Смекни!
smekni.com

Возникновение и эволюция доктрины превосходства греков над варварами (стр. 20 из 43)

Раба не считали инвентарём поместья, рабы несли ответственность за некоторые действия перед судом (в более позднее время его подвергал наказанию сам хозяин), они выступали поручителями и могли быть усыновлёнными. Рабы принимали участие в отдельных религиозных поклонениях и торжествах. По религиозным убеждениям рабы имели право на отдых и праздники, а очень грубое отношение к рабам, необоснованное кровопролитие считалось неугодным богам [54].

Чёткость границы между свободой и рабством ослабляли переходные формы от рабства к свободе категории зависимости: клиентская связь, домашнее рабство, кабальное должничество. Наименьшее количество прав было у рабов-военнопленных, т.к. они не были объединены с рабовладельцем ни племенными, ни родственными, ни религиозными отношениями. Классовые противоречия у антагонистических классов ещё не открылись, они были переплетены с социальными противоречиями других подневольных слоёв населения: обнищавших плебеев, кабальных должников, клиентов.

В III в. до н. э. в общественной и жизни Рима совершились глубокие модификации. Патриархальное рабство к этой поре сформировалось в так называемое классическое рабство, т.е. рабовладельческий способ производства достиг своего расцвета. Патриархальное рабство появилось у многих народов мира при распаде у них родового строя и создании классовых отношений. Процесс общественного развития и образования классов отдельных народов позволил им перейти на более высокие, нежели рабство, общественные отношения, тем самым пропустив стадию классического рабства. Рабовладельческая общественная формация у этих народов не получила законченного развития.

Изучение рабовладельческих отношений в римском государстве приобретает научный смысл, т.к. оно делает возможным понимание сущности рабовладельческого процесса производства, его движущих сил и его созревание во всей всесторонности. В IV – III вв. до н. э. на территории Италии в греческих городах-колониях Южной Италии и Сицилии совершился переход к классическому рабству. Доминирующим сформированное рабство стало в большем количестве областей Апеннинского полуострова лишь во II в. до н. э.

По мнению ряда ученых, основным и единственным основанием перехода к развитым формам рабства являются успешные римские завоевания. Удачные военные походы явились причиной притока рабов в Италию и проникновению рабства во всевозможные сферы жизни. Данное толкование не вполне правильно, т.к. оно отталкивалось не от наблюдения за процессом внутреннего становления римского общества, а только от внешнего фактора. Существенные основания таятся не в войнах, а в характере социально-экономического развития римского общества. Оформившиеся рабовладельческие отношения возникли в греческих колониях и в отдельных этрусских городах в IV – III вв. до н. э. как итог внутреннего развития, влияя на оформление классического рабства в прочих областях Апеннинского полуострова, например, в Лации и Риме.

Внутреннее развитие социальных отношений в Риме в IV – III вв. до н. э. привело к становлению форм классического рабства. Фиксация земли, распространение личной собственности, формирование ремёсел, торговли, денежного обращения, развитие товарного хозяйства вызывали необходимость в недорогой рабочей силе. Основным источником рабочей силы в стране были в раннее время плебеи, зависимые клиенты, должники. Но противостояние плебеев и патрициев закончилось запретом долговой кабалы, смягчением экономической зависимости клиентов, значительная часть клиентов и плебеев приобрела незначительные земельные участки. Привлечь к труду одного мелкого собственника на благо другого, находящегося в равных правах с ним и владеющего собственной землёй, было невозможно. В этом случае рабочей силой являлись рабы, полученные из внешних источников, лишённые прав и собственности. Это послужило причиной обострения военной агрессии Рима, массовый грабёж и порабощение местного населении. По причине развития рабства видоизменялся и характер войн Рима; они разные в V – IV вв. до н. э. и II – I вв. до н. э. При захвате разных областей Италии в V – IV вв. до н. э. римляне были нацелены сначала конфисковать землю (от 1/3 до 2/3) у завоёванного народа. Войны II – I вв. до н. э. отличались более жестоким характером, им сопутствовало массовое порабощение самого населения. Конечно, богатый наплыв рабов и денежных средств из иных источников содействовал росту и насаждению рабства. В итоге «классическое» рабство в Риме было следствием развития и увеличения производства и классовой борьбы внутри римского общества. Войны только форсировали этот процесс.

