Смекни!
smekni.com

Исторические типы философии (стр. 1 из 12)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Исторические типы философии

1.1 Становление философии

1.2 Философия Средневековья и Возрождения

1.3 Философия Нового времени

1.4 Этапы и содержание отечественной философии

1.5 Современная философия

Список использованных источников

1. Исторические типы философии

Главный смысл изучения истории философии состоит в получении знаний о логике развития и содержании мировой философской мысли, о тех важнейших проблемах, которые ставились и по-разному решались.

Если мысленно оглянуться в прошлое духовной культуры человечества, то нашему взору представится огромное разнообразие философских школ и направлений, идей и воззрений. На первый взгляд может сложиться мнение, будто это множество представляет собой неорганизованное, стихийное взаимодействие различных философских концепций, порой не связанных друг с другом. Но это не так. Эволюция философских идей - это процесс, несомненно, противоречивый. Но в конечном счете поступательный и прогрессивный. В целом история философии представляет собой «книгу мудрости», которая, если вдумчиво читать ее, может дать очень многое для решения современных проблем. Вот почему вначале следует уяснить, как философия возникла, какие этапы в своем историческом развитии она прошла и чем является сегодня. Анализ этих проблем целесообразно осуществить на примере классической философии.

Понятие «классический» происходит от лат. classicus - первоначальный, образцовый. Классическую философию можно было бы охарактеризовать как совершенную, признанную образцовой.

Основными общими чертами классической философии являются:

- гармоничность соотношения мировоззренческого и рационально-системного ее аспектов;

- достаточная развитость всех основных разделов философского знания;

- стройность философских концепций, их завершенность;

- богатое содержание философских учений;

- способность философии приобрести самостоятельность (как самостоятельное духовное явление в обществе она имела социальный авторитет);

- связь с другими науками и практикой, особенно тесная связь с искусством, религией, политикой, моралью, правом;

- развитый понятийный аппарат.

В широком смысле под классической философией понимаются философия Античности V-IV вв. до н.э. и западноевропейская философия Нового времени. При этом особая роль признается за немецкой классической философией XIX века.

1.1 Становление философии

Исходными единицами историко-философского знания являются философские воззрения первых мыслителей или формы народного духовного творчества, сохранившиеся и дошедшие до нас в письменных источниках.

Изучение истории философии показывает, что с распространением письменности по различным центрам планетарной цивилизации стали формироваться устойчивые формы «первой» или пра(пред)философии. Такими центрами признаны Древние Индия и Китай, Древний Египет, Древние Греция и Рим.

Первыми письменными источниками предфилософии Древней Индии являются Веды - сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных формул, заговоров, других знаний. Считается, что работа над Ведами завершилась в первой половине первого тысячелетия до н.э. В них нашла отражение социоантропоморфная позиция ариев, а также художественно-мифологический религиозный комплекс древнеиндийских племен. Особенно много воззрений философского характера содержала книга Вед - Упанишады. В одной из частей Упанишад образованный индус перечисляет знания, которыми он овладел: «Я знаю Ригведу, Яджурведу, Самаведу, Атхарвану - четвертую Веду, итихасу и пураны, веду вед, правила почитания предков, науку чисел, искусство предсказаний, хронологию, логику, правила поведения, этимологию, науку о священном знании, науку о демонах, военную науку, астрономию, науку о змеях и низших божествах». Высказывание дает возможность представить объем и содержание знаний Древней Индии. В VI-V веках до н.э. в Индии возникают философские школы: буддизм, джайнизм, санкхья, йога, вайшешика, ньяя, школа миманса, веданта и др. Многие философские идеи этих школ представлены в современной индийской философии.

Первыми письменными источниками предфилософии Древнего Китая являются: «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов (порядков)» и «Летопись весны и осени». Они формировались в XI—I в. до н.э., отражали воззрения на космос, человека, мифологию, жизнедеятельность общества и человека, отношение к божествам.

В «Книге перемен» описывается, например, легенда о том, что некий Фу-си однажды увидел на спине лошади-дракона, появившейся из реки Хуанхе, рисунок, изображавший мир и его состояния. Основу рисунка составляли два начала: Ян, олицетворявший мужское, сильное и светлое начало, и Инь как женское, слабое и темное начало. Эта двоичная система послужила основой составления восьми основных триграмм и шести десяти четырех гексаграмм, которые отражали бытие и его состояния. Состояния отражались графически в форме трех или шести сочетаний сплошных и пунктирных линий, которые брали начало от Ян (сплошные) и Инь (пунктирные) линий. В VII-III в. до н.э. возникают философские школы: конфуцианство, моизм, школа закона (легизм), даосизм, школа Инь-Ян (натурфилософы), школа имен и др. Многие идеи этих школ, как и в индийской философии, существуют и сегодня.

Воззрения философского характера возникали в Древнем Египте, в других очагах древней культуры. Затем они развивались и совершенствовались по мере продвижения мирового сообщества по пути прогресса от одной эпохи к другой. В историческом плане принято выделять пять основных типов философии:

- философия Древнего мира (до II-V вв. н.э.);

- философия Средневековья (II-V-XIV вв.);

- философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.);

- философия Нового времени (XVII-XIX вв.);

- современная философия (XX век).

