Социальная система, полагал Толкотт Парсонс (1902 - 1979), включает в себя три подсистемы:
1) личностную (действующие актеры);
2) культуру (ценности, обеспечивающие преемственность и последовательность норм и предписанных им статусных ролей);
3) физическое окружение, на которое общество должно ориентироваться.
Социальная система, в которой разворачиваются действия, считал Парсонс, должна приспосабливаться к окружающему миру, достигать поставленных целей, поддерживать собственную целостность, воспроизводить себя, снимать конфликты и напряжения. Для выполнения этих функций создаются соответствующие подсистемы: экономика, выполняющая задачу адаптации, политика, играющая роль достижения целей, право, осуществляющее функцию интеграции, семья и система веры, образования, морали (функция воспроизводства). Для осуществления действия важны язык, ценности, социальные нормы, символы и т.д.
Р.К. Мертон ввел в социологию понятие дисфункции, означающее представление о поведенческих реакциях, нормах и ценностях, которые не способствуют выживанию и адаптации системы. Философ создал теорию отклоняющегося поведения - особого нравственно-психологического состояния индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением «моральных ценностей», появлением «вакуума идеалов». Причину отклоняющегося поведения Мертон усматривает в противоречии между нормами - целями культуры и существующими социальными институтами, предоставляющими средства достижения этих целей. Выделены несколько типов поведенческих реакций, возникающих вследствие такого противоречия: «конформизм», «инновация», «ритуализм», «мятеж».
В концепции коммуникативного действия (Э. Дюрк- гейм, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Ю. Хабермас и др.), близкой теории социального действия, человеческий субъективный фактор, качества отдельных индивидов, их сознание выступают как инструмент, при помощи которого реальности обрабатываются. Процессы социального взаимодействия детерминируются характером и уровнем знаний о реальности, развитием коммуникативных возможностей, определяющих выбор мест приложения усилий во имя реализации ценностных интересов индивидов и групп. Поэтому эффективность развития социума определяется, прежде всего, включением все большего числа индивидов в разряд активных субъектов социального Действия, глобализацией действий и их последствий, всесторонней интеллектуализацией социальных процессов, повышением инструментальности знаний, антропоморфизацией социальных процессов, признанием прав и свобод личности в качестве целерационального фактора общественной самоорганизации. На этом фоне осуществляются прогресс в экономике, ее либерализация при усилении конкуренции, демократизация социально-властных структур, обеспечивается гарантия прав и жизненных стандартов личности, в конечном счете - целерациональная оптимизация общественных структур. Хабермас полагает, что необходим переход от научно-технологической субъект-объектной рациональности, где другой используется в качестве средства, к коммуникативной субъект- субъектной рациональности, предполагающей принятие другого в качестве самодостаточной ценности. Подчеркивание самодостаточности человека находится в русле гуманистической традиции и в этом смысле оправданно. Вместе с тем, по нашему мнению, не следует противопоставлять одно другому, ибо субъект-объектные и субъект- субъектные отношения в совокупности составляют единую практику.
Первоначально слитное общество, согласно теории коммуникативного действия и современной диалектико-материалистической концепции, по мере своего усложнения превращается в дифференцированное, где формируются относительно самостоятельные и вместе с тем взаимосвязанные, дополняющие друг друга структуры: жизнеобеспечивающая (экономика), статусно-дифференцирующая (социальная структура), властно-регулирующая (политика) и духовно-интегрирующая (духовная жизнь). В систему компонентов общества, обеспечивающих ее социокультурную трансформацию, подключаются индустриализация производства, становление рыночной системы, рационализация организационных структур управления, утверждение норм гражданского общества, возникновение политических партий, профсоюзов и других форм массовой самоорганизации граждан. В социокультурной модернизации мировоззренческие установки, жизненные смыслы выступают как программы обновления разнообразных видов деятельности, воспроизводства социальной жизни. Еще В.И. Ленин писал, что все противоречия общества проходят через головы людей. Сейчас, помимо представления о философии как науки о всеобщих законах мироздания, общества и познания, все больше утверждается позиция, согласно которой философия представляет собой анализ мировоззренческих или культурных универсалий, а также выработку новых теоретических смыслов, задающих многообразие возможных миров для науки и культуры.
