Смекни!
smekni.com

Материя (стр. 3 из 3)

В социальной форме движения, помимо материальных элементов, учитывается идеальная реальность, человеческое сознание, обеспечивающее функционирование и развитие общества как целого. Социальное движение - процесс и вместе с тем результат взаимодействия людей в формах деятельности.

1.4 Пространство и время – формы существования материи

Исторически сложились два подхода в понимании пространства и времени. Первый - субстанциональный - рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности наряду с материей. Эта идея, намеченная Демокритом, воплотилась в геометрии Евклида, получила свое выражение в концепции абсолютного пространства и времени И. Ньютона.

Второй - реляционный подход - наметился у Аристотеля и был развит Р. Декартом, Г. Лейбницем, Д. Толандом, Л. Фейербахом, Ф. Энгельсом, воплотился в неевклидовой геометрии, получил математическое обоснование в теории относительности Эйнштейна. В этой концепции пространство и время рассматриваются не как особые субстанции, а как формы существования вещей, изменений всего материального. Так, в социальной жизни рост величин во времени (например, рост населения, капитала, знаний, научной информации) увязан с пространственным распределением этих процессов (с урбанизацией, распределением капитала, центрами кристаллизации знания).

Пространство – форма существования материального мира, которая характеризует структурированность, дифференцированность, взаимное расположение, протяженность, соразмерность, объем, величину, взаимодействие его образований.

Объекты представляют собой процессы, развертывающиеся по стадиям, характеризующимся длительностью, скоростью, ритмом и темпом.

Время – форма бытия материи, характеризующая преимущественно ее изменчивость, длительность существования объектов и последовательность смены их состояний. Время противоречиво: течет непрерывно и длится прерывно из-за конечности каждого акта изменения. Момент выступает как зафиксированное «мгновение» движения, как преходящий элемент временной структуры бытия. Трем модусам времени - прошлому, настоящему и будущему - соответствуют три состояния сознания: память, созерцание и творчество.

Различают реальное, перцептуальное (отраженное реальное в сознании человека) и концептуальное пространство и время. Последнее - это теоретические модели описания реальных пространства и времени. Таковыми выступают трехмерное эвклидово пространство, четырехмерное пространство-время теории относительности, многомерные модели. Не исключено, что развитие материи порождает наряду с нашей Метагалактикой множество различных миров с иными размерностями пространства-времени и другими значениями фундаментальных мировых констант, физических величин, управляющих превращениями элементарных частиц.

На разных уровнях организации материи имеются разные структуры пространства и времени.

В локальных областях макромира пространство-время характеризуется эвклидовой геометрией. В масштабах галактик и Метагалактики существенную роль играет кривизна пространства, связанная с взаимодействием тяготеющих масс. Метагалактика пульсирует, переходя от расширения к сжатию и наоборот. Ньютон считал: время ни от чего не зависит и течет с постоянной скоростью из прошлого в будущее. Согласно теории относительности, лежащей в основе релятивистской физики, время относительно и находится в зависимости от скорости движения объекта. При движении, приближающемся к скорости света в вакууме (300 тыс. км в секунду), время замедляется.

Согласно современным представлениям, пространственную организацию живых молекул характеризует «лево-правое» расположение в группировках атомов, симметрия и асимметрия в строении органов, в композиции частей тела сложных организмов. Это обеспечивает активно-приспособительные реакции животных и растений к внешней среде. В живых организмах существует множество периодических процессов, характеризующих, в зависимости от состояния обмена веществ, возникающую и затухающую активность клеток и отдельных органов, которые выступают в функции «биологических часов».

Тот или иной историко-культурный образ жизни формирует социально-исторические представления о пространстве и времени. В древности господствовало циклическое представление о времени, что было связано с большой ролью традиций, с медленными переменами в жизни общества. материя бытие пространство время

Буддизм считает, что в потоке времени все старится и приближается к превращению в «ничто»; бытие вещей иллюзорно, а жизнь превращается в бессмысленное обольщение земными надеждами. В средневековом христианстве понятия прошлого и будущего обрели устойчивый смысл (грехопадение - искупление - спасение). Любая среда обитания человека (пространство) была ориентирована по полюсам символов добра и зла, спасения и гибели. Время и пространство рассматривались, таким образом, с позиций идеального, ценностного характера. Русская религиозная философия трактовала время как безостановочное, безжалостное к настоящему. Время не всесильно над вечностью, которая только и дает смысл жизни.

Социальное пространство включено в пространство биосферы и космоса и обладает особым человеческим смыслом, несет на себе печать культуры. Оно вбирает предметный мир, создаваемый и обновляемый человеком в его деятельности, самого человека и его отношения к другим людям. Социальное время является внутренним временем общественной жизни и вплетено во внешнее по отношению к нему время природных процессов. Выделяется также время индивидуального бытия человека, которое определяется протеканием различных социально и индивидуально значимых для него событий. Социальное измерение является функцией активности человека: чем выше любознательность, инициатива, напряженность деятельности у человека, тем больше единиц психологического времени расходуется в одном интервале.

Социальное время, с позиций современной философии, выступает не как прямая линия и не как круг, а является скорее синусоидальной линией или волной со своими отрезками «сгущения» и «разрежения», со своими точками «максимума» и «минимума» интенсивности социальных процессов. Вероятно, точками «максимума», когда произошел «выброс» гениев (один из показателей прогресса социума), были «золотой» век Древних Афин (классический этап античной философии), эпоха Возрождения в Западной Европе.

Динамизм социального времени сочетается с силой исторической инерции. Она выражается в привычных способах хозяйствования, сложившихся традициях, образе жизни, менталитете и т.п. В ходе модернизации социума необходимо учитывать обе тенденции:

а) превращение, изменение;

б) относительные стабильность, покой.

Ускорение движения в результате использования новых транспортных, коммуникационных и информационных технологий «уплотняет» пространство и «ускоряет», «минимизирует» время. По мере прогресса общества создаются относительные возможности для контроля над пространством и временем. Интенсивность названных процессов у разных народов и государств, отличающихся степенью развития технологий, разнится.


Список использованных источников

1. Алексеев П.В. Философия /Алексеев П.В., Панин А.В. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. – 608 с.

2. Я.С. Яскевич Философия / Под общ. ред. Я.С. Яскевич – Минск, 2006 – 308 с.

3. Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков – Мн.: Выш. шк., 2008. – 431 с.

4. Спиркин А.Г. Философия / Спиркин А.Г. 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006. - 736 с.