Смекни!
smekni.com

Понятие о любви в учении Владимира Соловьева (стр. 1 из 4)

Алтайский государственный институт искусств и культуры

Контрольная работа

по философии

тема

Понятие о любви в учении Владимира Соловьева

Работу выполнила:

студентка II курса

КДД заочного отделения

Дубовецкая Л.И.

Барнаул 2003


Владимира Сергеевича Соловьева можно считать классиком русской идеалистической философии. Он родился 16 января 1853 года в городе Москве. Его отцом был известный русский историк Сергей Михайлович Соловьев. Мать Владимира Соловьева Поликсена Владимировна имела своим предком самобытного русского мыслителя XVIII века Григория Сковороду. Владимир Соловьев поучил великолепное образование, чему способствовала домашняя атмосфера.

Уже в раннем детстве религиозная вера Соловьева была очень сильной. В десять лет он испытал видение, которое было вызвано волнениями, связанными с первой любовью. Это неземное видение он описывает в стихотворении «Три свидания» - это был женский образ.

Пронизана лазурью золотистой,

В руке держа цветок нездешних стран

Стояла ты с улыбкою лучистой,

Кивнула мне и скрылася в туман.

Это видение имело огромное воздействие на всю последующую жизнь Соловьева. По общему мнению многих, его философию можно назвать философией вечной женственности.

В 13 лет он испытал духовный кризис и отошел от веры в Бога. По убеждениям своим он был нигилистом – склонялся к позитивизму и к материализму. Соловьев поступает на физико-математический факультет МГУ, но затем переходит на историко-философский факультет, энергично изучая философию. Это было связано с новым духовным переворотом в душе Соловьева. Он вновь вернулся к Богу и поставил своей задачей соединить веру и разум.

После окончания университета Владимир Соловьев защитил магистерскую диссертацию и некоторое время работал преподавателем. Но вскоре он оставил преподавательскую деятельность и стал жить как свободный литератор и публицист. Соловьев был человек весьма впечатлительный, экспансивный, жадный до новых жизненных ощущений. Он часто менял свое место жительства, никогда не имел собственной семьи и собственного угла. Часто жил у своих знакомых и даже смерть свою встретил на даче у своих друзей.

В молодости Соловьев освоил многие философские системы Запада – Гегеля, Шелменга, Шопегауэра, Гартмана и других. В 1875 году Владимир Соловьев совершает путешествие в Англию. Здесь его снова посетило видение Софии Премудрости Божьей. Примечательно, что женщину, которую он любил, тоже звали Софьей. Но брак между ними так и не состоялся.

Среди друзей Владимира Соловьева следует назвать Н.Н. Страхова, А.А. Фета, К. Монтьева. Однако все эти дружбы, как правило, кончались размолвками, нередко по причине идейных разногласий.

Что касается внешности Соловьева. То люди, видевшие его, отмечают следующие черты: черные длинные волосы, лицо круглое, бледное с красивыми сине-серыми глазами, большой бородой, с необычайно одухотворенным выражением, как бы не от мира сего. Он был очень худ и хрупок с виду, но во всем облике Соловьева сквозило выражение большой доброты. Это проявлялось и в его отношениях с друзьями и знакомыми. Когда, например, у него просили денег, он вынимал бумажник и давал, не глядя, сколько захватила рука, а когда не было денег, то снимал с себя верхнюю одежду.

Среди его привычек и пристрастий можно отметить игру в шахматы. Владимир Соловьев очень любил поэзию, и сам писал стихи. Современники особенно отмечали смех Владимира и любовь к остроумным анекдотам.

Как примечательное событие в жизни Соловьева, следует отметить его публичную лекцию 28 марта 1881 года в Петербургском университете, в которой он призвал царя помиловать убийц Александра II. После этой лекции преподавательская работа Соловьева закончилась раз и навсегда.

В 80-е годы Владимир Соловьев уделяет особое внимание написанию работ чисто религиозного характера.

В последние годы жизни Соловьев опять вернулся к философии. Он пишет работы: «Красота в природе», «Смысл любви», «Теоретическая философия», «Оправдание добра» и другие. Для этого периода его жизни характерно ухудшение здоровья и усиление плохих предчувствий.

Умер Владимир Сергеевич Соловьев 31 июля 1900 года в имении Трубецких. Похоронен он был на Новодевичьем кладбище рядом с могилой отца.

Статья первая

Обыкновенно смысл половой любви полагается в размножении рода, которому она служит средством. Значительная часть организмов как растительного, так и животного царства размножается бесполым образом: делением, почкованием, спорами, прививкой. Правда, высшие формы обоих органических царств размножаются половым способом.