По прогнозам ряда философов, доминанта в новой системе жизненных отношений должна перейти в перспективе от экономических к социально-культурным отношениям. Социокультурный подход объединяет характер культуры и тип социальности, акцентирует внимание на многомерность человека как биосоциокультурного существа, предполагает обеспечение балансированного удовлетворения противоречивых потребностей, ценностей, интересов людей. Вхождение человечества в постиндустриальное общество с его глобальными информационными сетями и технологиями, возрастающая роль образования и самообразования, перенос центра общественной жизни из экономической во внеэкономическую (публичную, гражданскую, духовную) сферу, приоритет экологии и гуманизации общественных отношений - все это свидетельства культуризации общества.
1.3 Конфликтная модель общества. Конфликт, насилие и ненасилие
В структурно-функциональном подходе подчеркивается ориентация на порядок, стабильность и равновесие. Но в реальном развитии общества установившиеся порядок и стабильность на определенном этапе и в определенных условиях способны превращаться в консерватизм и застой. Поэтому в западной социологии появились альтернативы, прежде всего конфликтная модель общества. И. Кант (вслед за Руссо и Гельвецием) полагал, что условием изменения к лучшему человека и общества является разрешение конфликтных ситуаций. Конфликты, по мнению философа, возникают из-за присущих людям эгоистических побуждений, корыстолюбия, властолюбия. Без этих негативных, с точки зрения морали, страстей все превосходные природные задатки и таланты людей остались бы неразвитыми, скрытыми в их зародыше. М. Вебер рассматривал социальный конфликт в рамках отношений господства и подчинения в системе власти. П. Сорокин причины конфликтов видел в характере неудовлетворенности «базовых» потребностей, не осмысленных рационально, но связанных с инстинктами самосохранения, самовыражения, потребности в пище, жилье, одежде, сексе, свободе.
Конфликт - один из видов социальных отношений, заключающийся в противостоянии индивидов или групп людей, отстаивающих свои интересы. Конфликтная парадигма исходит из того, что определяющими факторами социальной жизни являются не интеграция и согласие, а скорее дезинтеграция и разногласие. Подавление конфликта (по Дарендорфу) ведет к его обострению, а рациональная регуляция - к контролируемой эволюции.
К конфликту ведет принуждение людей к определенному поведению. Подчинение людей, господство одной воли над другой есть насилие. В традиционном (доиндустриальном) обществе насилие выступало в форме враждебной реакции на «чужого», вплоть до его уничтожения. В Новое время силовой подход распространяется как на природу, которая фигурировала как мастерская для манипулирования ею человеком, так и на общество (социальная революция рассматривалась как способ его переустройства). В XIX - XX вв. была обнаружена ограниченность классовой и политической трактовки насилия, раскрыты механизмы насилия в таких формах, как защитная инстинктивная реакция организма на среду (Лоренц), проявления бессознательных устремлений человека (Ницше), наличие внутренней агрессивности человека (Фромм). В индустриальном обществе были зафиксированы скрытые формы насилия, когда его инструментом становятся интеллект, информация, высокоорганизованные технологии.
Насилие отчасти оправдано, например, в случае сопротивления агрессору, положительных последствий социальной революции и т.д. Насилие (в меру), наряду с другими методами воздействия, допустимо к лицам, совершающим правонарушения. Однако в конечном счете насилие носит деструктивный характер, что ведет к поиску альтернативных насилию стратегий поведения человека. Оппозицией насилию выступает ненасилие, в основе которого лежат отношение к человеку как высшей ценности мира, а также такие нравственные принципы, как милосердие, терпимость, взаимопонимание и взаимопомощь, сочувствие и т.д. Концепцию ненасилия развивали JI.H. Толстой в форме идеи непротивления злу насилием, М. Ганди через разработку таких методов воздействия, как убеждение, уступки, честность, сотрудничество, прощение вместо мести, Мартин Лютер Кинг, сформулировавший ряд принципов ненасилия: в борьбе нельзя унижать противника; духовное насилие также недопустимо, как и физическое; содействуя справедливости через любовь и ненасилие, мы вносим свой вклад в гармонию Вселенной и др.
Ненасилие есть выражение компромисса в социальном взаимодействии индивидов и общностей. Получила распространение и более широкая трактовка ненасилия как «диалогической философии» (Бубер, Бахтин, Мейер), этики товарищества по существованию (Гвардини), экологической этики и этики благоговения перед жизнью (Леопольд, Шепард, Швейцер), концепции «интегрального гуманизма» (Маритен), теории коммуникативной рациональности (Хабермас, Апель).