Неклассическая философия при характеристике социальной жизни особо обращает внимание на процесс жизни, жизнедеятельность, на духовно-коммуникативную составляющую жизни.
Ценность жизни понимается в разных подходах:
а) как "благоговение" перед жизнью не только человека, но и других существ (А. Швейцер, Б. Колликот, JI. Уайт и др.);
б) сохранение жизни - необходимая предпосылка для существования человека и человечества (от протагоровского суждения о человеке как мере всех вещей).
Гуманистически ориентированный тезис о безграничном развитии человека, о человеке как мере всех вещей, не дополненный требованием ответственности человека перед всем живым на Земле и во Вселенной, превращается в тираническое отношение к природе. Поэтому первая позиция более осмотрительная, хотя и она не лишена недостатков. Главный из них заключен в том, что считается недопустимым какое бы то ни было вмешательство человека в биосферу. Впрочем, сформулированные положения следует рассматривать как взаимодополняющие друг друга. Функция человека как защитника природы способна защитить и человека от самого себя, т.е. сделать его мерой всех вещей.
Первые попытки систематизации растительного мира встречаются в трудах Аристотеля и его ученика Теофраста Эрейзиского ("отец ботаники").
Первые попытки систематизации органического мира были предприняты на рубеже 17-18 веков Дж. Реем, Карлом Линнеем.
Впервые попытался научно обосновать взаимосвязь между разнообразием растительного мира и природно-климатическими условиями Жан Батист Ламарк в середине 18 века.
Основоположником науки экология в России считают профессора Московского университета Карла Фридриха Рулье (1814-1858гг.).
Важным этапом в развитии естественных наук является издание в 1859 г. книги Чарльза Дарвина “Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных пород в борьбе за жизнь”.
Термин "экология" - (oikos - место обитания, жилище; logos - наука) был введен Э. Геккелем и первоначально экология рассматривалась как часть биологии, изучающая взаимодействие живых организмов в зависимости от воздействия на организм неорганической и биологической среды. Позднее на Западе появилось такое понятие как "экосистема" (Тэнсли, 1935 г.), а в СССР - "биоценоз" и "биогеоценоз" (академик В.Н. Сукачев).
В современном понимании экология - наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой их обитания, где человеческая деятельность выступает основным фактором динамики природных процессов.
природа философия жизнь экология
До недавнего времени предмет экологии рассматривался преимущественно под этим углом зрения, в котором экологическая проблематика сводилась к биологическому и физическому взаимодействию людей и окружающего их природного мира. При этом выделялись два взаимосвязанных процесса:
воздействие на природу производственной деятельности человека, создающего материальные ценности;
обратное влияние природной среды на здоровье людей, генофонд и т.д.
Однако, осознание того, что, в отличие от животного, человек существует в двух измерениях: материально-физиологическом и социокультурном, духовном - привело к расширению трактовки понятия “человеческий дом”. Очевидно, что человеческим домом является не только породившая его Природа, но и порожденная, созданная и создаваемая Человеком Культура, огромный мир материальных и духовных ценностей. Поэтому в последнее время термин “экология" стал распространяться и на сферу культуры, вызвав к жизни такие понятия, как “экология души”, “экология культуры”. Это взаимопроникновение понятий, отображающих процессы взаимодействия природных и культурных явлений и процессов, свидетельствует о неразрывной связи природы и культуры, “второй природы”, связи приобретающей всё новые формы. С течением времени возникают новые аспекты этой широкой проблемы.
Природа сохраняет для человека свое научно-познавательное, производственное, оздоровительное и воспитательное значение. Она - неисчерпаемый источник наших знаний об окружающем мире. Наблюдение за ней в процессе трудовой деятельности породило эмпирические знания первобытного человека. Уже простое созерцание открывало перед ним мир разнообразных веществ, живых организмов, звуков, красок. Преисполненная множеством удивительных тайн и загадок, природа поражала сознание людей, будила их фантазию. Однако простое созерцание еще не выводит человека за рамки чисто биологического восприятия действительности. Только труд, направленный на преобразование природы и самого человека открывает путь к изучению природных явлений.
Воздействие природы на общество осуществляется стихийно.
Биосфера Земли, черпающая энергию для своего развития из космоса, прежде всего из Солнечной системы, подчинена галактическим ритмам. Это обусловливает характеристики разнообразных колебательных процессов как в биосфере, так и в известном смысле в социальных системах.