В пределах живых, размножающихся исключительно половым образом (отдел позвоночных), чем выше поднимаемся мы по лестнице организмов, тем сила размножения становится меньше, а сила полового влечения, напротив, больше. Наконец, у человека сравнительно со всем животным царством размножение совершается в наименьших размерах, а половая любовь достигает наибольшего значения и высочайшей силы, соединяя в превосходной степени постоянство отношения (как у птиц) и напряженность страсти (как у млекопитающих). «Итак, считает философ, половая любовь и размножение рода находится между собою в обратном отношении: чем сильнее одно, тем слабее другая». (с.494)

Если рассматривать половую любовь исключительно в мире человеческом, где она несравненно более чем в мире животном, принимает тот индивидуальный характер, в силу которого именно это лицо другого пола имеет для любящего безусловное значение как единственное и незаменимое, как цель сама в себе. В мире человеческом, где индивидуальные особенности получают гораздо больше значения, нежели в животном и растительном царстве, природа (иначе мировая воля, воля в жизни, иначе – бессознательный или сверхсознательный мировой дух) имеет в виду не только сохранение рода, но и осуществления в его пределах множества возможных частных или видовых типов и индивидуальных характеров. Но кроме этой общей цели – проявления возможно полного разнообразия форм – жизнь человечества, понимаемая как исторический процесс, имеет задачей возвышение и усовершенствование человеческой природы.

Владимир Соловьев пишет: «Мы не находим ничего подобного – никакого соотношения между силою любовной страсти и значением потомства. Прежде всего мы встречаем совершенно необъяснимый для этой теории факт, что самая сильная любовь весьма часто бывает неразделенною и не только великого, но и вовсе никакого потомства не производит». (с.497)

Особенно сильная любовь большею частью бывает несчастна, а несчастная любовь весьма обыкновенно ведет к самоубийству в той или другой форме, и каждое из этих многочисленных самоубийств от несчастной любви явно опровергает ту теорию, по которой сильная любовь только затем и возбуждается, чтобы, во что бы то ни стало произвести требуемое потомство, которого важность знаменуется силою этой любви, тогда как на самом деле во всех этих случаях сила любви именно исключает самую возможность не только важного, но и какого бы то ни было потомства.

«Видеть смысл половой любви в целесообразном деторождении – значит признавать этот смысл только там, где самой любви вовсе нет, а где она есть, отнимать у нее всякий смысл и всякое оправдание. Эта мнимая теория любви, сопоставляемая с действительностью, оказывается не объяснением, а отказом от всякого объяснения». (с.499)

Когда субъективное чувство говорит нам, что любовь есть самостоятельное благо, что она имеет собственную безотносительную ценность для нашей личной жизни, то этому чувству соответствует и в объективной действительности тот факт, что сильная индивидуальная любовь никогда не бывает служебным орудием родовых целей, которые достигаются помимо нее.

Статья вторая

соловьев философия идеалистическая человеческая любовь

В пределах своей данной действительности человек есть только часть природы, но он постоянно и последовательно нарушает эти пределы; в своих духовных порождениях – религии и науке, нравственности и художестве – он обнаруживается как центр всеобщего сознания природы, как душа мира, как осуществляющаяся потенция абсолютного всеединства, и, следовательно, выше его может быть только это самое абсолютное в своем совершенном акте, или вечном бытии, то есть Бог.

Преимущество человека перед прочими существами природы – способность познавать и осуществлять истину – не есть только родовая, но и индивидуальная: каждый человек способен познавать и осуществлять истину, каждый может стать живым отражением абсолютного целого, сознательным и самостоятельным органом всемирной жизни.

Истина, как живая сила, овладевающая внутренним существом человека и действительно выводящая его из ложного самоутверждения, называется любовью. Любовь, как действительное упразднение эгоизма, есть действительное оправдание и спасение индивидуальности. Любовь больше, чем разумное сознание, но без него она не могла бы действовать как внутренняя спасительная сила, возвышающая, а не упраздняющая индивидуальность. В мире животных вследствие отсутствия у них собственного разумного сознания истина, реализующаяся в любви, не находя в них внутренней точки опоры для своего действия, может действовать лишь прямо, как внешняя для них роковая сила, завладевающая ими как слепыми орудиями для чуждых им мировых целей; здесь любовь является как одностороннее торжество общего, родового над индивидуальным, поскольку у животных их индивидуальность совпадает с эгоизмом в непосредственности частичного бытия, а потому и гибнет вместе с ним.

Владимир Соловьев считает «Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности чрез жертву эгоизма. На этом общем основании мы можем разрешить и специальную нашу задачу: объяснить смысл половой любви. Недаром же половые отношения не только называются любовью, но и представляют, по общему признанию, любовь по преимуществу, являясь типом и идеалом всякой другой любви». (с.505)