Демократия, как и другие формы власти, двойственна. Различают дух демократии (свободу личности, правовое государство) и вторичные признаки ее - парламентский строй, всеобщее избирательное право. Конечно, ценности свободной личности и защиты прав человека благородны, но вместе с тем они могут использоваться в качестве поводов для насилия, военных акций. Возникает проблема соотнесения идеи свободы и прав человека и идеи свободы и прав народов. Что касается избирательного права, то оно недостаточно оправданно в том смысле, что существует неравенство личностей, их способностей, их вклада в общественную жизнь. На основе результатов выборов и референдумов происходит поглощение меньшинства большинством. Но любые новации вначале предлагает меньшинство, преодолевая консерватизм большинства. Определенная слабость демократии состоит в том, что преувеличивается коллективистская идентификация населения, замедляется путь принятия решений из-за необходимости широкого согласия многочисленных групп общества. Демократия не исключает, а предполагает и требует дисциплину в форме законопослушания. Опыт XX - XXI вв. продемонстрировал, что как функционирование стабильных демократий немыслимо без усиления роли государства, так и демонтаж тоталитарных режимов и переход к «открытому обществу» невозможны без авторитаризма.
В отличие от XIX в., современное буржуазное государство становится не только органом совокупного капиталиста, но в той или иной мере всех социальных сил общества, гарантом их консенсуса, особенно по мере возрастания элементов правового государства. Однако демократичность здесь выражается относительно, ибо проявляются такие общечеловеческие дефекты, как бюрократизм и коррупция. Помимо законной власти функционирует аппаратная система управления, скрепляющая механизм самоорганизации предпринимательского общества. Немецкий философ Герберт Маркузе (1898 - 1979) показал, что современные западные демократии не столько прямо репрессируют массы, сколько формируют ложные потребности, привязывающие индивида к современному обществу. Человек таким образом лишается своей онтологической и моральной основы158.
Сопоставляя достоинства и изъяны демократии, следует, видимо, руководствоваться принципом, высказанным известным британским политиком У. Черчиллем: демократия — скверная вещь, но без нее будет еще хуже.
Идеал, способный осуществить гражданский мир и согласие между обществом и государством, — сильная социальная демократия, обеспечивающая динамический баланс организации и самоорганизации общества, социального контроля и частных интересов, сотрудничества и конкуренции.
2 Духовная жизнь в системе общества
Духовная жизнь (духовные деятельность, потребности, потребление и отношения), выражающаяся через сознание людей, духовное общение, - сфера социума, которая соотносится с материально-производственной, социальной и политической жизнью.
Носителями сознания выступают человечество в целом, различные социально-этнические общности и индивиды. Соответственно выделяются общественное и индивидуальное сознание, а также промежуточное между ними классовое, национальное и т.д. сознание.
Общественное сознание - совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих действительность и обратно воздействующих на нее. Индивидуальное сознание - неповторимый духовный мир конкретного человека - выступает как отражение сложного взаимодействия социальной среды данного общества и среды, специфической для определенной личности («микросреды»), включает в себя и самосознание. Общественное сознание, отвлекаясь от конкретных специфических черт сознания индивидов, ассимилирует лишь общезначимое в индивидуальном сознании.
Различаются два уровня общественного сознания — общественная психология и идеология.
Общественная психология включает в себя чувства, переживания и настроения людей, сопровождающие любую общественную идею. Социально-психологический фактор (моральный климат, стиль отношений между людьми, социально-психологические средства воспитания и т.п.) в современной жизни играет существенную роль.
Идеология - система взглядов, идей, представлений, убеждений, идеалов, чувств и верований, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности (природе, общественному строю) и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений. В сфере идеологии классы, те или иные социальные слои осознают свое бытие, коренные интересы, стратегические задачи и определяют средства и пути их достижения. Через идеи, взгляды, верования идеология выступает как духовное освоение человеком окружающей действительности, а посредством убеждений и волевых актов, реализуемых в поступках, в действиях, она предстает в качестве практического преобразования мира и совершенствования самого человека. В делом, идеология функционирует в обществе как духовно-практический феномен. Содержание идеологии - идеи, концепции, обобщенные социальные образы, идеологические стереотипы, ценности (в качестве ценностей выступают богатство, власть, человек и пр.). И все же, по охвату реальности идеология беднее мировоззрения. Идеология создает и прогнозирует позитивный образ общественного устройства, которое бы удовлетворяло запросы и стремления людей, формирует мотивы действий, мобилизует и организует субъектов на достижение определенных целей.