Ритмичность является системообразующим фактором существования материи. В процессе колебаний происходит непрерывный переход одного вида энергии в другой. Например, биоритмы человека определяются взаимодействием физических, эмоциональных, психических и рациональных ритмов, связанных с планетарными ритмами и ритмами жизненной и творческой активности. По мнению ряда специалистов, физический ритм человека имеет 23 дня, эмоциональный - 28 и интеллектуальный - 33 дня.
Природа - необходимая предпосылка возникновения и существования человека и общества. Так, в процессе жизнедеятельности растений благодаря солнечной энергии образуются биомасса и кислород, без которых невозможна жизнь человека. Природа является естественной кладовой предметов труда. Она обеспечивает общество материалом для создания орудий труда. Природные силы, присоединенные к человеческим, многократно их усиливают.
Природные факторы существенно влияют на формы и темпы исторического процесса. Это подметил еще античный историк Ксенофонт, который отмечал, что умеренный климат Аттики весьма способствовал получению высокого дохода, развитию полезных искусств. Резкие колебания в природных процессах (засухи, наводнения, тектонические явления) способны уничтожать плоды труда человека и тормозить развитие общества.
Дифференциация и разнообразие природных условий несут в себе стимулы для общественного разделения труда и соответственно умножения человеческих потребностей и способностей. В "Капитале" Маркс развивает мысль Г. Форстера (XVIII в.) о том, что нет большего несчастья для народа, чем оказаться в условиях, где природа в изобилии дает все средства существования. Недостаток природных условий и ресурсов двойственен: тормозит развитие общества; стимулирует поисковую деятельность для нахождения заменителей и более эффективных направлений деятельности в условиях международного разделения труда.
Любой материальный предмет, сделанный человеком, создается из природного вещества. Природа - всеобщее условие и предмет труда. Природа, особенно в земледелии, в орудиях и средствах трудовой деятельности, выступает как производительная сила общества. Гегель и Маркс, подчеркивая, что человек в труде постоянно опирается на содействие естественных сил природы, раскрыли механизм их использования для удовлетворения человеческих потребностей.
Природный фактор оказывает воздействие на развитие культуры. Мусульманский мыслитель Ибн Халдун (1332 - 1406) подчеркивал, что в странах с умеренным климатом люди способны заниматься культурной деятельностью, жители регионов, прилегающих к экватору, не имеют побудительных мотивов для развития культуры, они не нуждаются ни в жилищах, ни в одежде, а жители холодных стран тратят энергию не добывание пищи, изготовление одежды и постройку жилищ и не имеют времени для занятия науками и искусствами.
Русский обществовед и политический деятель Павел Николаевич Милюков (1859 - 1943) показал, что субтропические пояса, где в изобилии имеются влага и тепло, наиболее пригодны для становления культуры, а умеренные пояса с разнообразием условий и ресурсов - для продолжения ее развития. Милюков подчеркнул, что чем дальше развивается культура, тем "независимость" человека от среды и влияние на нее становятся значительнее. Природные условия порождают различные по характеру культуры, которые не отгорожены друг от друга стеной, а активно взаимодействуют.
Современная философия утверждает, что природа и культура "пронизывают" друг друга, а их гармоничный синтез есть цивилизация. Современная цивилизация - преимущественно технократическая. Актуальной является задача перехода к цивилизации, в которой управление техносферой ведется с целью сохранения безопасности, а также улучшения биосферы и общества.
Природа влияет на формирование и развитие общественного сознания. Она становится моментом оценочного отношения с помощью понятий блага, красоты и т.д.
В трилогии "На росстанях" Я. Колас описал некоторые особенности мировоззрения жителей Полесья, формирующиеся под влиянием своеобразной природы. Он писал, что бесконечные болота учили людей мудрому рассуждению, море лесов воспитывало в них осторожность - здесь так легко встретить опасность. Специфические природные факторы на территории Беларуси способствовали формированию таких типологических черт народа, как способность к упорному труду, сочетание коллективных и индивидуальных форм деятельности, терпимость и доброжелательность, благоговейное отношение к природе. С XX в. происходит "экологизация" общественного сознания, т.е. осмысление роли экологии в совершенствовании социальных отношений, осознание угрозы существованию человечества вследствие исчезновения природных ресурсов и опасного для жизни загрязнения среды его обитания. Утверждается идея, что нравственные отношения должны быть не только между людьми, но и по отношению к природе.