Объяснение познавательных способностей и возможностей человека основано на теории отражения, религиозных и разного рода иррациональных концепциях. Теория отражения изучает познание с научно-светских позиций. Отражение - это одно из всеобщих свойств материального мира. Оно представляет сохранение признаков воздействующего объекта другим объектом, который испытывает это воздействие. Отражение есть двусторонний или многосторонний процесс в зависимости от количества взаимодействующих объектов. Благодаря отражению, предметы и явления материального мира обмениваются информацией, меняются и развиваются.
Отражение между взаимодействующими телами может быть пассивным; физическое и химическое отражение в неживой природе. Биологическое отражение у растений, животных и человека осуществляется в форме раздражимости, безусловных и условных рефлексов, обладает первичной (нетворческой) приспособительной активностью. Социальное отражение в обществе является более сложным уже потому, что содержит в себе низшие формы отражения, а также обладает своей спецификой - осознаваемым отражением.
Осознаваемое отражение человеком окружающего природного мира, других людей и самого себя представляет процесс познания как социальное явление. Все другие формы отражения, присущие человеку, составляют необходимую базу для появления отражения на основе сознания. Иначе говоря, теория познания объясняет освоение бытия человеком и обществом. Теория познания - часть теории отражения, связанная с осмысливаемым отражением.
В истории философии шли острые дискуссии о том, может ли вообще человек познавать мир, а если может, то что именно, существуют ли какие-либо пределы познания, методы, формы. Что такое знание, истина? Утверждалось, например, что конкретные материальные объекты человек может познавать, а Бог, космос — непознаваемы. Одни считали, что познание человека связано с его чувствами или логическим мышлением. Другие отстаивали существование иррационального познания. Эти и многие другие точки зрения на познание и отражение человеком природного мира, общества и самого себя существуют и сегодня.
Специфика философского подхода к анализу познавательной деятельности состоит, во-первых, в обосновании мировоззренческой позиции на соотношение сознания человека и бытия. Во-вторых, в изучении взаимодействия субъекта и объекта познания. В-третьих, в анализе уровней, способов и форм, содержания и результатов процесса познания. В-четвертых, философия рассматривает общую и всеобщую методологию познавательной деятельности человека, особенности научного и вненаучного познания, критерии познавательной деятельности.
Современные концепции познания условно можно разделить на философские и концепции познания других наук. К философским концепциям относятся учения, основанные на материалистической или идеалистической диалектике, а также иррационально-мистические, мифологические, оккультные. В конкретных науках существуют концепции, ориентирующиеся на чувственное или рациональное познание, а также на использование нетрадиционных принципов, методов и форм познания (постижения) бытия.
Точки зрения, отрицающие или ограничивающие познавательную деятельность человека, обобщенно называются агностицизмом. Разновидностями агностицизма являются: скептицизм, релятивизм, иррационализм, религиозное откровение и др. Скептицизм существовал в форме критики рационализма софистов в эпоху античности; как ортодоксальный (фидеистический) и антирелигиозный скептицизм в средние века; в форме возрожденческого «первого пирронизма» и «беллианизма» XV-XVI веков; иррационализма в Новое время. Сторонники скептицизма сомневались в возможности или продуктивности каких-либо конкретных познавательных процессов, но не отрицали способности человека к познанию. Релятивисты отстаивали относительный характер соответствия знаний объекту познания, считали, что истинного знания, которому можно было бы доверять, не существует. Иррационализм присущ религиозной философии, мистицизму, экзистенциализму и ряду других философских учений. В них он рассматривается как ведущий, надрациональный уровень и способ постижения бытия; или как способ постижения только божественного, тайного, идеального; или как необходимое дополнение к чувственному и рациональному познанию.
Важно отметить, что ограничение познавательных возможностей человека имеет и некоторую реально-фактическую основу. Во-первых, материальные объекты и сознание самого человека постоянно изменяются. Поэтому «абсолютно точно» познать такие объекты невозможно. Во-вторых, познавательные возможности людей ограничиваются своеобразием исторической эпохи. Так, в эпоху античности было невозможным строгое изучение микромира или космоса. И на рубеже XX-XXI веков возможности познания квантового вакуума, идеального, дальнего космоса, генного кода, многих других явлений и процессов также невелики. Признанные истинными, знания с течением времени оказываются не в полной мере таковыми или просто ошибочными. Сомнения относительно различных сторон и показателей познавательного процесса, питающие агностицизм, будут сохраняться. Они во многом естественны, хотя в агностицизме присутствует мистика, субъективизм, подмена чувственного и рационального познания иными формами и методами.
