В странах Запада существует многовековая практика ограничений и противовесов со стороны гражданского общества, сформировавшая механизмы регулирования духовно-нравственных аспектов массовой информации. Поэтому телевидение Западной Европы и США разительно отличается от российского. С. П. Капица обращает внимание на существование в Англии и Франции специальных служб, контролирующих стр. 9 соблюдение языковых и этических норм. В Би-би-си ему представили шестисотстраничный том правил поведения журналистов, утвержденный совместно государственными и общественными органами, познакомили и с контролером телевидения и средств массовой информации (есть такая государственная должность) - лордом Мортоном. Собеседник рассказал о "ежовых рукавицах", с помощью которых он действует в интересах общества: "Мы никогда не говорим журналисту (он очень "округло" выражался), что надо говорить, - мы слушаем, что он говорит. Если нас это не устраивает (ключевая фраза), мы его переведем на другую работу. Может, он даже больше денег будет получать, он способный человек, но нас он не устраивает как журналист" [8, с. 121 - 122]. Функции, подобные тем, которые на Западе выполняет гражданское общество с участием комиссий и контролеров с широкими полномочиями, в СССР более 70 лет выполняли механизм цензуры, партийные и специальные органы. Ликвидация этой системы без замены ее иными инструментами контроля создала вакуум. Конкретно: в 2004 г. было упразднено Министерство по делам печати, телевидения и средств массовых коммуникаций с передачей его функций Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия (Росохранкультуре), подчиненной Министерству культуры и массовых коммуникаций (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314). Далее последовали объединения функций этой службы с Россвязьнадзором, череда переподчинения обеих служб, что в итоге вылилось в появление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор, на основании Указа Президента РФ от 3 декабря 2008 г. N 1715). Результатом явилось ослабление и до этого слабых контролирующих функций государства. Следует обратить внимание на иную политику властей Китая, развивающих в опережающем темпе экономические свободы и не устранившихся от ответственности за духовно-нравственное состояние нации и от выполнения контролирующих функций.
Пропаганда развлечений и потребительства, свобода секса, апология насилия Еще одну функцию кроме информирования государство за СМИ все же признает, хотя в законе и не фиксирует. Это - развлечение. За него, по мнению чиновников, должно платить население. Плата взимается посредством механизма размещения рекламы. Телезритель, как известно, добровольно смотреть ее не хочет. Но его к тому принуждают, размещая рекламу в контексте развлекательных программ. Создание высокохудожественного продукта, возвышающего телезрителя, - дело дорогостоящее и невозможное без творческих кадров. Их воспроизводство требует больших ресурсов. В первую очередь - квалификации заказчика и времени. Наиболее рентабельный способ получения дохода в сегодняшних условиях - привлечение бездарных, малоквалифицированных сотрудников3 для эксплуатации низменных инстинктов человека, его подсознания, апелляции к "темным сторонам души". Так в СМИ возникают картины псевдореальности, якобы невероятно опасной для жизни: мир вокруг нас катастрофичен, агрессивен, непредсказуем, полон насилия и секса, человек в нем подвержен ударам судьбы в любой момент.
Обращение к сюжетам подобного рода в искусстве существует столько же, сколько само искусство. Однако по мере развития массовых коммуникаций и в СССР, и на Западе все отчетливее осознавалась опасность спекуляций СМИ на сценах насилия и секса для внутреннего мира людей, вырабатывались правила обращения журналистов к данной тематике. В современной России эти правила выполняются "с точностью до наоборот". Как отмечает Л. А.
