Смекни!
smekni.com

Философская теория познания (стр. 2 из 3)

Чувственное познание предполагает непосредственное отражение объекта познания. Значительная часть знаний, полученная на основе органов чувств, не проходит через сознание. Она остается на уровне психически бессознательного. Это предостерегает сознание от перенапряжения. На основе избирательности отражения, внимания, памяти, целеполагания, других психических процессов и состояний, человек осмысливает часть полученной информации и оформляет ее в чувственное знание.

Основными формами чувственного знания являются ощущения, восприятия и представления.

Ощущения - осознанная часть первичного чувственного отражения как познания. Это идеальные образы сознания, в которых зафиксированы отдельные внешние характеристики объекта познания. Ощущения как первичное знание у человека — самая богатая, динамичная и многообразная совокупность образов сознания. Но многие знания-ощущения недолго удерживаются в сознании, а качества и сущность объектов познания может лишь угадываться, предполагаться.

Восприятия — переосмысленные ощущения, в которых сформирована целостная, но поверхностная характеристика объекта познания. Восприятие - первый шаг деятельности сознания по группировке и некоторому обобщению информации, содержащейся в ощущениях. Благодаря восприятиям человек разграничивает объекты познания как целостные единицы - явления, находит в них внешне общее - форму, отдельные признаки. Благодаря этому качественное и закономерное осмысливается более устойчиво, но остается поверхностным.

Представления — воспроизведение в сознании образов ранее воспринятых объектов познания с помощью памяти, внимания, ценностных ориентиров, а также формирование новых образов, созданных продуктивным осознанием информации или воображением. В отличие от ощущений и восприятий, представления уже «поднимаются» над непосредственной данностью единичных объектов познания, приобретают признаки абстрактных, самостоятельно существующих в сознании образов как необходимой основы логического, рационального мышления.

Существует точка зрения, согласно которой оперирование в сознании (ощущениями, восприятиями и представлениями не составляет содержание мышления человека. Это как бы предмышление, то есть чувственное осознание сформированных идеальных, но не абстрактно-логических образов. Но не менее распространена и позиция, сторонники которой полагают, что логическое мышление у человека распространяется на все образы сознания, поскольку уже на уровне ощущений и восприятий осуществляются самостоятельные, непосредственно не связанные с чувственным отражением процессы по переработке имеющихся первичных знаний. Первая точка зрения основана, возможно, на акцентировании различий между чувственным и абстрактным уровнями познания, а вторая - на поиске общих их характеристик и взаимодействия, на трудности явного разграничения уровней познания.

Абстрактно-логическое или рациональное (теоретическое) познание представляет более высокий уровень. Оно позволяет проникать в сущность объектов познания, открывать их качественные характеристики, закономерности. Это, как правило, опосредованное познание, не предполагающее прямого взаимодействия с объектом познания. Основными формами абстрактно-логического познания являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - форма логического мышления, в которой отражены существенные признаки и связи объекта познания. Понятия могут выражать качественную определенность, уникальность объекта познания, а также характеристики, которые являются общими для сходных объектов. Оперирование понятиями позволяет находить родовые (общие) и видовые (особенные, частные) существенные признаки и на основе их осуществлять классификацию объекта познания. Формирование понятий осуществляется вне непосредственного взаимодействия с объектом познания, когда субъект познания как бы «со стороны» осмысливает информацию опознаваемом объекте. При этом активно используются такие приемы мышления, как абстрагирование, идеализация, сравнение, обобщение, определение.

Суждение как форма абстрактно-логического познания представляет всякую завершенную мысль об объекте познания. По качеству суждение может быть утвердительным или отрицательным, по объему единичным, частным и общим. По содержанию знания оно бывает атрибутивным (относительно свойств объекта познания), суждением отношений и существования. Суждение выражается обычно предложением, хотя вопросительные, большинство побудительных предложений не считаются суждениями. Нельзя относить к суждениям мысли и предложения как грамматическую их форму, если они выглядят неопределенными по смыслу, когда отсутствует логическая связь между основными понятиями. В суждении всегда должны быть понятия - такие слова, которые имеют объем и содержание, несут важную информацию об объекте познания.