Познание и знание характерны для человека и высших животных.
У животных познание не является самостоятельным в психике способом освоения окружающего мира и самих себя. Знания высших животных закрепляются в первой сигнальной системе как знаки (мимика, движения, позы и т.п.) неосознаваемого рефлекторно-приспособительного характера. Они ситуативны, демонстрируют, как считал И.П. Павлов, «ручное мышление» животных (обезьян). Часть таких неоднократно возникающих и повторяющихся знаний прочно закрепляется в психике, поведений и наследственности животных.
У человека познавательный процесс и его результаты осознаются. Осознанию, как и всему сознанию человека, характерны осмысленность (фиксация мысленных состояний и образов, их разграничение на основе сходства и различий, самоконтроль и т.п.), целеполагание, целесообразность, творчество, предвиденье. Знания у человека закрепляются не столько в первой, но и во второй, знаково-вербальной сигнальной системе, основанной на языке и речи.
В связи с тем, что познание присуще высшим животным и человеку, существует два его определения. В широком смысле познание означает любое психическое отражение. В узком смысле познание определяется как развитое отражение у человека, опосредованное историческим опытом и речью. Познание человеком бытия - это общественно-исторический процесс отражательно-творческой и речевой деятельности по добыванию и развитию знаний. Знание есть результат познания, реально-образное закрепление процесса отражения в сознании человека, выраженное в вербально-знаковой форме. Знание соотносится с информацией как более широким явлением. Информация есть свойство и результат всякого отражения. С помощью информации осуществляется, например, передача признаков от одной элементарной частицы к другой, от клетки к клетке, от одного организма к другому, от человека к человеку. Знание — разновидность информации, имеющая самостоятельное функционирование.
Люди осознают и изучают свою познавательную деятельность. Изучение осуществляется непосредственно практически и теоретически. Объяснение познания на основе теоретического и повседневного опыта формирует первичные знания об этом виде человеческой деятельности. Теоретическое знание упорядочивает и систематизирует знания о процессе познания, выявляет его существенные характеристики и закономерности. Теория познания в философии (гносеология, эпистемология) - раздел, в котором изучаются основы познания, отношение знания к бытию, условия достоверности, теоретической и практической значимости знания. Она опирается на гносеологические принципы: познаваемости мира, отражения, единства субъекта и объекта познания, активности познания, проверяемости и редуцируемости знания, его ценности для человека и общества и др.
Всякий познавательный процесс человека имеет объект познания и познающего субъекта. Субъект познания - всегда человек, наделенный сознанием и способный осуществлять осознанную познавательную деятельность. Объект познания - бытие и его конкретные элементы, связи и свойства которых стремится познать человек. Когда человек познает сам себя, субъект и объект познания предметно совпадают. Объектом познания бытие выступает тогда, когда субъект устанавливает с ним непосредственную или опосредованную связь. Отражательно-познавательные связи между субъектом и объектом последовательно приобретают формы: связи, отражения (от объекта к субъекту); связи выражения (формирование в сознании образа, знака, имеющих смысл и содержание на основе отраженных свойств объекта познания); связи обозначения (формирование в сознании объема образа или знака, степени распространенности их на познаваемый и другие объекты).
Люди как субъекты познания различаются между собой способностью к познавательной деятельности, особенностями гносеологических потребностей и интересов, ориентациями на познание различных сторон бытия, наличием или отсутствием профессиональной подготовки, методологией, целями, мотивами, ценностями познания и т.д. Объекты познания также имеют не только общие признаки, присущие бытию или его видам, но и различия. Так, существенно различаются материальные и нематериальные (идеальные) объекты познания. Уникален сам человек как объект познания, поскольку содержит в себе материально-физические, психические и духовные характеристики. Обладают особенностями объекты познания общественной жизни. Объекты познания можно также разделить на достаточно или мало изученные и еще совсем не известные человечеству.
Познавательная деятельность человека осуществляется на двух основных уровнях: на чувственном и абстрактно-логическом. Чувственное познание основано на материально-физической системе отражения действительности в психике человека. Такие виды чувствования, как зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, имеют специальные органы, дающие познавательную информацию. Чувства голода, холода, давления, страха, боли, равновесия, влечения возникают в процессе взаимодействия ряда органов человека между собой и с внешней средой. Система чувствования у человека весьма разнообразна и хорошо развита. Несмотря на то, что у животных отдельные органы чувств развиты лучше, чем у человека, у людей они системны и в совокупности — совершеннее.