Смекни!
smekni.com

Информационные технологии как средство трансформации повседневной жизни человека (стр. 20 из 25)

Объясняя смысл ситуации коммуникативного действия, Ю. Хабермас использовал гуссерлевское понятие «Lebenswel», «жизненный мир», объединив его с «символическим интеракционизмом» Дж. Мида. Lebenswelt понимается им как «заслуживающая доверия почва повседневной жизненной практики и опыта относительно мира»; это также некоторое целостное знание, которое есть где-то на заднем плане жизненного опыта и (до поры до времени) лишено проблемных конфликтов. В отличие от гносеологических концепций, апеллирующих к некоему идеальному незаинтересованному наблюдателю, Ю. Хабермас ведёт свою теорию коммуникативного действия к прояснению таких его предпосылок, как «телесность» реального индивида, его жизнь в сообществе, его субъективность, спаянная с традицией. Ю. Хабермас признаёт, что Lebenwelt – как и позиция «незаинтересованного наблюдателя – есть своего рода идеализация». Но он вдохновляется тем, что жизненный мир есть и действительный горизонт, и постоянная кулиса повседневной коммуникации, повседневного опыта людей. «Жизненный мир, – пишет Ю. Хабермас, – обладает не только функцией формирования контекста (коммуникативного действия – авт.). Одновременно это резервуар, из которого участники коммуникации черпают убеждения, чтобы в ситуации возникшей потребности во взаимопонимании предложить интерпретации, пригодные для достижения консенсуса. В качестве ресурса жизненный мир конститутивен для процессов понимания. ...Мы можем представить себе жизненный мир, поскольку он привлечён к рассмотрению в качестве ресурса интерпретаций, как языково организованный запас изначальных допущений, предпочтений) (Hintergrundannahmen), которые воспроизводятся в виде культурной традиции». В коммуникативной повседневной практике, утверждает Ю. Хабермас, не существует незнакомых ситуаций. Даже и новые ситуации всплывают из жизненного мира. «За спинами» действующих субъектов всегда остаются язык и культура. Поэтому их обычно «опускают», когда описывают ту или иную ситуацию. «Взятое в качестве функционального аспекта взаимопонимания коммуникативное действие служит традиции и обновлению культурного знания; в аспекте координирования действия оно служит социальной интеракции и формированию солидарности; наконец, в аспекте социализации коммуникативное действие служит созданию личностной идентичности. Символические структуры жизненного мира воспроизводят себя на пути непрерывного существования знания, сохраняющего значимость, на пути стабилизации групповой солидарности и вовлечения в действие «Aktoren» (действующих лиц), способных к рациональному расчёту. Процесс воспроизводства присоединяет новые ситуации к существующим состояниям жизненного мира, а именно ситуации в их семантическом измерении значений и содержаний (культурных традиций), как и в измерении социального пространства (социально интегрированных групп) и исторического времени (следующих друг за другом поколений). Этим процессам культурного воспроизводства, социальной интеграции и социализации соответствуют – в качестве структурных компонентов жизненного мира – культура, общество и личность». Итак, с точки зрения Ю. Хабермаса, повседневный жизненный мир – это некий фон, в котором находятся коммуникативно действующие индивиды, это запас «образцов толкования», передаваемый при помощи культурных традиций и организуемый языком.

Коммуникативные действия ориентированы на смысловое их восприятие другими людьми. Ядро повседневной коммуникации составляет область устоявшихся значений конвенционального характера. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, чтобы её участники владели системой коммуникации (кодов), позволяющих им интерпретировать сообщения (тексты) друг друга. Элементами коммуникации и носителями значений является всё, что попало в пространство жизнедеятельности людей – элементы ландшафта, устройство жилища и интерьер, одежда, а также многочисленные текстовые коммуникации. Коммуникационная среда представляет собой набор смысловых кодов или устоявшихся значений, истолковываемых определённым образом.