Следует различать идеологию государства и идеологию гражданского общества. Последняя плюралистична. Идеология тесно связана с социальными интересами, с политикой, оказывает целенаправленное воздействие на массы людей. Если наука занимается объективно существующими явлениями и закономерностями, то идеология отражает субъективные интересы государства, общества или его отдельных групп (корпоративность идеологии). Вместе с тем, науки (общественные) несут в себе печать субъективных подходов, ибо они изучают различные сообщества людей, характеризующихся как сходящимися, так и расходящимися (разными) интересами. Науки (общественные) не тождественны идеологии, в то же время они не могут полностью уйти от идеологии. Так как целенаправленность сознания сочетается с его стихийностью, то и идеология в значительной степени иррациональна и иллюзорна.
В современном обществе господствуют три общемировые идеологии: марксизм (неомарксизм), консерватизм и либерализм (неолиберализм). Они формировались столетиями гениальными мыслителями и жизненной практикой народов. В государствах, как правило, функционируют комбинации элементов названных идеологий, ибо динамизм общества сочетается с устойчивостью, труд осуществляется не только ради личной наживы, но и для блага общества и создания условий для всестороннего развития личности, экономическая эффективность и социальная защищенность представляют единство противоположностей, коллективистская ориентация и социальная опека дополняются развитием личной инициативы и ориентацией на собственные силы и способности и т.п.
Структура общественного сознания выражается также через его формы. Наука выступает не только как форма общественного сознания, но входит и в другие сферы общества, благодаря чему человек является агентом экономической, социальной, политической и духовной жизни общества. Политическое сознание как духовная сторона политики выражается в теоретической (идеи, концепции, взгляды) и эмпирической (переживания, представления, иллюзии и т.д.) формах,„которые служат основой для формирования общественного мнения относительно политики и политических деятелей. Моральное сознание является фактором внутренней регуляции человеческого поведения, отношения человека к другим людям, а религиозное сознание предстает и как форма мировоззрения, и как регулятор человеческих отношений.
Эстетическое (художественное) сознание «смягчает» определенную стандартизацию жизни, преодолевает опасность «однополушарного» развития человека. Ведь современные системы образования нацелены преимущественно на культивирование рациональности, символики, правил формальной логики, оказываются малопривлекательными для объяснения ситуаций индивидуальной жизни. Эстетическое сознание вносит в духовный мир личности образность, эмоциональную окрашенность восприятия действительности, формирует творческое воображение, в - целом способствует сбалансированию в развитии абстрактного и конкретного мышления, обеспечивает ценностно-мотивирующее поведение человека.
В современном мире роль духовности возрастает. Происходит интеграция и дифференциация форм общественного сознания. Они взаимообогащаются, перекрещиваются, имеется преемственность в их развитии. Наряду с известными классическими (политическое, правовое, научное, философское, нравственное, эстетическое, религиозное сознание) вычленяются новые формы сознания. Ранее считалось, что политическое сознание отражает не только политическую жизнь общества, но и экономическую, ибо политика есть концентрированное выражение экономики. Но ведь экономика и политика, решая общие задачи, вместе с тем специфичны. В связи с развертыванием НТР, повышением роли экономических стимулов развивается экономическое сознание. Оно представляет собой систему знаний об управлении хозяйственной деятельностью, о технологических процессах, финансах, рыночной конъюнктуре, экономической информации и т.д. В условиях, когда равновесие искусственной и естественной среды обитания нарушено и над человечеством нависла угроза его существованию, необходимым становится экологическое сознание. Повышение значения образованности, квалификации, воспитанности и здоровья человека вызывает развитие демографического сознания. Важнейшим содержанием общественного сознания стало выявление исторических закономерностей общественного развития, что обусловливает функционирование исторического сознания. Происходящий наряду с социальной интеграцией процесс социальной дифференциации оживляет национальное сознание, которое включает в себя осознание принадлежности к определенной нации, ее материальным и духовным ценностям и к общественным связям, сложившимся на базе социально-экономической жизни нации. На формирование национального сознания влияет в некоторой степени этнографическая и природная среда. Так, огромные просторы, на которых живут русские, оказали влияние на развитие широты их натуры. На «переломных» этапах истории, в обществах переходного периода, когда значение моральных запретов уменьшается, а преступность растет, возрастает удельный вес криминального сознания. Чтобы оно не стало всеобщим, необходимо социально-экономическое и нравствен- но-духовное оздоровление общества, утверждение и укрепление правовой государственности. Любая форма общественного сознания разворачивается в единстве с соответствующими культурой, воспитанием, поведением и деятельностью человека.