся движения говорящего, идущего, думающего человека. Однако, в различных телах вовсе нет самопроизвольных движений, ибо все они непрестанно действуют друг на друга и все происходящие в них изменения зависят от скрытых или видимых причин, воздействующих на них.

Движения тел являются необходимым следствием их сущности или их свойств и свойств тех причин, действие которых испытывают эти тела. Всякая вещь может действовать и двигаться только определенным образом, т. е. согласно законам, зависящим от ее сущности, сочетания и природы, словом, от ее собственной энергии и энергии тел, воздействующих на нее. Именно в этом заключаются неизменные законы движения.

Сущность природы заключается в том, чтобы действовать. Среди частей ее нет ни одной, которая находилась бы в покое. Те, которые представляются лишенными движенияы, находятся в действительности лишь в относительном или кажущемся покое.

В телах не может быть действия без противодействия. Тело, испытывающее какой-нибудь толчек, притяжение или давление, которым оно сопротивляется, самим этим сопротивлением показывает нам свое противодействие. Отсюда следует, что существует некоторая скрытая сила, которая направлена против другой силы, и это с очевидностью доказывает, что сила энерции способна эффективно действовать и противодействовать.

Итак, идея природы заключает в себе необходимым образом идею движения. Но откуда эта природа получила свое движение? -От самой себе, ибо она есть великое целое, вне которй ничего не может существовать. Движение - это способ существования, необходимым образом вытекающий из сущности материи.