Вербицкая, формулируется циничная стр. 10 3 Формально лица, участвующие в телепроизводстве, могут получать фантастические гонорары, реально же функционирует система "откатов". установка: "лучшая новость - это плохая новость" [5, с. 7]. И не случайно многие доморощенные российские сценаристы-самоучки "творят" под влиянием имеющего широкое хождение в телевизионных кругах реферата книги профессора Калифорнийского университета Р. Уолтера: "Следует помнить, что продуманное, разумное, рациональное поведение, совмещенное с благочинным согласием, навевает скуку. Сценаристы завоевывают внимание публики в основном именно благодаря умелому обыгрыванию секса и насилия. Это прежде всего практический деловой подход к коммерческому предприятию, каковым являются кино и телевидение. ... Внимательное прочтение "Царя Эдипа", например, не повредит драматургу, пытающемуся улучшить свое мастерство. Эта трагедия - прежде всего о царе, который убивает своего отца и делит ложе с матерью. Аналогичным образом "Гамлет" - при всей поэтичности, изящности и эффектно составленном сюжете - повествование о сексе, алчности и смерти. К концу последнего акта сцена буквально залита кровью, на ней девять трупов, проткнутых шпагами или отравленных. По сравнению с "Медеей", однако, эти две трагедии - просто невинный "Бемби". Медея, взбешенная неверностью супруга, убивает детей, готовит из них кушанье и подает его мужу на обед. Насилие и секс - это здоровые, естественные, необходимые ингредиенты кино и телевидения" [9]. Уолтер и его российские последователи заканчивают рассуждения на данную тему именно в том месте, где настоящий художник их обычно начинает, поднимая произведение над ремеслом и бизнесом и делая его подлинным искусством. Любые сильно действующие выразительные средства, в особенности - апеллирующие к инстинктам аудитории, должны вызывать в итоге нравственные переживания, возвышающие человека, взращивающие в нем гуманистическое начало. На подобном подходе собственно и должна быть основана воспитательная функция и искусства, и СМИ.
Есть ли конфликт и насилие в фильмах "Броненосец Потемкин", "Карнавальная ночь", "Летят журавли", "Девять дней одного года"? Есть, но в совсем ином контексте, нежели, допустим, в сериале "Окна" канала ТНТ. В первую очередь - это конфликт между добром и злом, борьба главных героев на стороне добра за утверждение общественных идеалов, это подсознательная самоидентификация зрителя с главным героем на высокой нравственной основе, воспитание зрителя через эстетическое переживание, потрясение. Что такое добро, каковы общественные идеалы и нравственная основа, какова цель воспитания зрителя - задано художнику извне, государством и обществом.
В случае с сериалом "Окна" зрителю последовательно предлагается набор аморальных ситуаций, которые в принципе могут иметь место в жизни, но само "подсматривание" за ними табуировано культурой общества. То есть зритель, включая телеприемник, автоматически включается в процесс разрушения собственной культуры. Осознает он это далеко не всегда, но обязательно приходит в состояние психического возбуждения, стресса. Смотреть, что происходит в этом сериале, для человека неприлично. Но ТНТ - официальный телеканал, использующий государственные телекоммуникации. То есть просмотр как бы санкционирован обществом. Через несколько минут ему все же хочется прекратить просмотр. И в этот момент в телепрограмме производится резкий сюжетный поворот, снова приковывающий внимание, не позволяющий зрителю отключиться. Через несколько минут - новый поворот. И так - до конца программы. С телезрителем, по сути, обращаются как с животным, апеллируя к подсознанию и заставляя его получать извращенное удовольствие от "подглядывания". Технология подобного вовлечения и удержания зрителя в телепросмотре тщательно отрабатывается сценаристами и режиссерами и применяется в программах типа "Дом-2" и др.
Такое телепроизводство имеет целью получение высоких рейтингов и привлечение денег от рекламы. Данные о высоком рейтинге за деньги печатаются в тележурнале. Журнал и деньги (взятка) вручаются менеджеру от рекламного отдела фирмы, продающей, скажем, замороженные пельмени по всей стране. Менеджер деньги оставляет себе, а журнал относит владельцу фирмы и убеждает его, что после рекстр. 11 ламы в подобной телепрограмме пельмени будут продаваться лучше. Примерно так работает сегодня в России рыночный механизм. Существенно не то, что пельмени продаются. Важнее убедить страну, что население ест пельмени исключительно потому, что существует телевидение.
Думается, это - один из эффектов воплощенной на практике концепции либерального фундаментализма.
Механизм, не стимулирующий качество Еще в 1990-е годы пропаганда внушала населению, что рынок путем публикации тиражей (для печатных СМИ) и рейтингов (для телевидения) вынуждает издателей и продюсеров ориентироваться на реальные потребности людей. Высокие тиражи и рейтинги привлекают рекламодателей и, соответственно, повышают доходы СМИ, что, якобы, стимулирует их качественную работу на благо потребителя. Если с этим согласиться, то придется поверить, что отечественной аудитории нужны не шедевры уровня "Семнадцать мгновений весны" и "Место встречи изменить нельзя", а низкопробные сериалы типа "Бандитского Петербурга". Другой пример порочности сложившейся системы - массовая закупка отечественными телеканалами на Западе дешевой видеопродукции, антихудожественной, устаревшей и больше нигде в мире не имеющей спроса.