Смекни!
smekni.com

Ведическая философия (стр. 4 из 5)

Вещественной причиной этого мира является материальная энергия Бога, состоящая из пяти грубых элементов, или первооснов материи: 1) эфир; 2) воздушная среда; 3) огненная стихия (куда входит и электричество); 4) жидкообразная энергия (водная стихия и все текучие состояния материи) и наконец, 5) твердая материя, называемая для простоты «землей». Говорится, что из этих первоэлементов состоят даже атомы. Также существуют три тонкие материальные энергии, известные под названиями манас (ум), буддхи (разум) и аханкара (ложное эго).Действенной причиной творения является материальная природа, создающая все виды жизни и различные условия существования с помощью трех гун – благости, страсти и невежества.
Также у сотворенного мира есть и смысловая причина. Цель или смысл мироздания состоит в том, чтобы дать живому существу (душе) возможность исполнить свои желания и, пресытившись материальными удовольствиями, постичь свое изначальное положение и вырваться из тьмы этого мира. Иначе говоря, мы все также являемся причиной этого мира.
И наконец, конструктивной причиной этого мира Веды провозглашают, Верховную Личность Бога, Верховного повелителя и Творца всего сущего. Дело в том, что Бог не должен делать ничего Сам; для этого у Него существует масса слуг и помощников. Иначе говоря, Бог действует посредством Своих энергий. Желая творить, Господь просто бросает взгляд на Свою материальную энергию. В тот же миг материальная энергия, которая до этого пребывала в пассивном состоянии, как бы пробуждается к действию, что тянет за собой целую череду появления вторичных продуктов: материальных элементов (эфир, воздух, огонь, вода и земля) и их производных функций (в виде звука, прикосновения, зрения, вкуса и запаха). Также внутри вселенской формы Господа проявляются органы восприятия этих тонких субстанций (органы слуха, тактильные органы, глаза, язык и нос), а также элемент, объединяющий их все (материальный ум), наряду с разумом (функциями которого являются сомнения, заблуждение, правильное понимание, память и сон) и ощущением своей непричастности к Богу (ложное эго). Гуны материальной природы обусловливают живое существо, заставляя его принять эти элементы материальной природы как единственную реальность. Таким образом, материальная энергия действует как причина и следствие материального проявления, скрывая от нашего взора духовную реальность.Вселенная развивается следующим образом. После первичного творения, кратко описанного выше, начинается второй этап творения, который заключается в создании различных условий жизни для живых существ, находящихся под влиянием тех или иных сочетаний гун природы. Вселенная в представлении Вед – это яйцевидное тело, полое внутри, с оболочкой из семи первоэлементов: воздуха, огня, воды, земли, ума, разума и ложного эго. Иногда говорят, что в эти элементы включена также махат-таттва – изначальное состояние материи, где нет дифференциации энергии, а также эфир, или пространство. Внутри каждой оболочки протекает своя особая деятельность. Каждая оболочка таит в себе различные соблазны, и тот, кто пытается покинуть материальную вселенную и достичь освобождения, должен преодолеть все искушения, чтобы его путь завершился успехом. Наполовину это яйцевидное тело заполнено водой, и на этих водах, на ложе в виде гигантского змея возлежит Сам Господь в четырех-руком облике Гарбходакашайи Вишну. Из его пупка вырастает вселенский лотос, в бутоне которого зарождается Брахма, первое живое существо в мироздании. Брахма – вторичный творец этого мира. Тело его соткано из чистого разума; т.е. в его теле нет кровеносных сосудов, внутренних органов и т.п. После ста лет медитации Брахма слышит звук, которому суждено стать основой для создания всего космического порядка. Этот звук побуждает Брахму встать на путь аскезы. Аскеза, согласно Ведам, является источником любой силы, поэтому человеку, если он хочет добиться чего-то в жизни, будь то духовное или материальное, необходимо ограничивать себя в чувственных наслаждениях и направлять свое внимание внутрь, в глубины своего сознания. Брахма совершал аскезу и затем услышал еще один звук, в который были вложены все ведические мантры и гимны. Этот звук исходил непосредственно из духовной обители Господа Кришны и был ничем иным, как звуком флейты Господа. В этом звуке, как в семени дерева, была заложена информация о процессах творения, а также о способах освобождения из оков материи. Так Брахма получил посвящение в духовную и материальную науку и стал творить.В разных частях ведических писаний мы находим подробные описание процесса творения. Некоторые из них разнятся между собой, что говорит о том, что творение не происходит один раз в истории, но повторяется снова и снова, каждый раз с некоторыми вариациями. Наша вселенная, какой ее сотворил Брахма, делится на три большие части: это высшие планетные системы, средние (куда входит Земля) и низшие (демонические системы и адские миры). Условия жизни на этих планетах также разнятся: шесть земных месяцев составляют день на высших планетах, а миллионы лет в аду равняются одной земной секунде. На высших планетах живут полубоги, предки (человечества) и великие мудрецы, хранители вселенной. На планетах земного типа живут существа, имеющие человеческий тип тела, а на адских планетах живут свирепые ямадуты, которые пытают грешников. Также, сразу под уровнем земных планет, находятся демонические планеты, где живут существа, похожие на людей, тела которых состоят из особых сплавов металлов (подобно тому, как в нашем теле также существуют металлы). Иногда вселенную также делят на четырнадцать уровней: семь высших, называемых Бхур, Бхувар, Свар, Махар, Джана, Тапа и Сатья, и семь низших – Атала, Витала, Сутала, Талатала, Махатала, Расатала и Патала. Высшие планетные системы начинаются с Солнца, которое, согласно «Шримад-Бхагаватам», располагается в центре вселенной. Выше Солнца находятся планетные системы, где обитают те, кто совершал суровую аскезу. Над ними, райскими планетами, одна за другой располагаются звезды, где живут мудрецы, обладающие духовным знанием. Выше всех расположена Сатьялока, планета Брахмы, у обитателей которой тела созданы из тонкоматериального элемента (манаса, или «ума») и чистого разума. Вселенная периодически создается и так же периодически разрушается. Различают частичное и полное уничтожение вселенной. Частичное происходит в конце дня Брахмы, когда Брахма ложится спать, а полное – в конце жизни Брахмы, когда вселенная разрушается полностью. После этого начинается новый цикл творения. Все происходящее здесь, в этом мире, - есть ни что иное, как сон Маха-Вишну, Верховного Господа, первой из пуруша-аватар Шри Кришны. Вселенные – это лишь пузырьки, исходящие из пор на теле Маха Вишну. Таково величие Бога, прославляемого в Ведах.