Обращаясь к философии Древнего мира, важно подчеркнуть, что наибольшего своего развития она достигла в Древней Греции и Риме. Помимо перечисленных признаков классической философии, характерны ми чертами древнегреческой философии являются:

- профессионализация умственного труда, выделение мыслителей в особую группу людей, зарабатывающих средства к жизни интеллектуальной деятельностью;

- основание и развитие первых школ, специально занимающихся приращением знания: софисты, Малые сократические школы, Пифагорейский союз, академия Платона, лицей Аристотеля и др.

- подготовка кадров, идущих на смену уже утвердившихся великих мыслителей;

- завершенность разработки основной философской проблематики;

- наличие понятийно-категориального аппарата, который во многом используется и сегодня;

- наличие разносторонних естественно-энциклопедических знаний и др.

Начало было положено школами Ионического побережья и отдельными философами, жившими в городах-полисах восточного побережья Средиземного моря. Затем лидерство перешло к континентальной Греции, ее городам-полисам. Как наука философия утвердилась в Афинской школе, которую представляли Сократ, Платон, Аристотель и их последователи.

Платон был крупнейшим представителем античного идеализма.

Он происходил из афинского аристократического рода. Подлинное имя Платона — Аристокл. Платон - прозвище (от «платюс» — «широкий», «широкоплечий»). Он был учеником Сократа, основавшего в Афинах свою школу.

Философские взгляды Платона глубоко продуманы и в своей совокупности они составляют систему, элементами которой являются: онтология (учение о бытии) и теология (учение о боге); космология (учение о мире) и космогония (учение о происхождении мира); психология (учение о душе) и гносеология (учение о познании); этика (учение о нравственности) и социология (учение об обществе).

По Платону, существуют два мира — мир идей (нематериальная объективная совокупность сущностей бытия) и мир чувственных вещей. Рассматривая соотношение между этими мирами, Платон рассуждал таким образом: всякая вещь рано или поздно погибает, будет ли это дерево, человек или гора. Дерево может сгореть, но понятие о дереве, идея в его сущности остается. Идеи не горят и не тонут, не исчезают и не возникают. Миллионы людей умирают, но понятие о человеке, идея о нем бессмертна. Ее не может погубить ни болезнь, ни старость. Вещи преходящи, идеи об их сущности вечны и неизменны. Он делал вывод, что идеи, как обобщенное выражение сущностей элементов бытия, существуют вне человека. Они объективны. Не вещи порождают идеи, а идеи порождают вещи. Вещи лишь тени идей.

Платон сравнивал жизнь людей в реальном мире с пребыванием в темной пещере. В этой пещере находятся скованные узники, обращенныe спиной к выходу и не имеющие возможности повернуться лицом к свету. Мимо пещеры проходят путники, несущие сосуды различной формы. Лучи солнца освещают эти сосуды и их тени падают на заднюю стенку пещеры. Скованные узники могут увидеть только эти тени, но не видят ни солнца, ни путников, ничего из того, что находится вне пещеры.

Мы живем в мире теней, а мир идей, то есть мир бесконечно прекрасных и совершенных сущностей - это другой, потусторонний мир, недоступный для нас. Впрочем, наши души, прежде чем стать именно нашими, обитали в том прекрасном мире. Но, покидая его, считал философ, душа забывает о нем, ничего не помнит. Увидев прекрасную вещь, человек приходит в состояние некоторого волнения. Это наша душа вспоминает, что она когда-то уже видела нечто подобное, красивое, совершенное в мире идей, но который позабыла.

Чтобы познать истину, считал Платон, человеку необходимо отвлечься от всего телесного, чувственного, закрыть глаза, заложить уши, углу биться в самонаблюдение и постараться «вспомнить» то, что его душа видела в мире идей. Еще при жизни Платона его учение об идеях стало вырождаться в мистику и теологию, а позднее, в римскую эпоху, слилось с догматикой раннего христианства.

Представляют также интерес взгляды Платона на государство. Самые крупные диалоги Платона «Государство» и «Законы» посвящены политико-правовым вопросам. В них он отчетливо выражает интересы аристократической группы рабовладельцев. Платон создал утопический эскиз «идеального государства» и его правовых основ. Государственная власть в нем принадлежит избранньм, философам-аристократам. Второе сословие составляют воины-стражи. Они средствами насилия поддерживают классовое господство аристократов-рабовладельцев. Третье сословие - земледельцы и ремесленники. Они производят все необходимое для государства. Рабы им не считались за людей и не составляли никакого сословия. Сословное деление общества Платон объявил условием прочности государства как совместного поселения граждан. Самовольный переход из низшего сословия в высшее недопустим и является величайшим преступлением, так как каждый человек должен заниматься тем делом, к которому он предназначен от природы. «Заниматься своим де лом и не вмешиваться в чужие — это и есть справедливость».