Основным производителем в римском обществе был раб. Общество нуждалось в новых массах рабов. Удовлетворить эту постоянно растущую потребность в рабах можно было из нескольких различных источников. Война была основным из них. При удачных военных действиях в руки победителей попадали не только массы пленных воинов, гражданского населения, но и их имущество переходили к последним. При многих удачных войнах Рима II – I вв. до н. э. на рынок было поставлено большое количество пленённых масс. Квестор продавал их с аукциона крупными партиями, которые покупали работорговцы, находившиеся рядом с римским войском.

Долговое рабство для римских граждан было уничтожено в 326 г. до н. э. Оно имело силу для населения Италии и провинций, не имеющих прав римского гражданства. Как пишет В.М. Парфенов, «пользуясь попустительством римской администрации, римские сборщики налогов в провинциях давали в долг жителям деньги под огромные ссудные проценты (до 48 %), а когда должники оказывались не в состоянии уплатить долг, их закабаляли, производя опустошения, как при военных действиях. Таким образом, долговое рабство в провинциях служило одним из источников рабства во II – I вв. до н. э.» [82].

Ещё одним из источников пополнения рабской силы было одобрение некоторыми рабовладельцами внутреннего воспроизводства, т.е. воспитание рабов, рождённых рабынями. Воспитывавшиеся с ранних лет в рабстве, они были хорошо обучены, послушны и поэтому высоко ценились. Выращивание такого раба и его цена была дороже, чем специальная покупка взрослого. Этот процесс был менее выгодным, чем покупка взрослого раба на рынке в эпоху завоевательных походов Рима II – I вв. до н. э. Внутреннее воспроизводство рабочей силы затруднялось лишением рабов семьи.

Ещё одним из способов пополнения рынка рабов было пиратство. Грабеж кораблей и приморских селений, похищение людей и продажа их в рабство давали небольшое количество рабов. В конце II – первой половине I в. до н. э. пиратами поставлялись широкие категории рабов, что позволило пиратству существовать с ещё большим размахом. Экономическое значение пиратства было невелико, как и таких способов пополнения рынка рабов, как, например, продажа в рабство своих детей, самопродажа, обращение в рабство за воровство, поджигательство, дезертирство и т.д.

«К середине II в. до н. э. в средиземноморских странах развилась оживлённая работорговля. Торговлю рабами нельзя считать особым источником рабства. На рынке продавали рабов, которые оказались таковыми либо в силу пленения, либо за долги. Под источником рабства следует понимать тот или иной способ превращения свободного человека в раба, в то время как работорговля лишь перемещает раба от одного хозяина к другому, не меняя его социального положения» [54].

В древнейшее время было три основных варианта возникновения рабского состояния: пленение воинов другого вражеского государства, иноплеменники, находящиеся на территории Рима, обращённые в рабство, и рождение ребёнка от рабыни. Этот способ был применим, т.к. правовой статус отца приобретали только дети, рождённые в узаконенном браке, каковой исключался с рабыней. «Вначале определяющим был статус матери в момент родов, затем, в послеклассическую эпоху, – любой отрезок времени, в который мать была свободной в период беременности. Возможно было обретение рабского состояния и свободнорождённым римлянином. К примеру, по инициативе потерпевшего рабом мог стать вор, застигнутый на месте преступления, или член семьи, проданный её главой в рабство. Свободнорождённые римляне не могли быть рабами (до периода империи) на территории своего государства, они продавались за границу – trans Tiberim. Соотношение источников рабства к началу классического периода меняется: запрещается порабощать сограждан, сокращается долговая кабала. Возникновение рабского состояния связывается с определёнными наказаниями за преступления. Обращались в рабство приговорённые к смертной казни, каторге. Та же участь постигала свободную женщину, уличённую в интимной связи с рабом и продолжавшую её, несмотря на предупреждение. Мог быть возвращён в рабское состояние неблагодарный по отношению к своему бывшему господину вольноотпущенник» [87].