5. Методы получения знания

Любое философское учение имеет два основных раздела знания. Один из них гносеология, что значит методология познания. Этот раздел весьма важен, поскольку всё последующее знание, которое будет получено и представлено философом в дальнейшем, зависит от методов его получения.Веды перечисляют три метода познания, которыми можно воспользоваться для обретения информации:

· Пратйакша – непосредственное чувственное восприятие

· Анумана – рассуждение, умозаключение

· Шабда – устное свидетельство

Пратйакша

Ведическая литература перечисляет пять чувств, с помощью которых человек получает информацию об окружающем его мире:

· Слух

· Осязание

· Зрение

· Вкус

· Обоняние

Ум в Ведах называется шестым чувством. Он является центром деятельности чувств, поскольку именно он получает информацию от них.

Когда чувство соприкасается с объектом, оно сразу же передаёт эту информацию в центр, который называется умом. Таким образом, ум через чувство получает параметры объекта. Иначе говоря:

· Ухо даёт информацию о звуковой характеристики объекта (громкость, частота)

· Осязание даёт информацию о (1) твёрдости и (2) температуре объекта

· Зрение даёт информацию о (1) форме и (2) цвете объекта

· Вкус даёт информацию о вкусовых качествах объекта

· Обоняние даёт информацию о запахе объекта

Получение информации о параметрах объекта с помощью пяти чувств и называется «пратйакша», метод получения знания через непосредственное чувственное восприятие.

Анумана

Слово анумана состоит из двух частей, ану и мана. Мана означает ум, ану значит следовать. Таким образом, анумана переводится как рассуждение, умозаключение.«Попытку ума узнать, что находиться за пределами воспринимаемого чувствами, называют ануманой – логическими умозаключениями» (Тень и реальность, стр. 77).Имея информацию, полученную извне через пратйакшу, ум начинает анализ. В процессе анализа полученных данных, сравнения их с предыдущими данными и выводами, человек приходит к новым заключениям. Эта новая информация может быть очевидной или туманной, конкретной или абстрактной. Однако, независимо от вида, эта информация для индивидуума является новой. По этой причине Веды выделяют данный метод получения знания в отдельную категорию.Причиной появления ануманы является ограниченность чувств человека. К примеру, вы находитесь дома, и до вашего слуха доносится странный звук. «Что это?» спрашиваете вы себя. «Похоже это слон. Однако слона здесь быть не может, они обитают в Индии и Африке, а не у нас. Может быть, это был сигнал автомобиля?». Так, вы пытаетесь найти ответ на свой вопрос.Пытаясь обнаружить природу звука, ум по очереди обращается к трём формам мышления:

· Рефлективное (я слышал звук)

· Творческое (его мог произвести слон или автомобиль)

· Критическое (но ведь слоны обитают в Индии и Африке, а не у нас)