Смекни!
smekni.com

Общество как развивающаяся система (стр. 5 из 5)

Центральное место в социально-дифференцированном обществе занимают классы. Обобщенным признаком классов, полагал К. Маркс, является их историческое место в определенной системе производства154. К. Каутский предложил различать классы в зависимости от того, какую долю произведенного общественного богатства они получают. А.А. Богданов в качестве критерия классового деления назвал участие людей в организации производства. «Классами называются большие группы людей, - писал В. И. Ленин, - различающиеся по их месту исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы - это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства»155. Ленин в своем определении классов исходил из структуры производственных отношений. Он не отбросил признаки классов, названные Каутским и Богдановым, но поставил их в отношение субординации к основному признаку: отношению классов к средствам производства.

Наряду с теорией классов существует теория стратификации. В ней деление общества на страты (слои) производится не только по структуре экономического базиса (как это дано в ленинском определении классов), но и по иным критериям: профессии, занятости, доходу, образованию, квалификации, партийной принадлежности, психологии и т.д. Классовая и стратификационная модели дополняют друг друга, дают достаточно универсальную, а не одномерную картину социальной структуры. Усложняющееся общественное разделение труда обусловливает разделение интересов представителей города и деревни, умственного и физического труда, производителей и потребителей, управляющих и управляемых, общенародных, коллективно-групповых и индивидуальных, общегосударственных и местных, национальных, работающих и безработных. Важной составной частью социальной политики является нахождение разумного компромисса интересов различных слоев населения.

Для современного общества характерно переплетение процессов социальной интеграции и социальной дифференциации. Одним из первых процессы социальной мобильности и социальной стратификации исследовал П.А. Сорокин. Происходит расширение хозяйственно-экономических связей, политических и культурных контактов, интернационализация общественной жизни в целом, координируются усилия по борьбе с угрозой войн, экологическим кризисом, болезнями, международной преступностью. Как заметил Ясперс, едиными становятся моды и правила общения, жесты, манера говорить. Общим становится эталон общения: вежливые улыбки, спокойствие, юмор в напряженных ситуациях, самодисциплина и порядок в толпе и пр. Майер, Гароди, Белл, Маркузе, Ригби исследуют различные направления «размывания» социальной структуры общества.

По мере развития общих черт образа жизни одновременно проявляются усиливающиеся различия - профессиональные, культурно-бытовые, возрастные, национально-языковые. Современный человек не стремится к единообразию, а предпочитает многообразие. В этом заключается позитивный момент социальной дифференциации. В дифференциации имеются и негативные последствия. В международном плане сейчас обостряется противоречие за рынки сбыта, использование ресурсов планеты между сверхразвитой частью мировой капиталистической системы и остальным миром. Так, страны так называемого «золотого миллиарда» потребляют около 80% мировых сырьевых ресурсов. Жизненный уровень населения богатых стран превышал сейчас примерно равное по численности населения самых бедных стран в 75 раз и продолжает расти.

Абсолютизация любой тенденции - объединительной (интеграционной) или учитывающей специфику социально-этнических общностей - некорректна. Ведь «сплошная» интеграция «растворяет» общности и индивидов в едином потоке, а чрезмерная дифференциация рождает замкнутость на уровне индивидов, коллективов, социальных групп, наций, регионов, государств.

В целом классовая структура в известной степени размывается, а внутриклассовая и неклассовая (слоевая) социальная дифференциация усиливается. В развитии этносов пересекаются процессы сближения и уникализации. Надо полагать, что полное упразднение социальных групп невозможно. В дальнейшем социальный организм будет усложняться, а не превращаться в нечто однородное. Вероятно, в отдаленной перспективе будет единое человечество с господствующими общечеловеческими интересами, сохранятся первичные коллективы, на основе разделения труда — социальные группы, семья и индивиды.


Список использованных источников

1. Алексеев П.В. Философия /Алексеев П.В., Панин А.В. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. — 608 с.

2. Я.С. Яскевич Философия / Под общ. ред. Я.С. Яскевич–Минск, 2006–308 с.

3. Спиркин А.Г. Философия / Спиркин А.Г. 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006. - 736 с

4. Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков – Мн.: Выш. шк., 2008. – 431 с.