В каждом городе был в наличии рынок рабов, любой гражданин мог приобрести или продать раба. Раб реализовался, как и любой иной товар: для того, чтобы сбыть раба по более дорогой цене, хозяин одевал его в новую одежду, заплетал волосы. Отличительным признаком продажи раба были помеченные мелом ноги и венок на голове. Продавец детально сообщал покупателю обо всех совершенствах и изъянах раба [54].

В начале исторической жизни Рима рабов было немного; даже около середины V в. до н. э., по указанию Дионисия Галикарнасского, на общую цифру населения в 440 тыс. приходилось не более 50 тыс. рабов вместе с вольноотпущенниками. В эту эпоху римляне – небогатые, суровые, не нуждавшиеся в большом количестве рабочих рук – нередко после выигранной битвы поголовно избивали пленных врагов: после поражения самнитян, например, 4 тыс. пленных были в один день перебиты специально для того посланными воинами. Положение раба регулировалось в то время не правом – он вовсе был исключён из состава гражданского общества, – а нравами и обычаями и было вообще сносным. Рабы – преимущественно военнопленные – были близки своим господам по расе, языку, верованиям и образу жизни. Господин лично знал своих рабов, вместе с ними обрабатывал свою землю, да и внутри дома его занятия ничем не отличались от занятий рабов; последние до известной степени почитались членами семьи, являлись нередко в качестве советников и товарищей своего господина, ели с ним за одним столом, вместе отправляли религиозные торжества. У них была своя собственная семья; им дозволялось сберегать для себя имущество, которое впоследствии могло служить для них средством выкупа на свободу. С течением времени прежде скромные отчины римских патрициев превратились в обширные поместья; система завоеваний требовала постоянных отлучек граждан из дому, а, следовательно, и увеличения подневольного труда. При таких условиях поголовное истребление военнопленных прекратилось: теперь их стараются захватить как можно больше. Фабий Кунктатор из одного Тарента вывел 30 тыс. рабов. После побед Павла Эмилия в Эпире было продано до 150 тыс. пленных. При завоевании Понта Лукуллом предложение рабов настолько превысило спрос, что раб стоил всего 4 драхмы. Марием было взято в плен 90 тыс. тевтонов и 60 тыс. кимвров. Цезарь раз продал в Галлии до 63 тыс. пленных; вообще Плутарх приписывает ему «великую честь» обращения в рабство 10 млн людей. Август вывел из страны салассов 44 тыс. пленных. По свидетельству Иосифа Флавия, после оргии убийств, ознаменовавшей взятие Иерусалима Титом, в руках римлян осталось ещё 97 тыс. рабов. Морское разбойничество, в эпоху первого триумвирата достигшее кульминационного пункта, также значительно содействовало увеличению числа рабов. Третьим источником рабства было право кредитора обратить в рабство своего должника – право, легализированное законами двенадцати таблиц. По истечении срока займа должнику предоставлялся один месяц льготы; если долг не уплачивался, суд отдавал должника кредитору и последний держал его у себя дома в оковах в течение 60 дней. Закон определял для таких случаев количество хлеба, которое получал заключённый (не менее 1 фунта на день), и вес оков (не более 15 фунтов). За время заключения кредитор три раза мог выводить своего должника на рынок и объявлять сумму долга. Если никто не выражал желания выкупить его, он превращался в раба, которого кредитор мог продать, но только вне римской территории.