Умозаключение представляет форму мышления, когда на основе одного или нескольких суждений получается новое, выводное знание. Суждения в умозаключении должны иметь логическую связь между понятиями. Не обращаясь непосредственно к объекту познания, субъект с помощью умозаключений может получать новые знания о его существенных признаках и связях.

Абстрактно-логическое или рациональное познание сегодня является основным способом глубокого и всестороннего познания бытия. Но оно с необходимостью опирается на чувственное познание и через него реализует теоретические знания. Многие люди, тем не менее, руководствуются в своей практической жизни преимущественно чувственными знаниями, основанными на них верованиями, мифами, традициями и обычаями, другими формами постижения бытия. В чувственном познании вопрос об истинности знания часто подменяется «правдой», «догмой», силой общественного мнения, привычкой.

Познание осуществляется двумя путями: репродуктивно и продуктивно. Репродуктивное познание означает фиксацию моментов отражения в сознании и закрепление их в мыслительных образах такими, какими они были восприняты. Репродуктивное познание воспроизводит как бы зеркально, без каких-либо существенных изменений свойства и связи бытия в знании, накапливает их. Такое познание необходимо. Но человек также творит мир собственной жизни. Все, что отсутствует в готовом виде в природе, человек создал сам в результате творческой, продуктивной деятельности. Процессу познания также свойственно творчество.

Творческий характер познавательной деятельности складывается из нескольких важных условий и процессов: познание должно быть свободным, непринужденным или чрезвычайно трудным; познающему субъекту важно вдохновение, эмоциональный и внутренне логический подъем, настрой на открытие нового, необычного, прекрасного; иное, как бы «в первом чтении», «чистое» восприятие и осмысление объекта познания; творчество требует решительного отхода от типического, повседневного, стандартного в познании; творчество есть постоянное обращение к исторической памяти и воображению, даже фантазии; оно есть доведение познавательных способностей до высоты интуитивного, «до умного видения».

Творческий характер познания связан прежде всего с глубоким самопознанием человека как творца знаний, культуры. Повседневная жизнь делает индивида своеобразным автоматом. Ему некогда обратиться к себе, к глубокому постижению и открытию своей сущности. Многие философы считали, что самопознание - главное условие и признак творчества, творческого познания. Эвристический, нацеленный на открытие нового, характер познавательной деятельности неизменно приносит свои результаты, формирует самотворчество. Продуктивность познания зависит также от социальной значимости его результатов. Человек редко ориентируется на то, чтобы овладеть массой знаний и творческим характером познания в личных только интересах. Для него важнее общественная оценка его труда, признание, социальный авторитет и польза для других.

Общая оценка творчества в познавательной деятельности не всегда точна или даже научна. Часто она связана с такими свойствами человека или объекта познания, которые не поддаются строгому определению. Поэтому и в творчестве по добыванию знаний много субъективного, непонятного и даже таинственного. Данное суждение относится не только к обыденному познанию, религиозному постижению бога, оккультной медитации, но и к научному познанию.

Более конкретно творческий характер научного познания может выглядеть следующим образом. Творчество означает выбор сложной или значимой познавательной цели или нескольких (поэтапных) целей. Познание должно сочетать экспериментальный и логический уровни, опираться на обыденно-чувственные знания и опыт исследования других субъектов. Важное место в творческом научном познании занимают методы и средства получения истинного знания, использование современной методологии и (если необходимо) технической базы. Неотъемлемым атрибутом научно-познавательного творчества является основательная информированность субъекта в основной и смежных областях исследования. Познавательное творчество есть многообразная проверка полученных результатов, проявление смекалки и изобретательности в способах проверки, в повышении точности полученного знания.