Рассматривая проблему истолкования повседневного опыта, Дж. Келли отмечает, что человек смотрит на мир через прозрачные шаблоны, которые он создал и которые он пытается подтвердить через реальности мира. Эти шаблоны или шкалы Дж. Келли определил как личностные конструкты, т.е. категории мышления, посредством которых человек интерпретирует или истолковывает свой жизненный опыт. Для формирования конструкта необходимо, по крайней мере, три элемента, два из которых должны восприниматься как схожие, а третий элемент должен восприниматься как отличный от этих двух [73]. Люди всегда пользуются категориями, которые помогают упрощать окружающую реальность, укладывать объекты и события в определённую, понятную систему. Отдельные категории складываются в индивидуальные, групповые и профессиональные структуры, которые могут иметь разные названия – иерархии категорий и ценностей, когнитивные модели, парадигмы или системы конструктов. Хотя личностные конструкты индивидуальны, именно они лежат в основе общности. Как отмечал Дж. Келли, люди принадлежат к одной культурной группе не просто потому, что ведут себя сходным образом, и не потому, что ожидают того же от других членов группы, а, главным образом, потому, что истолковывают свой опыт одинаковым образом.

Рассмотрим специфику коммуникативной среды в условиях растущей информатизации. Развитие информационных технологий трансформирует всю структуру коммуникативного опыта человека. В настоящее время активно развиваются сверхбыстрые и сверхдальние средства коммуникации. Среди важнейших из них следует назвать электронную почту, объём сообщений в которой уже к концу ХХ в. превысил объём традиционных почтовых отправлений. Стремительно развивается сотовая связь, широкополосный и мобильный Интернет. Оснащённый автомобилем, мобильным телефоном, компактным компьютером с доступом к Интернету, имеющий возможность пользоваться разветвлёнными глобальными сетями транспортных и электронных коммуникаций, современный житель планеты приобретает несравнимые с прежними коммуникационные ресурсы. Компьютерные сетевые технологии создают возможности многосторонней коммуникации. Смысл многосторонней коммуникации в том, что каждый индивид, получающий информацию посредством того или иного канала, в равной мере способен принять участие в полном и идентичном контексте дискуссии, имеет возможность слышать и быть услышанным. Современный человек имеет возможность одновременно поддерживать контакты с десятками и сотнями людей, включая представителей различных культур и различных социальных слоёв. Это требует от личности высокой коммуникативной компетентности (в том числе языковых знаний и навыков работы с различными средствами передачи информации).

В последние годы контакты между людьми становятся всё более виртуально опосредованными. С точки зрения А.И. Каптерева, виртуальная коммуникация как разновидность смысловой коммуникации, содержанием которой является обмен образами, информационными по природе и различающимися по способам их восприятия, возникла на определённом этапе культурогенеза, когда из поведенческого канала выделяются вербальный и музыкальный [70, с. 277–278]. Она развивалась параллельно с появлением новых коммуникационных каналов. Виртуальная коммуникация эпохи Интернета является очередным скачком качественных изменений и отличается рядом особенностей [70, с. 278–281]:

1. Поливременность и полибытийность, дающие возможность одновременно присутствовать в разных коммуникационных актах, в том числе и в качестве разных лиц.

2. Анонимность, обусловленная развитием опосредованных форм человеческого общения, допускающих неоднозначную идентификацию объектов общения. Взаимодействуя с виртуальной средой, человек имеет ряд возможностей: остаться самим собой, говорить от имени дискретной части своей целостности, принять вымышленные инивидуальности или остаться полным анонимом, а в некоторых случаях стать ещё и «человеком-невидимкой». В большинстве созданных инструментальных сред и виртуальных сообществ человек может назваться любым именем. Мультимедиаторы предлагают даже возможность выбрать себе визуальный образ – аватар.

3. Актуальность. Виртуальная реальность существует актуально, не «здесь», но «сейчас». «Синхронная коммуникация» подразумевает, что люди одновременно сидят за компьютерами и общаются по Интернету в реальном времени. «Асинхронная коммуникация» не требует от людей немедленной интеракции (как, например, электронная почта). В обеих коммуникативных ситуациях – как синхронной, так и асинхронной (исключая видеоконференции и интернет-телефонию) время растягивается практически до бесконечности. Киберпространство творит уникальное темпоральное пространство, где при условии продолжения интеракций интерсубъективное время обоюдно растягивается.